ANTIEPIDEMIOLOGICAL PREVENTION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

  • Authors: Shcheglova D.1
  • Affiliations:
    1. Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko
  • Issue: Vol 10 (2021): IV ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ
  • Pages: 66-68
  • Section: БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ МЕДИЦИНЫ»: ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ РОССИИ
  • URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/6854

Cite item

Abstract

This article touches upon an important topic of combating infectious diseases during the Second World War. In the context of the COVID-19 pandemic, people felt the severity of the fight against the disease, human cohesion, which determines the relevance of the work. The article reveals the problems of shortage of personnel, medicines, proper conditions for treatment and measures to combat the current situation. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection of history and medicine.

Full Text

Противоэпидемиологические мероприятия это комплекс мер по предупреждению возникновения инфекционных заболеваний и ликвидации их в случае появления.

Великая Отечественная война явилась экзаменом для нашего здравоохранения и медицинской науки, проверкой их сил и способности в чрезвычайно трудных условиях бороться за жизнь и здоровье людей, за санитарно-эпидемиологическое благополучие страны. Война и связанная с нею миграция огромных масс населения, опустошение обширной территории, оккупированной противником и охваченной военными действиями, многообразные лишения и беды сразу же сказались на эпидемической обстановке в стране. Это выразилось в распространении острых кишечных заболеваний и дизентерии, тифо-паратифозных заболеваний, особенно сыпного тифа, а также малярии, вирусного гепатита и других инфекций [1, 2].

С первых же дней войны Наркомздрав СССР принимает экстренные меры по недопущению распространения заразных болезней. Уже 30 июня 1941 г. совместно с Народным комиссариатом путей сообщения было издано «Положение о медико-санитарном обслуживании населения, эвакуируемого из угрожаемых районов». В нем был предусмотрен целый комплекс противоэпидемических мероприятий, которые должны осуществлять территориальные органы здравоохранения и врачебно-санитарная служба транспорта [3].

2 февраля 1942 г. было издано постановление Государственного Комитета Обороны «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». Это был программный документ о совместной работе органов здравоохранения и Главного военно-санитарного управления по предупреждению распространения заразных болезней в стране и армии. Постановление касалось как районов тыла, так и освобождаемой от противника территории страны. Предусматривались проведение поголовной иммунизации против острых кишечных инфекций населения крупных городов, призывных контингентов, а также своевременная диагностика и быстрая госпитализация инфекционных больных. Для этой цели при районных здравотделах предлагалось создание подвижных эпидотрядов и организация института общественных санитарных инструкторов [4].

Для предупреждения заноса заразных болезней в действующую армию были выстроены санитарно-эпидемические барьеры: запасные полки, в которых перед отправлением на фронт проходили обучение все призывники; санитарно-контрольные пункты, расположенные на крупных и узловых железнодорожных станциях; медицинские службы частей и соединений. В

борьбе с инфекционными болезнями в войсках первое место отводилось своевременному выявлению, диагностике и изоляции заразных больных, а также лечению их на месте, в районах возникновения заболеваний. Большое внимание уделялось банно-прачечному и дезинфекционному обслуживанию войск, санитарно-эпидемиологической разведке и специфической иммунизации личного состава [5].

В годы Великой Отечественной войны в армии сформировалась стройная система полевых подвижных противоэпидемических подразделений, частей и учреждений войскового и армейского районов — санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО), инфекционные госпитали (ИГ) и обмывочно-дезинфекционные роты (ОДР), в медсанбатах — санитарные взводы, а также санитарно-контрольные пункты, санитарно-эпидемиологические лаборатории, инфекционные полевые подвижные госпитали (ИППГ), обмывочно-дезинфекционные роты, гарнизонные банно-дезинфекционно-прачечные отряды [6].

Большое место в борьбе с инфекционными болезнями занимала иммунизация. В годы войны для профилактики кишечных инфекций использовалась формоловая вакцина в виде ассоциированного препарата и предложенная в 1941 г. химическая ассоциированная вакцина. В 1942 г. была разработана технология приготовления живой противотуляремийной вакцины. Применялась вакцина против сыпного тифа, приготовленная из легких зараженных белых мышей, живая сибиреязвенная вакцина, живая противочумная вакцина.

В годы Великой Отечественной войны специалисты санитарно-эпидемиологической службы внесли большой вклад в дело обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

В годы войны особая роль в санитарно-эпидемиологическом обеспечении охраны здоровья населения страны принадлежала военно-медицинской службе, которой, наряду с лечебной работой, приходилось заниматься и проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий. Так, в течение всей войны военные врачи-гигиенисты осуществляли контроль за питанием и водоснабжением войск и размещением войск в населенных пунктах и в полевых условиях, проводили санитарную разведку населенных мест и санитарное обеспечение войск при их передвижении на различных видах транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), осуществляли контроль за соблюдением личной гигиены солдатами и офицерами, вели санитарно-просветительскую работу по вопросам, связанным с профилактикой инфекционных заболеваний. Силами военной санитарно-гигиенической службы проводилась большая работа по предотвращению инфекционных заболеваний среди населения в тылу. Принцип профилактики как основы всей противоэпидемической работы по сохранению эпидемиологического благополучия являлся главным в работе военно-медицинской службы. При возникновении инфекционных заболеваний действия военных эпидемиологов прежде всего были направлены на ликвидацию очага: раннее активное выявление больных с подозрением на инфекционное заболевание, их

немедленную изоляцию и госпитализацию. Эвакуация инфекционных больных в тыловые госпитали, как правило, не допускалась: лечение инфекционных больных осуществлялось в инфекционных полевых подвижных госпиталях.

Приказом Наркомздрава СССР от 22 мая 1942 г. в каждой поликлинике в 10-дневный срок вводилась штатная должность заместителя главного врача по эпидработе. Была организована подготовка активистов - санинспекторов для проведения подворных обходов, направление на госпитализацию всех температурящих больных, проведения дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний.

Активно участвовали в работе по профилактике инфекционных заболеваний поликлиники и, конечно, санэпидстанции. В периоде 1941 по 1943 г. число санитарно-эпидемиологических станций увеличивается с 1760 до 2400. К профилактической работе широко привлекается санитарный актив — общественные санитарные инспекторы и активисты общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Было развернуто широкое строительство бань и дезинфекционных камер. На основных эваконаправлениях, оперативных направлениях крупных железнодорожных узлов создаются специализированные формирования Наркомздрава и медицинской службы НКПС, включавшие в себя санитарно-контрольные, обсервационные и изоляционно-пропускные пункты. Эти учреждения обеспечили систему надежных противоэпидемических барьеров на железнодорожных коммуникациях.

С началом освобождения оккупированных территорий возникла прямая угроза распространения паразитарных тифов и других инфекционных заболеваний. На освобожденных территориях была полностью разрушена социальная инфраструктура, фактически уничтожена система здравоохранения, свирепствовали различные инфекционные заболевания. Пришлось широко использовать там институт чрезвычайных противоэпидемических комиссий. На этом этапе большую работу на освобожденных территориях проводила и военно-медицинская служба.

Роль санитарно-гигиенических мероприятий в армии была столь велика, что уже в начале войны была создана постоянная гигиеническая организация, а на втором году войны введены должности фронтовых и армейских санитарных инспекторов-гигиенистов. В их функцию входило решение вопросов, связанных с организацией питания и водоснабжения войск, размещением их в полевых условиях, с санитарной очисткой территории, санитарным обеспечением перевозок войск железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, профилактикой отморожений, личной гигиеной военнослужащих, а также проведение санитарной разведки по местам передвижения войск.

Для обеспечения этого широкого круга санитарно-гигиенических вопросов каждому медсанбату (МСБ) придавался санитарный взвод, которому приходилось решать различные проблемы, важнейшей из которых было обеспечение армейских подразделений доброкачественной питьевой водой. Для этого необходимо было знать все известные способы и средства очистки и обезвреживания воды в полевых условиях, гигиенические требования к ее

качеству и нормам потребления, проводить предварительное обследование санитарного состояния водоисточников с оценкой качества воды в них, осуществлять обеззараживание воды в колодцах, а также обеззараживание индивидуальных запасов воды.

В связи с тем, что в условиях войны каждый водоисточник должен считаться сомнительным, непременным условием было хлорирование и кипячение воды. Там, где воинские подразделения задерживались на какое-то время, вода подвергалась очистке, для чего осуществлялось ее отстаивание, коагуляция и фильтрация. Обеззараживанию воды уделялось особое внимание. С этой целью использовались препараты хлора, перманганата калия, перекись водорода, бисульфата натрия. Применялись также средства, улучшающие вкус воды после гиперхлорирования и кипячения, — виннокаменная и лимонная кислоты, некоторые ароматизирующие вещества.

×

About the authors

Darya Shcheglova

Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko

Author for correspondence.
Email: dari.scheglowa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4710-6908
Russian Federation, 394036, Россия, Воронеж, ул. Студенческая, 10

References

  1. Фурменко И.П. Воронежский государственный медицинский институт / И.П. Фурменко. -Воронеж, 1976.
  2. Фурменко И.П. Очерки истории здравоохранения Воронежской области / И.П. Фурменко. - Часть 3. - Издательство ВГУ, Воронеж, 1973. – С. 228.
  3. Жиброва Т.В. Сохранение исторической памяти о великой отечественной войне в стенах ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / Т.В.Жиброва, М.Ю. Лещева // Духовно-нравственная культура в высшей школе. Битва за победу: 75 лет спустя. тезисы, доклады и сообщения VII Международной научно-практической конференции в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, 2020. - С.62–67.
  4. Жиброва Т.В. Вечная тема – война (патриотическое воспитание в медицинском вузе) / Т.В. Жиброва // Сточиковские чтения. - Сборник статей 18-ой международной научной конференции. - Москва, 2020. - С. 66–72.
  5. Мурадова А.С. Проблема патриотизма в сознании нынешней молодежи / А.С. Мурадова, Т.В.Жиброва // Молодежный инновационный вестник. - 2020. - Т. 9. - № 1. - С. 95–96.
  6. Чужикова Е.В. "У войны не женское лицо". Медицина в годы Великой Отечественной войны (новые страницы) / Е.В. Чужикова, В.В. Шаповалова, Т.В. Жиброва // Молодежь, наука, медицина. материалы 65-й Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции с международным участием. - 2019. - С. 1013–1016.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies