OBRAZ NARODNOGO LEKARYa V GLAZAKh SOVREMENNIKOV
- Authors: Petukhova MG1, Mishchenko TA1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 8, No 1 (2019)
- Pages: 88-90
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/135
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Врач - одна самых благородных, гуман- ных и востребованных профессий на сегод- няшний день. Общество и наука постоянно движется вперед, это развитие способствует тому, что появляются и исчезают различные виды профессиональной деятельности. Не- сомненно, значимость врача еще долго будет занимать лидирующую позицию. Однако, на- ряду с профессиональной медициной, осно- ванной на достижениях науки, до сих пор су- ществуют традиционные народные практики лечения. «Народная медицина - совокупность бо- лее-менее целесообразных приемов лечения, выработанных стихийным тысячелетним опытом народа» [7, с. 104], она возникла еще в первобытном обществе, заложив основу тра- диционной медицине. Сегодня она сохраня- ется как область традиционно бытовой куль- туры в различных этнографических группах. У восточных славян её первыми носителями были волхвы, которые в своих ритуалах ис- пользовали различные травы и части живот- ных, минеральные компоненты. Их лечение представляло собой магические способы вра- чевания, различные по степени мудрости, от варварских жертвоприношений, до научной прогностики. Свои знания и умения они пере- давали преимущественно устным путем из поколения в поколения. С принятием христианства у восточных славян представителями медицины стали так называемые народные врачеватели- знахари, лечцы. В узком понимании знахари -это ле- кари, применяющие травы, заговоры, масси- рование, водолечение и другие в сочетании с различными ритуалами [6]. К ним относятся: «бабки» («дедушки»); травницы; костоправы и другие «знающие» люди [5, с. 17]. Славян- ским народам было свойственно наделять и другие категории лиц сверхъестественными способностями, так как не могли найти быто- вое объяснении их занятию, к ним относили: пастухов, мельников, печников. В сферу деятельности народной медици- ны входит: педиатрия, хирургия ортопедия, акушерство, кожные заболевания. Помимо этого, существует лечение болезней, которые не признает традиционная медицина, а имен- но: «сглаз», порча, испуг, «криксы» (плач) у детей. Следует отметить, что некоторые из этих болезней постепенно входят в сферу вни- мания психотерапии. В других областях ле- чебной практики официальная медицина так же использует опыт народного врачевания [5, с. 17]. С распространением и закреплением хри- стианской церкви, у восточных славян разви- вается с XI века и монастырская медицина. Несмотря на то, что в своем лечении они ис- пользовали молитвы и знания тех же знахарей, отношение к народным врачевателям было враждебным. По канонам религии: «здоровье и болезнь людей находятся в ведении Бога и людям нельзя вмешиваться в дела Его», а зна- харское лечение означало обращение к бесам и гордыне, ведь они ставили себя наравне с Богом. В связи с этим запрещались травни- ки», «целебники» и «лечебники» - это литера- тура, в которой описаны не только знания по травам, хирургии, ортопедии, но и различные поверья, заговоры, магические привороты [5, с. 22]. Несмотря на это народная медицина оставалась бесспорным лидером по оказанию и доступности медицинской помощи у всех слоев населения. Развитие земской медицины в эпоху «великих реформ» Александра II не привело к ее общедоступности. Недостаток врачей сказывался еще и в том, что в светской медицине это профессия являлась сугубо мужской. Женщины в России могли обучаться лишь с последней четверти XIX века, преиму- щественно как акушерки, при этом не полу- чая профессии врача. Исследователь женско- го движения в России И.И Юкина отмечает, что основанный курс «ученых акушерок» при Медико-Хирургической Академии в 1872 году «преподавался незаконно, исключительно по инициативе профессуры и диплом врача не ждал слушательниц в конце трудного пути» [8]. ХХ век в медицине ознаменовался ярки- ми открытиями, однако это не смогло отбить популярность обращения к народному враче- ванию. Сибирская исследовательница заго- ворных практик Е.Ермакова отмечает: «Как в сельской местности, так и в городе суще- ствует негласное «перераспределение» лечеб- ных функций между медициной официаль- ной (врачами, фельдшерами) и традиционной (знахарями)» [2, с. 157]. Под традиционной медицинской куль- турой, или традиционной медициной, мы, вслед за Е.Е Ермаковой будем опираться на А.А Воронова. В его понимании это «не толь- ко традиционно выработанные способы ле- чения уже возникших заболеваний человека, но и всю систему профилактических, пре- вентивных традиционно сложившихся мер, направленных на предотвращение болезней [2, с. 157]. Поэтому, понятия: «традиционная медицинская культура», «традиционная ме- дицина» и «народная медицина», «народная медицинская культура», в нашем исследова- нии обобщены. Анализировать практики народной меди- цины помогает обращение к личности знаха- ря, уточнить его собирательный образ помога- ет сбор меморатов, под которыми понимаются устные рассказы, передающие воспоминания рассказчика о событиях, участником или оче- видцем которых он был. Данные нашего исследования были составлены со слов родных внуков «народного лекаря». Петуховы Ген- надий Васильевич и Александр Васильевич описывают медицинскую деятельность сво- его предка на протяжении 27 лет, с 1973 по 2000 год. Первые воспоминания о нем берут начало, когда им было 7-10 лет. Образ знахаря, свойственный представ- лениям жителей юго-запада Брянщины во вт. пол. XX в., предстает в личности Петухова Сергея Ермолаевича. Уроженец Мглинского района родился в 1910 году, в крестьянской семье, где знания и умения по народной ме- дицине передавалась наследственным путем, к старшему в семье, или на кого будет «знак», из близких родственников. Внуки рассказы- вают, что отличительной особенностью был дар в области хирургии, в Мглинском райо- не его называли костоломом.Интересно, что в данной местности под термином понималась лечебная практика, хотя толковый словарь Е.Ф. Ефремовой указывает - «костолом …тот, кто в драке ломает кости, наносит увечье про- тивнику» [3]. Исследуя биографию и методы лечения Сергея Ермолаевича, можно сделать вывод, что он был костоправом-это «челове- ком, не имеющего специального медицинско- го образования, но умеющий лечить вывихи, вправлять вывихнутые кости или правильно располагать переломанные» [1]. За это умение его очень уважали сельчане и часто обраща- лись из других сел, городов и даже областей. Один из случаев рассказал старший внук Сер- гея Ермолаевича: мужчина получил серьез- ную травму позвоночника, вначале страдал сильными болями, а потом перестал чувство- вать что-либо. Врачи в то время давали неуте- шительные прогнозы и говорили, что тот не сможет ходить. Семья больного обратилась за помощью к Сергею Ермолаевичу. Народный целитель взялся за лечение. Оно проходило три недели, в течение которых проводились физические манипуляции с позвоночником: массаж, упражнения, компрессы из лекар- ственных настоев и мазей. Осуществлялось лечение молитвами и заговорами. После прой- денного курса мужчина почувствовал облег- чение, смог вставать и самостоятельно передвигаться. Родственники вспоминают, как люди, получившие от него помощь, писали и заезжали в гости, отмечают, что помнил он всех, несмотря даже на преклонный возраст. С восхищением говорят об его сильных руках и умении видеть добрых людей и со злыми умыслами, что некоторые не выдерживали его проницательного взгляда. Был лекарь ху- дощавого телосложения, но мог согнуть лом голыми руками. Часто приходилось Сергею Ермолаевичу оказывать помощь не только по хирургии: лечил от сглаза, порчи; помогал бо- роться с бессонницей и укусами змеи; практи- ковал лечение в бане отварами и настоями. От сглаза советовал умываться утренней росой с окон дома, от ядовитых змей говорил нужный заговор. Сам он к своим умениям относился как к дару, не скрывал, но никогда не гордил- ся этим, считал, что на это «воля Божья», по- этому и не отнялась сила после осколочного ранения. За свои труды вознаграждения не брал, достаточно было ему устной благодар- ности. Родственники отмечают, что сам себя врачом даже не считал и когда понимал, что помочь не сможет, говорил прямо. Младший из внуков рассказывает, что в детстве сломал ключицу в нескольких местах, думали, что привычке поможет родственник, но тот ока- зал первую помощь и отправил в больницу. Еще при жизни многие хотели перенять его умения и личные записи, предлагали даже вознаграждение, упоминает Петухов Г.В. Свои знания Сергей Ермолаевич передал сво- ей старшей невестке- Петуховой Раисе Васи- льевне. Сделал он это незадолго до собствен- ной смерти, свой выбор обосновал тем, что на неё был знак. Передавал он записи три дня, уединенно и в одно время, чтобы об этом ни- кто не знал, кроме близких членов семьи. Дар костоправства она не унаследовала, но смогла лечить: сглаз, испуг, снимать порчу, была сила и наводить, но это было для нее под запретом из-за моральных убеждений [4]. Таким образом, народная медицина имеет свою историческую и социокультурную цен- ность, рассмотреть которую можно на кон- кретных примерах. Изученный нами образ народного лекаря позволяет сделать выводы, что человек, обладающий сверхъестествен- ными знаниями и умениями в медицине, был уважаем среди семьи, родственников, соседей, людей, которые обращались за помощью, вне зависимости от населенного пункта. Практи- кующий целитель не обязательно должен вы- деляться своим образом, поведением, бытом. Его отличительной особенностью является доброе имя, вошедшее в память своих паци- ентов, а также уникальные знания и способы народного врачевания.×
References
- Бабенко Л.Г. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. М.: "АСТ-Пресс", 2008 - 864 с. [Электронный ресурс]. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/ noun/fc/slovar-202-9.htm#zag-4332 (Дата обращения: 4.11.2018).
- Ермакова Е.Е. Сибирская заговорная традиция (конец XX-начало XXI вв.). Тюмень: Издатель Пашкин, 2005 - 496 с.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.М.: Русский язык, 2000. [Электронный ресурс]. URL: https://www.efremova.info/word/ kostolom.html#.W-xi8eRzDIU (Дата обращения: 6.11.2018).
- Записано со слов: Петухова Александра Васильевича 1966 год, Брянская область, город Унеча; Петухова Геннадия Васильевича 1963 год, Брянская область город Унеча.
- Поповкина Г.С. Знахари и знахарство у восточных славян юга Дальнего Востока России. - Владивосток: Дальнаука, 2008. - 200 с.
- Современная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВД") - 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://niv.ru/doc/ encyclopedia/modern/fc/slovar-192-1.htm (Дата обращения: 4.11.2018).
- Токарев С. А. Ранние формы религии - М.: Политиздат, 1990. - 622 с.
- Юкина И.И. Доктор Шабанова // Харизматические личности в истории России. СПб, Нестор, 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://www.a-z.ru/women/texts/yukina1r. htm (Дата обращения: 4.11.2018).