Tuberkulez v proizvedeniyakh Erikh Marii Remarka
- Authors: Arikhipenko PP1, Tokareva ES1, Khoroshilova NE1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 8, No 2 (2019)
- Pages: 446-447
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/5713
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование Туберкулез - широко известное и распространенное с древних времен заболевание. Всем известно, что туберкулезом может заболеть любой человек: и богатый и бедный. При этом заболевании больной медленно угасает, поэтому в России туберкулез называли «чахоткой». Со времени открытия возбудителя туберкулеза (палочки Коха) прошло несколько веков, но актуальность проблемы туберкулеза во всем мире сохраняется. По данным Всемирной Организации Здравоохранения туберкулез входит в 10 ведущих причин смерти в мире. Благодаря достижениям в диагностике, лечении туберкулеза за период с 2000 по 2017 год было спасено 54 миллиона человеческих жизней. Согласно статистике в глобальном масштабе заболеваемость туберкулезом уменьшается на 2% в год. В произведениях писателей, поэтов встречаются описания различных заболеваний. Благодаря чему мы можем представлять и сравнивать клиническую картину болезни, отношение больных к своему заболеванию и окружающих людей к заболевшим, методы и условия лечения. В произведениях литературы XIX-ХХ века туберкулез - одно из самых распространенных заболеваний, уносивших множество человеческих жизней.[3] Многие известные люди болели туберкулезом, в том числе писатели и поэты.[3] Течение туберкулеза можно изучать по личным переживаниям авторов, у которых болели близкие или они были больны сами.
Keywords
Full Text
Обоснование: туберкулез - широко известное с древних времен заболевание. В произведениях литературы XIX-ХХ века туберкулез - одно из самых распространенных заболеваний, уносивших множество человеческих жизней.[3] Многие известные люди болели туберкулезом, в том числе писатели и поэты.[3] Течение туберкулеза можно изучать по личным переживаниям авторов, у которых болели близкие или они были больны сами. Цель: изучить описание туберкулеза в художественных произведениях Ремарка Методы: изучение и анализ произведений Ремарка. Результаты: одним из выдающихся немецких писателей XX века был Эрих Мария Ремарк. Человек, который в свои 19 лет потерял маму, побывал на войне, сменил множество работ, и в итоге нашел себя как писатель. Одной из страниц биографии знаменитого Ремарка становится танцовщица Ильзе, на которой в 1925 года он женится. Девушка больна долгое время туберкулезом. Именно она станет прообразом нескольких персонажей в его романах. В книге “Жизнь взаймы” дано подробное описание туберкулезного санатория, и как жили люди в нем. В качестве лечения применялось усиленное питание, достаточный сон, прогулки на свежем воздухе. Всем эти требования отвечали условия санатория, где больные туберкулезом пребывали длительное время. Санаторий находился над деревней, в горах Швейцарии. Здесь пациентов лечили старомодным способом: свежим воздухом, покоем и солнцем. Это лечебно-оздоровительное учреждение было последним шансом для богатых больных со всего мира. Учреждение больше напоминало отель, чем санаторий. В нем поддерживался строгий режим, по которому жили пациенты. Завтрак, обед и ужин - в определенное время, нормированный строгий сон, прогулки на свежем воздухе - по графику, выходить за территорию санатория запрещалось, за соблюдением этого режима следили внимательные врачи и медицинские сестры. Всем покладистым и прилежным пациентам за соблюдение режима они обещали скорейшее выздоровление. Однако многие пациенты, так и не избавившись от своей болезни, проводили всю свою жизнь в санатории. Смерть соседа по палате была привычным делом для любого больного. Освободившееся место никогда не пустовало. [1] Прикладная психология входила в курс лечения. Болезнь и смерть там, в горах, являлись запретными словами. Одно было слишком старомодным, другое представляло собой разумеющееся. Все пациенты своего врача называли Далай-Лама, а старшую сестру - крокодилицей.[1] Порой неизлечимые пациенты могли провести в санатории всю свою жизнь и прожить до преклонных лет, примером тому является 80-ти летний старик Рихтер. Одеяло на его теле лежало настолько ровно, что казалось, будто у старика нет туловища. Лицо у него было изнуренное, но глубоко запавшие глаза, не потеряли еще своей яркой синевы. Под кожей, которая напоминала смятую папирусную бумагу, выступали кровеносные сосуды. Рихтером гордился весь персонал больницы и он был пациентом, которого ставили в пример всем больным, потерявшим надежду. Старик был настоящим кладом “он был при смерти и все же не умирал”.[1] В медицине есть термин, описывающий облик больного с прогрессирующим туберкулезом легких «Habitusphtisicus». Это дефицит массы тела, румянец на бледном лице, блеск глаз. Роман наполнен яркими образами и описаниями внешнего вида чахоточных больных: Больная героиня романа были с большими сияющими глазами, розовым румянцем на щеках, густыми волосами, а движения были мягкими, как у гибкого, красивого животного.[2] Все пациенты с ужасом ждали своих рентгеновских снимков, от которых зависело их дальнейшее лечение. Многие не то что б разбирались в них, но отлично запомнили, как доктор несколько раз показывал темные пятна на снимках, которые были устрашающими и неясными. Именно они звались здоровьем или болезнью. [1] В произведениях автора по внешнему виду героев часто сложно было догадаться о смертельном заболевании. Роман наполнен яркими образами и описаниями внешнего вида чахоточных больных: “Так оно всегда бывает. При этой болезни некоторое время выглядишь цветущим, как сама жизнь. И чувствуешь себя соответственно. До тех пор, пока вдруг перестаешь так выглядеть; но тогда на тебя уже почти никто не глядит“.[1] Несмотря на все усилия врачей болезнь постоянно, хоть и медленно прогрессировала. Сначала начинала подниматься температура, иногда на градус, а иногда и больше. Она придавал глазам блеск, а лицу - нежное оживление, поэтому первые признаки ухудшения не воспринимались всерьез, затем черты лица стирались, а глаза теряли прозрачный блеск. Не смотря, на хорошее питание, пациенты выглядели тощими, словно призраки.[1] Ремарк очень ярко описывает сцены предсмертной агонии. Девушка лежала в постели с окровавленной грудью и судорожно сжатыми пальцами. Изо рта у нее шла кровь. Дыхание было хриплым, а когда она приподнялась, кровь полилась струей. Дыхание у нее было частое, в глазах нечеловеческое страдание, она задыхалась и кашляла, истекая кровью. Ее лицо стало другим: глубокие тени под глазами, губы белые, глаза стали слишком большие и блестящие.[2] Заключение: в ходе исследования произведений Ремарка выяснилось , что при далеко зашедших стадиях туберкулеза легких больные умирали от кровохарканья мучительной смертью. Современная медицина , к счастью ,не дает такого развития последних стадий.×
References
- Эрих Мария Ремарк “Жизнь взаймы” (Электронный ресурс). Режим доступа:https://www.litmir.me/br/?b=205677&p=1
- Эрих Мария Ремарк “Три товарища” (Электронный ресурс ). Режим доступа:https://www.litmir.me/br/?b=23104&p=1
- “Тема туберкулеза в литературе” Данилов А. В., Семенова С.Р. (Электронный ресурс). Режим доступа :https://scienceforum.ru/2016/article/2016026711