PROBLEMY STANOVLENIYa LIChNOSTI V TsIFROVUYu EPOKhU
- Authors: Oreshin KV1, Popova SV1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 9, No 1 (2020)
- Pages: 100-101
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/5496
Cite item
Full Text
Abstract
Цифровая эпоха дает человеку новые возможности для самореализации. Он постоянно вынужден адаптироваться к меняющимся условиям и должен обрести свою идентичность. Процесс социализации происходит в совершено иной среде, которую формируют информационные технологии.
Keywords
Full Text
В цифровую эпоху социальное и культурное влияние в формировании личности проявляется через социальные сети. Интернет формирует общественное мнение, потребности людей, их ценности, усиливая потребительское отношение к жизни. «Ценность» - это «принцип, убеждение, которые влияют на поведение и образ жизни определенной группы людей и сообщества» [6, с. 219-223]. В связи с этим основным результатом социализации является приобщение индивидов к идее «коллективного сознания» и установление однородности и целостности общества [7, с. 106-109]. В обществе потребления происходит формирование ложных ценностей и психологических особенностей личности. Информационные технологии позволяют субъектам, привлекающим их к продвижению своей продукции в форме программного обеспечения, игр и конкретных товаров и услуг, получить выгоды, объединяя общество под лозунгом «больше потребляй», в том числе сомнительного контента, интегрируя тем самым людей по группам интересов, объясняя этим процессы социализации. Э. Дюркгейм признает личность социализированной, если она наделяется умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных интересов. Применяя положения теории о возможности использования идей Э. Дюркгейма к современной информационной эпохе, можно сказать, что среди важнейших механизмов воспроизводства общества выделяются социализация и идентификация. Современное общество дезорганизовано и эти механизмы возможно запустить только через социальные сети. Однако, здесь проявляется ослабление контроля общества над индивидами, что согласно Э. Дюркгейму, может привести к состоянию противоположному моральному порядку, регуляции и контролю [3, с 523-528.]. Процесс вовлечения в общественную жизнь становится более свободным и не требует от человека собранности, каких-либо дополнительных затрат времени, сил и средств, достаточно просто включить гаджет (даже не вставая с кровати). В результате постоянного нахождения on-line у молодого поколения формируется инфантилизм, более позднее взросление, неспособность к самоопределению вне виртуального мира, нежелание и неспособность к труду, безответственность и интернет-зависимость. Невозможность преодоления своих слабостей и реализации себя в реальной жизни приводит человека к виртуальное пространство. Виртуальный цифровой имидж зачастую не соответствует реальности. Человек начинает существовать в двух параллельных мирах. В одном (виртуальном) он многоликий и всемогущий, успешный, в другом неприспособленный и слабый. И это состояние усугубляется (на психологическом уровне) при возвращении в реальность. Мнение о себе человек формирует исходя из реакции других пользователей на его страничку и информацию в социальных сетях [4, с. 182-184]. Участие в различных видах деятельности формирует у человека ряд личных и социальных качеств. Этот процесс непрерывен. Современное информационное общество ускоряет и облегчает восприятие и усвоение информации одновременно, порождая немало негативных явлений, способствующих появлению «одномерного человека» [2]. Этот человек живет в обществе, факторами интеграции которого являются деньги, власть, инновационные средства коммуникации. В цифровую эпоху обостряется проблема формирования личностных качеств, так называемых, «цифровых аборигенов» - молодого сетевого поколения. Современная цифровая эпоха отличается базовыми результатами коммуникаций, которые формируют цифровой имидж и способствуют удержанию внимания участников Сети. Масштабы сетевого общения несравнимы по объему с коммуникациями вне сети (off-line). Цифровой человек осознает свою исключительность только находясь в виртуальной реальности. В рамках сети отсутствуют четкие границы межличностного общения, преодолевается положение в обществе, время и расстояние. Сетевая идентичность меняет представление человека о себе. Исследования показали, что сеть формирует образ человека. Например, «Facebook» формирует образ делового, либерально настроенного человека, аналитика, во «ВКонтакте» - молодежный, всесторонне развитый, «Одноклассники» - душевный, простой, семейный и т.д. [1]. С этой точки, один и тот же человек в «on-line» пространстве становится уже многоликим, чего не всегда можно добиться в обычной жизни. В сети он популярен, успешен, признан такими же ее участниками, но реальность является другой. Перед повседневной жизнью возникает страх. Социальное признание измеряется присутствием в сети. Созданию самопроекта себя, своей маски в сети способствует «неудовлетворенность реальной идентичностью» [5, с. 68-72]. Такая «самопрезентация» порождает кризис социальной идентичности. Самооценка человека формируется на количестве лайков, «подписчиков», виртуальных друзей, ожиданиями окружающих. От виртуального образа трудно отказаться в реальной жизни, т.к. в сети формируется мнимая психологическая свобода. Цифровая эпоха, в отличие от других периодов развития человечества, создавая цифровую личность, порождает новые вызовы обществу потребления, противоречия между потребностями общества, уровнем информационной грамотности и техническими возможностями, потоком информации и необходимостью выделить основную, избавившись от «информационного мусора». По словам советника руководителя компании «Кибрплат» Б. Мирошникова, «объем полезного контента составляет менее 10 %, остальное «мусор» … и человек не способен переработать такой поток информации». В сеть поступает бесконечное количество информации о продукции, без которой якобы человек не сможет обойтись и не сможет сформировать целостную успешную личность. Специфический язык информационных сетей провоцирует неграмотность среди пользователей и отсутствие устойчивых предпочтений, развивает клиповое мышление (информация воспринимается небольшими частями, разрозненно), ухудшает память. Сетевое общение меняет структуру социализации, определяющим является наличие девайсов и выхода в интернет. Личное окружение отходит на второй план. Нормы, ценности, модели поведения формируются через виртуальное общество. Для общества потребления человек ценен, если он обладает массой потребностей и возможностями их удовлетворения. Человек ценит себя не за личные достижения, а за наличие у него денег и современных технических средств, способных в некоторых случаях заменить самого человека. Избыточное потребление и «вещизм» даже в отсутствие собственных средств у потребителей поддерживаются быстроразвивающейся системой кредитования, которая поощряя процесс потребления, загоняет людей в «долговую ловушку». Основу жизни людей составляет желание потреблять. Информационные технологии сегодня являются условием развития современного общества. Эти жизненные доминанты стали образом жизни, единые общепринятые человеческие ценности отходят на второй план, изменились методы формирования личности. Проблему становления личности в цифровую эпоху можно решить с помощью современной системы образования, которая позволит грамотно оценить, обработать и воспринять поступающий поток информации.×
References
- Воронова Н.И. Сетевое общество: проблема идентичности // URL: http:// nauka-rastudent.ru (дата обращения: 10.10.2019)
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН - ПРЕСС - Центр, 2000. 304 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.С. 523-528.
- Козлова О. В., Козлова Л. Д. Влияние информационных технологий на процесс формирования идентичности: сб. статей по материалам международной конференции «Развитие вычислительной техники и ее программного обеспечения в России и странах бывшего СССР: история и перспективы. Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. 2014. С. 182-184.
- Манакова И. Ю. Индивидуализированный субъект и проблема самоопределения личности // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. Воронеж, 2005. Вып 7. С. 68-72.
- Махиянова А.В. Современные западные концепции социализации: специфика и особенности применения к анализу российского общества // Наука и современность. 2011. С. 219-223.
- Махиянова А. В., Фахрутдинова А. Ф. Специфика применения классических теорий идентификации и социализации к анализу современных тенденций // Вестник Челябинского государственного университета: Философия. Социология. Культурология. 2010. № 31 (212). Вып. 19. С. 106-109.