KhRISTIANSKIE TsENNOSTI SEM'I ROMANOVYKh (NIKOLAY II I ALEKSANDRA FEDOROVNA)

Abstract


Статья посвящена изучению семейных ценностей и традиций семьи Николая II. Духовное наследие императорского дома заставляет нас задуматься о роли семейных православных ценностей в современном обществе.

«Жизнь каждого православного христианина - это маленький сад, где растут любовь, радость, мир, долготерпение, мягкость, доброта и другие духовные ценности». Из дневника Александры Федоровны, 1917 г. В православной культуре тема семейных ценностей всегда остается актуальной. Во все времена воспитание в крепкой и здоровой семье способствовало формированию настоящей полноценной личности. В настоящее время общество переживает кризисные моменты. Мы постепенно приходим к тому, что у многих людей нравственно-духовные ориентиры отсутствуют. И это воспринимается молодежью вполне нормально. Утеряна суть таких понятий как: дом, дети, семья, любовь. Между тем, образцом семейных отношений к. XIX - н. XX вв. стала семья российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны Романовых. Сто двадцать пять лет назад, 14 (27) ноября 1894 г. состоялось их венчание. Этот брак был не по расчету, а по любви, для супругов он стал важной составляющей смысла их жизни. Всему этому есть подтверждение, нашедшее отражение в размышлениях Александры Федоровны о браке, семье, любви и сострадании. Опубликованные записи Александры Федоровны нашли отражение в сборнике под названием «Дарите любовь» [2]. Именно эти слова императрица написала в своем дневнике в 1917 г., размышляя о миротворцах, которые примером собственной жизни несли в мир любовь и благочестие. В книгу вошли дневниковые записи императрицы за 1899 г. «О браке и семейной жизни», философские размышления и духовные изречения известных людей, выписанные ею в 1908-1915 гг. и, наконец, «Сад сердца» - дневниковые записи за 1917 г. Первые дневниковые записи Александры Федоровны появились в 1899 г. Цитаты ясно показывают, что было ей близко, что ее мучило и беспокоило. Записи подлинно раскрывают всю добродетельность императрицы, преданной своей семье. В наши дни, когда даже общечеловеческие понятия о долге, чести, верности и ответственности отходят на второй план, чтение данных материалов помогает духовно обогатиться. Советы и предостережения супругам, мысли о подлинной и мнимой любви, размышления о взаимоотношениях родственников. Определенный интерес представляет для нас переписка Николая Александровича и Александры Федоровны. В дни расставаний, разлука была для них тяжела, они писали друг другу ежедневно. Эти письма характеризуют большую часть их семейной жизни, когда Александра Федоровна занималась детьми, мужем и многочисленными благотворительными делами. Она писала объемные письма. Главная их особенность заключалась в искренности и любви. Процесс воспитания детей в семье Николая и Александры играл особую роль. Утро во дворце начиналось рано. Императрица была ранней пташкой и приучила к этому детей. После утреннего туалета и молитвы и завтрака Александра Федоровна проверяла домашние задания. Царица сама обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. В утренние часы она проводила встречи с посетителями, а по вечерам, они всей семьей проводили время за домашним чтением. Дневники Александры Федоровны за тяжелый 1917 г. представляет собой размышления глубоко верующей женщины, которая делает записи, чтобы напоминать себе о ежедневных обязанностях в жизни христианина [1]. Темы, которые она там затрагивает, различны - от самопожертвования до благотворительных дел. Дневник написан утонченно и просто, без какого-либо намека на исторические факты. В каждой строчке прослеживается твердая решимость Александры Федоровны, остро чувствовавшей и общественное мнение, и угрозу революции, но заставлявшей себя вести обычный образ жизни и каждый день бороться за любовь, сострадание и бескорыстие. После революции дневники стали особо охраняемым документом под грифом «совершенно секретно» и их долго не публиковали. Последние дни семья Романовых провела в доме Ипатьева. Все члены императорской семьи подвергались здесь постоянным оскорблениям и издевательствам со стороны охраны. В карауле стоял мат, пьяные революционеры пели неприличные песни. Солдаты издевались над Императрицей и Великими княжнами, покрывая стены непристойными рисунками и фразами. Обедали охранники всегда вместе с Царской семьей за одним столом, куря папиросы и не снимая фуражек. Однако вместо озлобления они встретили кротость и смирение. Солдат настолько удивило терпение в поведении императорской семьи, что они перестали нецензурно выражаться. Позже их вышестоящие руководители даже были вынуждены сменить охрану [4]. Силы Александра Федоровна черпала в глубокой вере в то, что Бог в своей любви не оставит ее семью и ее народ. Она была человеком и не могла не страшиться уготованной ее семье участи, о которой знала по многим предсказаниям. Но она понимала и другое: есть воля Господа, и Его воля идет только от Любви. Из дневника Александры Федоровны: «В одной вещи мы всегда должны быть уверены - в том, что Бог посылает нам страдания, потому что любит нас» [2]. Она искренне верила в бессмертие души, и в то, что взять на небеса можно лишь те сокровища, которые невещественны. А значит, не нужно бояться или противиться уготованному. Одним из самых ярких дневниковых записей Александры Федоровны Романовой стали слова о любви: «Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь» [2]. За жертвенное служение Богу и ближним, за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое, Господь сподобил царскую семью принять мученический конец в один день и в один час. Таким образом, в течение всей нелегкой жизни Александре Федоровне помогала христианская вера, любовь, милосердие, смирение. Именно благодаря этим духовным нравственным составляющим она смогла перенести многочисленные скорби, болезни, клевету и страдания в ссылке. В Советской России долгое время существовала негативная критическая оценка жизни и деятельности последней русской императрицы. Авторы пытались очернить истинное лицо бывшей немецкой подданной. В настоящее время все подходы к изучению дома Романовых пересмотрены [3]. Более того, в 2000 г. Русская Православная Церковь канонизировала царскую семью как мучеников. Все духовные записи и дневники Александры Федоровны Романовой сейчас составляют огромное мировоззренческое значение. Отражая опыт и традиции предыдущего поколения, мы формируем ценности у будущей молодежи, воспитывая в них христианские основы, нравственность и добродетель. В современных условиях существование нравственности и духовности в России необходимо возродить православные идеалы и ценности семьи для сохранения нашего общества.

D A Matey

A I Chumov

I M Bukhtoyarova

  1. Александра Федоровна (императрица). Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: февр. 1917 г. - 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В.А. Козлова и В.М. Хрусталева. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 1999. - 341 с.
  2. Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дарите любовь. М.: Вера, 2011. - 300 с.
  3. Кряжев Ю.Н. Последняя российская императрицы - Александра Федоровна (правда и вымысел отечественной истории) / Ю.Н. Кряжев // Омский научный вестник. Омск, 2011. - С.5-9.
  4. Мельник-Боткина Т.Е. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции / Т.Е. Мельник-Боткина. М.: «Анкор», 1993. - 390 с.

Views

Abstract - 1

PDF (Russian) - 11

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies