REFLECTION OF NATURAL DISASTERS OF A HYDROLOGICAL NATURE IN THE VISUAL ARTS
- Authors: Zakurdaev V.A.1, Buksha M.S.1
-
Affiliations:
- Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
- Issue: Vol 10 (2021): Материалы XVII Международной Бурденковской научной конференции 22-24 апреля 2021 года
- Pages: 299-301
- Section: Управление в здравоохранении
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/6599
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
Актуальность. Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС относится к таким проблемам, злободневность которых возрастает с каждым годом для мирового сообщества. На протяжении всей истории человечества люди сталкивались с различными бедствиями гидрологического характера, что отражено в произведениях русских и зарубежных художников, современных авторов и старых мастеров.
Цель работы. Привлечь внимание общества к проблеме чрезвычайных ситуации гидрологического характера, как к наиболее распространенным и опасным явлениям, путем поиска и исследования известных репродукций картин знаменитых отечественных и иностранных мастеров- живописцев.
Материал и методы: Исследование было проведено на базе кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности ВГМУ им. Н.Н. Бурденко на основе ретроспективного анализа литературных источников и произведений изобразительного искусства российских, а также зарубежных авторов. Были изучены, проанализированы и систематизированы историко- архивные, а также художественные материалы.
Полученные результаты. В ходе изучения художественных материалов было определено, что наиболее часто встречались следующие гидрологические чрезвычайные ситуации: наводнения, паводки, половодья, штормы. Среди российских художников весь масштаб разрушительной силы наводнений наиболее точно отображен в следующих картинах: «7 ноября 1824 года на площади у Большого театра» (Ф.Я. Алексеев, 1824 г.), «Наводнение 7 ноября 1824 года в Санкт-Петербурге» (В.К. Шебуев, 1824 г.), «Наводнение святого Феликса» (Раден Салех, 1876 г.), «Наводнение святой Елизаветы в Нидерлндах в 1421 году» (автор неизвестен), «Наводнение» (Фредерик Моран), «Наводнение» (Максимильен Люс, 1910 г.), «Наводнение в Сен-Клу» (Поль Юэ, 1855г.). Ежегодные весенние подъемы уровня воды в водоемах, половодья и паводки, запечатлены на картинах «Наводнение в Солигаличе» (О.И. Молчанов, 2012 г.), «Весна. Большая вода» (И.И. Левитан, 1897 г.), «Наводнение в деревне» (А.И. Мещерский, 1972 г.), «Разлив. Русский Север» (И.Б. Кириллов, 2006 г.), «Половодье в Коломне» (С.И. Смирнов), «Добрый человек» (В.Н. Телин, 2007 г.). Величественный характер морской стихии виртуозно отражал на своих полотнах знаменитый художник- маринист, путешественник Иван Константинович Айвазовский («Девятый вал», «Всемирный потоп», «Буря на море лунной ночью», «Радуга», «Буря», «Ливень в Судаке», «Ледяные горы») [1].
Обсуждение. Такие гидрологические опасные явления, как наводнения, приводят к значительному затоплению определенной местности вследствие подъёма уровня воды в различного рода водоёмах, тем самым нанося существенный материальный ущерб. В ходе нашей работы были определены основные поражающие факторы наводнений. К ним можно отнести стремительный поток огромной массы воды, высокие волны и водовороты, низкая температура воды, плывущие предметы, биологические факторы, а также в настоящее время и электрический ток [2]. Наличие изображений данных гидрологических опасных явлений в творчестве отечественных и зарубежных мастеров кисти доказывают всемирный масштаб проблемы. Атмосфера ужаса, страха перед смертью и полной неизвестностью, царящими в самом водовороте событий во время наводнения объединяют картины этой группы. В ходе работы было отмечено, что изображённые на картинах пострадавшие, хватаясь из последних сил за каждую соломинку стремительно уходящих шансов на спасение, имеют колоссальное желание жить и быть в безопасности. Природа нашей родной страны - бесценное богатство. Но, к сожалению, во все времена люди ежегодно страдают от весеннего подъёма уровня воды в реках, и, как следствие, затопление сельскохозяйственных территорий, жилищ и хозяйственных построек. Подобные явления быстро и кардинально меняли уклад жизни тысячей людей. Поражающие факторы паводков и половодий представлены водоворотами, низкой температурой воды, плывущими предметами, электрическим током, а также биологическими факторами. Наиболее точно передаёт эту ужасающую атмосферу картина французского живописца Поля Юэ “Наводнение в Сен-Клу”. Мастер кисти изобразил мужчин, разбирающих последствия стихийного бедствия. Автор хочет донести до ценителя величественную силу природы. Богатство темных тонов с редкими проблесками на небе словно надежда для человека. Стихия смыла весь труд рабочих. Но жизнь стремительно движется вперед, ненароком намекая, что не время унывать. Сильные морские волнения представляют одну из главных опасностей для всех видов мореплавания, угрожая безопасности навигации, особенно в зонах интенсивного движения судов, существенно влияют на скорость движения кораблей и их устойчивость. Сильный морской прибой может приводить к разрушению гидротехнических сооружений, изменению береговой линии и несёт в себе опасность для жизней людей. Иван Константинович Айвазовский является талантливейшим автором морских пейзажей и опасных явлений на открытой воде. Картина “Девятый вал” - наиболее известный представитель творчества Ивана Константиновича, в центре сюжета которой несколько обессилевших после кораблекрушения моряков, хватаются за обломки затонувшего судна. Несмотря на то, что их ожидает смертоносный девятый вал, природа словно подбадривает моряков - яркие и светлые краски дают надежду несчастным на спасение. Айсберги являются большой опасностью для морских судов. Корабль может столкнуться с крупной глыбой пресного льда, которая отломилась от ледников и спустилась в бассейн мирового океана. Первым изображением морских льдов Антарктиды считается картина “Ледяные горы”, повествующая об экспедиции Ф. Беллинсгаузена в 1820 году. Величественный айсберг в центре полотна, возвышающийся над судном и угрожающий в любой момент потопить его, передаёт всю сущность устрашающей красоты данного морского явления.
Заключение: Стихийные бедствия гидрологического характера наносят колоссальный урон окружающей среде и, при отсутствии технического оснащения, в сочетании с недостаточной подготовкой спасателей, приводят к гибели людей, что находит своё отражение в творчестве русских и зарубежных живописцев.
About the authors
Vladimir Alexandrovich Zakurdaev
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
Email: zakurdaev.va@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8902-6885
SPIN-code: 6221-2853
Russian Federation, 394000, Russian Federation, Voronezh, Student Str., 10
Maxim Sergeyevich Buksha
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
Author for correspondence.
Email: mak.bucsha@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9170-6145
SPIN-code: 6224-3317
Russian Federation, 394000, Russian Federation, Voronezh, Student Str., 10
References
- Ляхова, К. Айвазовский / К. Ляхова. – Москва : Высшая школа, 2001. – 282 с.
- Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд., пер. и доп. / Э.А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2016. — 448 c.