BLAGOSLOVENIE IRINARKhA ZATVORNIKA: MALOIZVESTNAYa STRANITsA EPOKhI SMUTY
- Authors: Subbotin EA1, Lupareva NN1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 9, No 1 (2020)
- Pages: 117-118
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/5502
Cite item
Full Text
Abstract
В статье рассматривается малоизвестный эпизод из истории русской Смуты - благословение Д.М. Пожарского и II народного ополчения почитаемым старцем Ростовского Борисоглебского монастыря Иринархом Затворником накануне освобождения Москвы от поляков.
Keywords
Full Text
Роль Русской Православной Церкви и ее выдающихся деятелей в преодолении Смуты в России в начале XVII в. изучена довольно хорошо. Вспоминая подвиги Патриарха Гермогена, Дионисия Радонежского, Авраамия Палицына, исследователи не так часто обращаются к не менее почитавшемуся своими современниками старцу Ростовского Борисоглебского монастыря Иринарху Затворнику, ставшему духовной опорой защитников России в тяжелейший исторический период. В нашей статье, мы попытаемся показать, почему важно упоминать имя Преподобного Иринарха среди вышеупомянутых церковных деятелей. Будущий подвижник и затворник родился в благочестивой крестьянской семье в июне 1548 года, в селе под Ростовом Великим, и в крещении был назван Илией. Стремление к уединению и аскезе проявились в нем с самого раннего детства. Так, узнав на церковной проповеди о подвигах преподобного Макария Калязинского, который под облачением носил тяжелые вериги, Илия решил избрать схожий крестный путь. В возрасте шести лет он объявил матери, что примет постриг, станет «носить на себе железа и трудиться ради Бога...» [3]. После смерти отца семья будущего подвижника переехала в Ростов Великий, где занялась торговым промыслом. Илия же, тяготясь мирскими попечениями, углубился в чтение церковной литературы. В 1578 году, благословленный матерью, Илия принял постриг в Борисоглебском монастыре на реке Устье, под Ростовом Великим, и получил имя Иринарх. Уже первые шаги на монашеском поприще будущего преподобного показали его полное отречение от своей воли и смирение перед властью братии обители; он первым являлся на божественные литургии, в храме вел себя благоговейно, во время службы ни на что не отвлекался, усиленно молился и уходил не раньше, чем объявят отпуст. Житие ростовского затворника повествует о том, что однажды отдав свои сапоги босому страннику, Иринарх больше никогда не носил обуви. Рясу он сменил на рубище, что вызывало насмешки насельников монастыря. Ревностное самоотречение монаха вызвало раздражение игумена монастыря. Пытаясь смирить Иринарха, настоятель заставлял его часами стоять на морозе напротив своей кельи или подолгу звонить на колокольне. В конце концов? преподобному Иринарху было назначено послушание за стенами обители. Лишившись возможности соборной молитвы, Иринарх был вынужден уйти в Богоявленский монастырь Ростова Великого [3]. Вскоре будущий святой перешел в Ростовский монастырь праведного Лазаря, где начал подвиг ношения тяжелых железных вериг. Однажды во сне Иринарху явились святые страстотерпцы Борис и Глеб. Это заставило подвижника вернуться в Борисоглебский монастырь. Иринарх затворился в тесной келье, где приковал себя железными цепями. Он стал носить множество медных крестов, на голову надевал тяжелый обруч, спал он на голом полу не более трех часов в сутки, остальное время посвящал молитве и трудам: вязал «свитки» (широкие верхние одежды), делал клобуки, шил одежку для нищих. Все заработанные средства он раздавал бедным. И в таких непосильных трудах преподобный провел 25 лет [2, c. 138]. Монашеский подвиг преподобного Иринарха, его молитвенное усердие были отмечены даром духовного видения и откровения. В первые месяцы царствования Василия Шуйского борисоглебский затворник предсказал, что Москва будет захвачена Литвой, а храмы по всей России будут осквернены. Настоятель монастыря посоветовал ему ехать в столицу и предупредить царя о грядущих бедствиях. Смиренный монах исполнил послушание. В Москве он отказался от поднесенных ему царских подарков, а по возвращении в свою обитель, стал истово молиться о спасении Русского государства [3]. Слава Иринарха Затворника быстро распространялась по смятенной Руси. Он смело заявил подошедшим к монастырю интервентам: «Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю; если за это меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: не много во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку» [1, c. 19-20]. Знаменитому гетману Сапеге бесстрашный старец посоветовал возвратиться в польские земли, в обратном случае за противление Божьей воле предрекал ему скорую смерть. Сапега удивился смелости русского затворника: «Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал» [1, c. 20]. Он приказал прислать старцу пять рублей денег, запретил своим воинам расхищать Борисоглебскую обитель, и вскоре ушел из-под нее. В самые тяжелые дни Смуты старец Иринарх воодушевлял защитников русской земли и благословлял их на ратный подвиг, вселяя уверенность в победе русского оружия. В 1610 г. в ответ на просьбу о благословении, он послал просфору и крест князю М.В. Скопину-Шуйскому с наказом: «Дерзай, княже, Бог поможет тебе врагов победить!» [1, c. 24] . В 1612 г., когда находившееся в Ярославле народное ополчение во главе с князем Д.М. Пожарским переживало тяжелейший кризис после покушения на воеводу казаков-заговорщиков, ростовский преподобный послал ему просфору с наказом: «Не бойся, иди на Москву и узришь Славу Божию!» [1, c. 25] Вскоре сам Д.М. Пожарский прибыл к старцу в келью, и получил от него благословление и крест. Благословение Иринарха укрепило духовные силы ополченцев и заставило забыть о внутренних распрях. В октябре 1612 г. Москва была освобождена от поляков. Иринарх Затворник продолжал слезно молить Господа избавлении русских земель от врагов и невзгод. Накануне своей кончины, он оставил последнее назидание своим ученикам: «...проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении... во взаимной любви… оказывая всем послушание и покорность...» Почитаемый всей Русью старец закончил свой земной путь 13 января 1616 года. После него осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, 18 ручных оков, «связки» весом в пуд, которые он носил на поясе, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. После смерти преподобного Иринарха множество чудес и исцелений совершалось при его гробе. Память преподобного Иринарха совершается также 23 мая / 5 июня - в день празднования Собора Ростово-Ярославских святых [3]. В 1615 г. незадолго до смерти знаменитого праведника в Борисоглебский монастырь доставили грамоту от нового царя Михаила Федоровича Романова: «Пожаловал есмь Государь на поминание отца своего Филарета 5000 листов белого немецкого железа и пуд олова, 150 рублей, 24 алтын и 4 денги и грамоту утвердихом по прежде и ловли и покосы по реке Ковже игумену Петру да затворнику Иринарху, ради трудов его по Бозе» [1, c. 26]. Таким образом первый царт навой династии отметил выдающийся вклад затворника Ростовского Борисоглебского монастыря Иринарха в дело спасения Отечества, вклад, который вполне сопоставим с молитвенными трудами преподобного Сергия Радонежского накануне Куликовской победы.×
References
- Лапшина С., Шеина Н. Под большими лаврами. - Борисоглебск: Издание Борисо-Глебского монастырского музея, 2018. - 87 с.
- Мельник А.Г. Вновь открытая икона преподобного Иринарха в житии // Сообщения Ростовского музея. - Ростов, 2000. - № 10. - С. 132-145.
- Святитель Димитрий Ростовский. Четьи-Минеи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/118853.html