ISLAMSKAYa MEDITsINSKAYa ETIKA I EE OTRAZhENIE V KLASSIChESKOY LITERATURE I FOL'KLORE MUSUL'MANSKIKh NARODOV
- Authors: Masharipova AG1, Gelashvili EN1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 8, No 1 (2019)
- Pages: 55-58
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/121
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Медицина во все времена была связана с религией. И медицина, и религия неотделимы от жизни человека, начиная с зачатия и закан- чивая смертью, они затрагивают важнейшие мировоззренческие аспекты истоков жизни и существования человеческой души. Являясь составной частью всемирной истории науки и культуры, история медици- ны отражает развитие логики научной мысли, менталитет и научные воззрения разных на- родов. Мусульманская культура в течение сто- летий находилась во главе мировой цивили- зации. В области медицины ученые и врачи стран Востока и Средней Азии подняли ис- кусство врачевания на высочайший научный уровень и ускорили развитие наук в Западной Европе. Историю медицины в мусульманских государствах всегда определял тесный союз между философией, религией исламаи искус- ством врачевания болезней. Главный принцип восточной медицины, начиная с VII в., осно- вывался на понятии равновесия. Считалось, что «миссия врача заключается в приведении в равновесие и гармонизации всех функций организма за счет оздоровления человека на физическом, эмоциональном, душевном и духовном уровнях» [1, с. 218]. Ислам также предлагает комплексный подход к здоровью. Мусульмане верят в то, что все в жизни че- ловека происходит по воле Аллаха. Расстрой- ство функций организма бывает вызвано рядом причин, однако больной должен пони- мать, что Всевышний посылает ему болезнь либо в наказание за грехи, либо для того, чтобы испытать его стойкость и веру. Если человек заботится должным образом о своем теле, которое дано ему Аллахом во временное пользование, терпеливо переносит боль, лечится постом и молитвой, прибегая к по- мощи врачей, Аллах посылает ему исцеление и укрепление здоровья. В изречении Пророка Мухаммада: «Аллах не создал никакой болез- ни, кроме смерти, не дав исцеления, знает его тот, кто изучает, не знает тот, кто невежестве- нен» - заключается призыв к врачам непре- станно заниматься научными изысканиями новых способов лечения заболеваний. Около XIV в. в исламском мире автора- ми трудов по врачебному искусству стали религиозные ученые, которые стремились со- хранить богатство знаний, накопленных му- сульманскими врачами, и их практический опыт от исчезновения под давлением быстро развивающейся западной цивилизации. Эти труды имели общее название «Аль-Тибб аль- Набави», то есть «Медицина Пророка», име- нуемая сегодня«исламской медициной». В этих трактатах описывались принципы лече- ния по сунне, то есть преданиям, излагающим примеры из жизни исламского пророка Му- хаммада. Отвечая на вопросы сподвижников, Пророк Мухаммад давал множество рекомен- даций по излечению от недугов. «Медицина Пророка» объединяет в себе всё то, что свя- зано со здоровьем человека в течение жизни касательно его пищи, питья, жилья, женитьбы и так далее. Она включает законодательные аспекты осуществления медицинской прак- тики, ответственности врачей с точки зрения ислама. Сохранение здоровья для мусульман сто- ит на втором месте после сохранения рели- гии. Известно, что Всевышний Аллах сравнил спасение жизни одного человека со спасени- ем всего человечества. Поэтому профессия врача в мусульманском обществе считается не просто престижной, но и достойной благо- словения Аллаха, а к врачам предъявляются строгие моральные требования. «В книгах великих учёных, медиков-мусульман пере- числены желательные и обязательные адабы (правила внешнего и внутреннего этикета) касающиеся медицинской практики» [2, с. 1].Первый из адабов врача - вера в Аллаха и упование на него. Кодекс медицинской мусульманской эти- ки исходит из постулата, обязывающего вра- ча быть профессиональным и богобоязнен- ным в своей деятельности. Так как щедрость провидения Аллаха распространяется на всех людей без исключения, медицинская помощь должна оказываться всем страждущим в рав- ной степени. Врач-мусульманин должен тру- диться на благо человека и общества, уважая права личности на жизнь, безопасность и до- стоинство. Жизнь человека на всех ее стади- ях, начиная с эмбриональной, священна. По- этому врач не имеет права отнимать жизнь умирающего из-за его страданий, тем более совершать аборт (за исключением случаев аб- солютной медицинской необходимости). С древних времен было закреплено по- ложение о том, что раненных на войне защи- щают их раны, а пленников - их пленение. Таким образом, врач-мусульманин призван оказывать помощь больным, независимо от военных или политических обстоятельств. Мусульманская медицинская этика предоставляет пациенту любого уровня ма- териального достатка право на самую каче- ственную медицинскую помощь. Как сказал Пророк Мухаммад: «Самый слабый путеше- ственник - хозяин каравана (так как темп пу- тешествия определяется им)». Во имя науки мусульманам нельзя со- вершать греховных поступков. Врачи должны принимать участие в формировании и опреде- лении законности в религиозных аспектах до- стижений медико-биологических наук. Так, например, в Средние века врачам-мусульма- нам запрещалось вскрывать трупы людей, и они изучали анатомию на трупах обезьян, в наши дни ислам накладывает ряд ограниче- ний на эксперименты с геномом человека, на манипуляции в репродуктивной сфере, транс- плантологии и т.п. Во взаимоотношениях с пациентами врач-мусульманин обязан сохранять цело- мудрие и застенчивость. В мусульманских странах в определенных обстоятельствах не принято проводить осмотр и лечить пациен- тов противоположного пола без присутствия доверенного лица со стороны пациента. Запретное становится дозволенным настолько, насколько соблюдается мера чрезвычайной необходимости. Эта традиция соблюдается с глубокой древности. Известно, что в первых больницах Османской империи уже в XIVв. наравне с мужчинами-врачами трудились и женщины-врачи, успешно выполнявшие все медицинские манипуляции, включая опера- ции. В исламе подчеркивается, что отношения врача и его коллег или учеников должны быть основаны на братстве, сотрудничестве и вза- имном уважении. Образы врачей, воплощающих этиче- ский идеал врача-мусульманина знакомы нам благодаря классическим образцам средне- вековой арабской и персидской литературы, а также представлены в пословицах стран Ближнего Востока и Средней Азии. «Восточ- ные притчи напоминают врачам и больным важную истину о том, что в первую очередь люди должны заботиться о своем духовном здоровье, чтить Бога, выполнять его запове- ди» [3, c. 34]. В знаменитой притче «Аллах и врач» говорится о том, что Аллах может даже наказать врача, если тот, исцеляя физические недуги, станет препятствовать людям в осоз- нании грехов, из-за которых они страдают. Арабская пословица гласит: «Здоровье - от Аллаха, жалованье - от падишаха». Народная мудрость также образно иллюстрирует рели- гиозный постулат о богоугодности заботы о своем здоровье и обращении к врачам: «Бог дал человеку и чесотку, и руки, чтобы че- саться» (афганск.). В пословицах всех народов подчеркивается значимость профессии врача: «Не живи в той стране, где нет ни врача, ни судьи» (турецк.), «Без мудреца и врача не про- живешь» (туркменск.). Во время лечения врач обязан, прежде всего, стремиться к довольству Всевышне- го Аллаха, а не к накоплению богатства. Он должен быть искренним, честным, правди- вым, сострадательным. Проявлять терпение и смирение в общении с пациентами, невзирая на их социальное и имущественное положе- ние, характер и воспитание. Согласно исламу, Аллах возвышает в глазах других того, кто проявляет смиренность ради Него. Об этом говорится и в древних пословицах: «Больно- му словечко шепнул с любовью - вернул ему половину здоровья» (туркменск.), «Чуткость отличный лекарь. Врач приходит - больной выздоравливает» (турецк.). Во все времена, как светская, так и рели- гиозная медицинская этика противопоставля- ет врача-философа и профессионала алчному невежде. Алишер Навои сравнивал необра- зованного врача с помощником палача, под- черкивая, что такой врач еще страшнее, так как палач «преступников умерщвляет», а не- умелый врач «невинных людей убивает». Так же поэтически поэт описывал и психотерапев- тическое воздействие искусного врача на па- циента: «Говорить он должен пленительно и приветливо, действовать скромно и сметливо. Больному свидание с ним - спасение. Напиток, данный им, - живая вода» [4, с.1]. В суфийских притчах нередко высмеиваются самодоволь- ные невежественные врачи, которые подчас не могут даже отличить живого пациента от мертвого, неумелые лекари, отправившие на тот свет немалое количество своих пациентов, усердные ученики, без рассуждения копиру- ющие методы лечения своих искусных учите- лей. Народные пословицы также осмеивают горе-врачей: «Хоть врач больному ухо спас, но выколол случайно глаз» (туркменск.), «Пока один глаз лечил, ослепил другой» (курдск). На заре медицины врачи Востока лечи- ли главным образом богатых и знатных лю- дей, однако выполняли и миссию милосердия. Арабская пословица гласит: «Двери у врача никогда не должны быть закрыты». При входе в дом лекаря можно было увидеть вывеску: «В четверг в послеполуденное время (накану- не святой пятницы) бедным предоставляется бесплатное лечение». Подобным образом по- ступают и многие современные врачи-му- сульмане. В древности врачам непросто было заслу- жить авторитет у потенциальных пациентов. Истинный врач должен был быть не только лекарем, но и мудрецом и философом. О про- фессионализме врача судили, в том числе, и по состоянию его здоровья. Также считалось, что врач, который сам не испытывал страда- ний от болезней, не может понять состояния больных людей: «Лекарь тот, кто сам болел» (азербайджанск.), «Лекарь не всякий, а только тот, кто много болезней перенес» (туркменск.), «Если ты хирург, вправь сначала собственные кишки» (персидск). Поскольку миссия врача-мусульманина проявляется в умении донести до сознания пациента религиозные аспекты отношения к болезни и исцелению, он призван помочь больному в том, чтобы на него снизошло от- кровение. Однако даже самый умелый врач не должен превозносить себя и свое искусство. В притче «Что отличает врача от пророка» великий Авиценна вразумил своего ученика, который считал, что его учитель, философ и поэт, обладающий разнообразными знани- ями, исцеляющий больных, способен стать пророком и повести за собой тысячи людей: «Я, несмотря на всю мою ученость, никогда не буду стремиться к тому, чтобы стать про- роком!» Итак, согласно исламу, первые методы лечения были ниспосланы через откровения Пророку, затем человечество стало развивать их посредством опытов, практики, изучения, научных открытий. И в наши дни медицина достигла огромных успехов в улучшении ка- чества жизни человека. Это говорит о том, что врачевание является божественной наукой, и занятие им -богоугодным делом. Но для того чтобы снискать милость Аллаха и оправдать доверие своих пациентов, врачи должны не только постоянно совершенствовать про- фессиональные навыки, они обязаны во всем соблюдать принципы ислама и являть собой пример истинного благочестия.×
References
- Сорокина Т.С. История Медицины: Учебник для студ. высш. мед.учеб. заведений / Т.С. Сорокина. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 558 с.
- Восемь правил врача. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islam. ru/content/veroeshenie/44383. (дата обращени 11.11.2018).
- Караханьян А.А. Комические образы врачей и пациентов в исламской фольклорной традиции /А.А. Караханьян, Ф.Н. Буйманова, Е.Н. Гелашвили // Молодежный инновационный вестник, 2017. Т. 6. № S2-Приложение 2. С.33 -34.
- Али Шир Навои. Суфийские притчи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pritchi.in/pritchi-navoi-47.php. (дата обращения 11.11.2018).