M.G. Tartakovsky – organizer of the anti-plague laboratory and the first its head (1899-1902)

  • Authors: Lobiyan E.D.1
  • Affiliations:
    1. Belgorod National Research University
  • Issue: Vol 12 (2023): МАТЕРИАЛЫ VI ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ
  • Pages: 114-117
  • Section: БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ РОССИИ
  • URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/8617

Cite item

Abstract

The article examines the life and work of the Russian epizootologist, microbiologist and pathologist M.G. Tartakovsky, his contribution as the organizer and head of the anti-plague laboratory. The following research methods were used: biographical method, systematization, generalization and analysis. His scientific works devoted to the study of cattle plague, avian plague and typhus, chicken spirochetosis, glanders, epizootic lymphangitis, and bacteriological techniques are being studied. The facts of Tartakovsky's participation as a supervisor at the Imperial Institute of Experimental Medicine are given. It was established that on the scientist's own initiative, several scientific institutes were opened and a museum of zooatology was opened.

Full Text

Михаил Гаврилович Тартаковский родился в 1867 г. в Полтавской губернии (рис.1).

Рис. 1. Михаил Гаврилович Тартаковский (1867-1935)

Организатор прошел курс в Ветеринарном институте Дерпта (Юрьева) в 1891 году, весной 1898 года сдал экзамены на степень магистра ветеринарных наук. По мимо этого защитил свою диссертацию весной 1898 года, начал специализироваться в патологической анатомии и бактериологии, еще будучи учеником профессора Э. Земмера. Тартаковский М.Г. подробно изучил методологию бактериологических исследований, вплоть до микрофотографий, методологию лабораторных и экспериментальных исследований инфекционных заболеваний и способов борьбы с ними (приготовление и применение вакцин и других бактериальных препаратов, а также сывороток) в первые годы работы в Институте экспериментальной медицины, частично под руководством под руководством профессора Земмера, частично покойного патологоанатома П. В. Ускова и других и на основе ряда их собственных исследований. Он овладел литературой и 4-мя иностранными языками: немецким, французским, английским и итальянским. Также занимал представленные должности [1]:

  1. Ассистент профессора Земмера в Императорском институте Экспериментальной медицины (с 25 января 1893 года).
  2. Помощник того же института заведующего эпизоотологическим отделом (с 29 декабря 1894 года).
  3. Заведующий специальной Противочумной лабораторией Института Экспериментальной медицины в Кронштадтской крепости.
  4. Член Ветеринарного комитета Министерства внутренних дел (в декабре 1900 года).
  5. Постоянный член Ветеринарного комитета (со 2 июля 1902 по 1916 год).
  6. Заведующий ветеринарно-бактериологической лаборатории Министерства внутренних дел (с 18.ноября 1902 по 10. Август 1907).
  7. Член научного комитета Министерства сельского хозяйства (с 1 января 1908 по 1930 год).
  8. Заведующий Сельскохозяйственной и бактериологической лабораторией (с 1 января 1908 года по 1 июля 1917 года).
  9. Заведующий отделением бактериологии (с 1. Июль 1917)
  10. Член Военно-ветеринарного комитета (избран 11 декабря 1910 года до роспуска после революции).
  11. Председатель Ветеринарного комитета (с мая 1916 года до расформирования после революции).
  12. Непременный член Медицинского совета (с мая 1916 года до роспуска после революции).

 

Его наиболее важные командировки - для проведения исследований, ознакомления с научными учреждениями и учебными заведениями, для участия в мероприятиях по борьбе с эпидемиями и эпизоотическими заболеваниями:

С июня 1891 по август 1892 года Министерством внутренних дел , он отправился в Терскую область, где ознакомился с чумой крупного рогатого скота, принял участие в мероприятиях по борьбе с ней и с помощью полевой лаборатории, организованной при содействии профессора Земмера в Дерпте, провел свои первые исследования по этиология этого заболевания.

С мая 1893 по 16 декабря того же года вместе с Попечителем Института экспериментальной медицины принцем А. П. Ольденбургом ездил в южные губернии России, где работал на станции, специально организованной профессором Земмером в Полтавской губернии для изучения вопроса вакцинации против чумы крупного рогатого скота (рис. 2).

Рис. 2. Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932)

 

В марте-июле 1897 года по просьбе Новгородской губернской земской управы Институт экспериментальной медицины в Валдайский уезд для изучения появившейся там у лошадей болезни, которая оказалась африканским соком. Я собрал ценный материал для подробного описания болезни.

С 25 июля по 25 в октябре 1897 года Институт экспериментальной медицины отправился в Туркестан, а также в Уральскую и Тургайскую области для изучения болезней верблюдов. Он собрал значительный материал по патологии верблюдов и других животных.

В феврале 1899 года по просьбе Рязанского земства Институт экспериментальной медицины отправился в Рязанскую губернию для изучения сакоподобной болезни на конезаводе фон Дервиза. Он собрал ценный материал по африканскому сапу, который не был включен в Атлас по сапу и симулирующим болезней лошадей, долгое время готовившийся в Германии, но не публиковавшийся из-за войны.

В августе и сентябре 1899 года в качестве начальника лаборатории по борьбе с чумой в крепости находился император Александр I. Направлен комиссией по мерам профилактики и борьбы с чумной инфекцией в Царевский уезд Астраханской губернии на место вспышки бубонной чумы, в село Колобовка, где он проводил исследования по этому заболеванию и провел ряд экспериментов по восприимчивости местных видов грызунов к бубонной чуме (суслики, тушканчики, полевки и др.).

С 21 декабря 1900 по 24 в феврале 1901 года та же комиссия отправилась в Киргизскую степь Астраханской губернии, где расследовала эпидемию чумы в Текбат-Тубеке и соседних населенных пунктах, участвовала в мерах по ее прекращению и организовала вакцинацию населения. Собрал и отвез в Санкт-Петербург редкий материал о бубонном чуме у людей.

Осенью 1900 года по поручению ветеринарного департамента Министерства внутренних инспектировал урочище Зурнабад Елизаветопольской губернии с целью организации там станции вакцинации крупного рогатого скота, составления планов застройки и издания инструкций [2].

Михаил Гаврилович Тартаковский лично организовал специальную лабораторию против бубонной чумы Института экспериментальной медицины в Кронштадтской крепости. Император Александр I в 1899 году организовал Зурнабадскую противочумную станцию. Организовал курсы подготовки птицеводов на Дону для людей со средним образованием (1911). Реорганизовал и расширил ветеринарно-бактериологическую лабораторию Министерства внутренних дел (1903). Она была организована (и руководилась) Западно-Сибирской опытной станцией по изучению вакцинации против повального воспаления легких крупного рогатого скота (1912-1917).Также был организован Бактериологический Отдел Сельскохозяйственного Комитета (1917-1918). Институт сравнительной патологии (1923-1924), прямо говоря ,был организован по собственной инициативе (Ленинградский филиал Государственного института экспериментальной ветеринарной медицины). Организован Государственным Перипневмонийным ЛИУВВ институтом (1923-1924),а по мимо этого в 1935 году был открыт Музей зоопатологии на базе Института Сравнительной патологии (ИНСПТa) [3].

Михаил Гаврилович Тартаковский писал, что «работа ИНСПАТа посвящается накоплению данных о патологии животных, начиная от одноклеточных организмов и вверх по лестнице всех типов животного царства, о взаимной связи их болезней между собой, о значении болезней в цикле жизни на земном шаре, в особенности же об отношении их к животным, разводившимся и добываемым человеком для пищевых и хозяйственных надобностей, и к самому человеку. Ближайшим образом деятельность института сосредотачивается на изучении болезней тех представителей животного мира, которые до сих пор не служили предметом систематической разработки Российских научных учреждений и не входят в программу работ других отделений ГИЭВа, но которые имеют большое санитарное, зоотехническое и сельскохозяйственное значение» [4].

Основные научные работы М. Г. Тартаковского посвящены изучению чумы рогатого скота, чумы и тифа птиц, спирохетоза кур, сапа, эпизоотического лимфангита, вопросам бактериологической техники:

  • К вопросу о восприимчивости верблюдов к чуме рогатого скота: Лит.-критич. очерк М.Г. Тартаковского, пом. зав. Эпизоотол. отд. Ин-та эксперим. медицины. — Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. дел, 1897. — 12 с.
  • Обзор новейших работ о предохранительных прививках против чумы рогатого скота, СПБ. 1901;
  • Итоги работы экспедиции по вопросам борьбы с перипневмонией, «Советская ветеринария», 1932, № 13—24.

Умер Михаил Гаврилович Тартаковский предположительно в 1935 году в лагере для репрессированных.

×

About the authors

Emilia Davidovna Lobiyan

Belgorod National Research University

Author for correspondence.
Email: lobiyan.emi@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-8097-0213
Russian Federation, 308015, Russia, Belgorod, Pobedy St., 85

References

  1. Коляков Я. Е. М. Г. Тартаковский — выдающийся патолог и эпизоотолог // Ветеринария: журнал. — М., 1967. — № 10.
  2. Тартаковский М. Г. Обзор новейших работ о предохранительных прививках против чумы рогатого скота. — СПб: тип. М-ва вн. дел, 1901. — 7 с.
  3. Лаковников Е. А., Кудряшов А. А. К истории Музея патологической анатомии животных (Санкт-Петербург). Актуальные вопросы ветеринарной биологии. № 1 (5), 2010. С. 3-7.
  4. К вопросу о восприимчивости верблюдов к чуме рогатого скота: Литературно-критический очерк М.Г. Тартаковского, помощника заведующего Эпизоотологическим отделением Института экспериментальной медицины. — СПб: тип. Министерства внутренних дел, 1897. — 12 с.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies