DUKhOVNO-NRAVSTVENNOE VOSPITANIE: TRADITsII I SOVREMENNOST'

Abstract


В данной статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, выработанного традициями русского (советского) народа и современной России.

Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. А. Эйнштейн Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства… Д.С. Лихачев Сегодня в России возрастает роль духовного и нравственного воспитания и образования по причине углубления духовно-нравственного кризиса. Переход нашей страны от экономики централизованного планирования к рыночным отношениям породил целый ряд трудностей непосредственно влияющих на духовно-нравственную сферу. Капиталистический способ производства порождает масштабы стихийности, неуправляемости общественными процессами. Погоня за прибылью застилает все мотивы человеческой деятельности. Экономист В.Ю. Катасонов в исследованиях раскрывает взаимодействие социально-экономической и духовной сфер в связи с вступлением общества в переходный период. Исходной точкой зрения автора является утверждение о том, что в России отсутствует реальная экономика (от греч. - «домостроительство»). «Экономика - это целенаправленная деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека» [4, с. 6]. Деньги становятся критерием человеческих отношений, подменяют подлинные идеалы, а это недуг, поражающий всю душу. «Экспроприация непосредственных производителей совершается с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей», - писал К. Маркс [6, с. 771-772]. Учение К. Маркса высоко нравственно: марксизм выступает против несправедливых социально-экономических отношений, когда абсолютная часть стоимости присваивается капиталистом, отчуждая стоимость от ее непосредственного производителя. Труды К. Маркса на Западе сегодня очень популярны. «Маркс и его идеи процветают, они стоят крепче, чем идеи любого аналитика XIX века, и обещают оставаться в центре социальной жизни в миросистеме XXI века», - пишет известный западный исследователь И. Валлерстайн [1, с. 250]. В русской духовно-нравственной народной традиции существовало негативное отношение к богатству, насыщению сверх разумных потребностей. В.И. Даль приводит народные пословицы и поговорки, аккумулировавшие народную мудрость: «Деньгами души не выкупишь», «Через золото слёзы льются», «Деньги, что каменья, тяжело на душу ложатся» и др. [2, с. 112-114]. Эта традиция восходит к деятельности известного православного деятеля Нила Сорского, который призывал к отказу от богатства, к кормлению от результатов собственного труда, к нестяжанию и смирению [9]. Русская классическая литература вслед за народными пословицами и поговорками осуждала богатство, нажитое неправедным образом, вне труда. Это относится к художественным произведениям Н. Гоголя, Н. Лескова, Ф. Достоевского, А. Островского, М. Горького, В. Шишкова и др. Их герои, добившиеся богатства при помощи обмана, мошенничества, заканчивали жизнь крахом. Одним из первых раскрыл пагубный, аморальный смысл накопления богатства Ф. Достоевский. В романе «Подросток» он отмечал: «…Деньги - это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество. <…> Я, может быть, и умен. Но будь я семи пядей во лбу, непременно тут же найдется в обществе человек в восемь пядей во лбу - и я погиб. Между тем, будь я Ротшильдом, - разве этот умник в восемь пядей будет что-нибудь подле меня значить? Да ему и говорить не дадут подле меня! <…> Деньги, конечно, есть деспотическое могущество, но в то же время и высочайшее равенство, и в этом вся главная их сила. Деньги сравнивают все неравенства» [3, с. 97-98]. Новые экономические явления накладывают отпечаток на духовно - нравственную сферу, порождая в ней невиданные ранее противоречия, связанные с феноменом «массовой культуры». В свою очередь, стихийность эволюции социально-экономических и культурных процессов накладывает отпечаток на формирование личности. В связи с этим сформировалась экономика знаний, образование стало жизненным приоритетом. Это - положительный итог эволюции общества и понимания ценности знаний. Но чаще знание, образование приспосабливаются к потребностям рынка, превращаются в фактор общественного престижа, получения прибыли, что не делает человека нравственнее. Человечество на протяжении ХХ в. испытало две грандиозные катастрофы вселенского масштаба, получивших название «мировых войн». Эти трагические события привели к огромным людским утратам и материальным потерям, но деформировали общественное сознание народов. Изменились мировосприятие и мироощущение, начался поиск новых идеалов и ценностей. Ответом на этот процесс и стало формирование «массовой культуры», культурной всеядности, рассчитанной на массового потребителя. Главная задача - воспитание потребителя. Отпала необходимость критически мыслить, анализировать. Реальные социальные и духовные процессы стали подменяться иллюзорными. Наша страна не осталась в стороне от процесса проникновения и распространения «массовой культуры», причем нередко в самых бесстыдных формах. При содействии ТВ с бездарными ток-шоу в молодежной среде формируется состояние внутренней вседозволенности. «Бесстыдство стало нормой, разлито в воздухе. <…> Общество живет без правил, то есть они существуют в написанном виде, упакованы в законы, поведенческие нормы. Исчез, испарился кодекс внутренних правил... Детей не учат мыслить, оценивать собственные поступки»,- рассуждает отечественный кинорежиссер К. Шахназаров [12, с. 4]. Переход к так называемой рыночной системе оказал влияние и на сферу воспитания и образования. В этой сфере появилось понятие «образовательные услуги», хотя передача знаний и воспитание никак не могут быть услугами (например, наподобие услуг, оказываемых парикмахерскими). В воспитательном и образовательном процессе принимают непосредственное участие многие субъекты - государственные и частные образовательные учреждения, СМИ, семья, церковь. Ведущую роль в воспитании традиционно играла семья. Укрепление духовно-нравственных позиций личности и преодоление кризиса российской семьи есть необходимое условие функционирования государства. Не случайно, православное христианство считает семью малой церковью. «…Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, Так что их уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мат.19, 5-6). Именно семья - центр всей социально-экономической политики государства. А все связанные с ней ценности - материнство, детство, отцовство, культура и этика семейных отношений, включающая такие духовно-нравственные качества, как любовь, доброта, уважение, взаимопомощь, ответственность и другие непременно становятся фундаментом общества. Для нормального развития семьи необходимо создание благоприятных социально-экономических и духовных условий для её существования и развития [7]. В последние годы семья переживает глубокий кризис. Ослабли либо были утрачены важнейшие социально-экономические и духовно-нравственные основы семейных отношений. Следовательно, всестороннее упрочение семейных устоев - стержневое ценностное направление формирования и реализации политического курса государства. Положение детей в семье должно рассматриваться государством как ведущий критерий зрелости и жизнеспособности общества. В России сокращается общая численность детей и растет число лиц пожилого возраста - российское население стареет. Причиной тому - объективные обстоятельства (последствия Великой Отечественной войны), но во многом ответственность за подобное демографическое положение несет государство, его социальная политика. Это количественный показатель, не отражающий качества состояния детства (детские сиротство, смертность, насилие, агрессивное поведение в семье и другое). Нынешняя ситуация с агрессивным поведением имеет одной из причин изменение системы идеалов и ценностей. Переход от советской системы ценностей к новой происходит болезненно. Герои, которым прежде поклонялись, низведены с пьедестала, а новых страна обретает. Система ценностей, выработанная капитализмом, перенесена в Россию. 55% опрошенной российской молодежи заявили, что во имя успеха они готовы преступить нормы нравственности и справедливости и десять христианских заповедей [8, с. 4]. Агрессия стала повседневной нормой, в том числе и в детской среде. СМИ пестрят сообщениями о детской и подростковой жестокости по отношению к сверстникам и взрослым. Причина вышеупомянутой ситуации - ухудшающееся состояние взрослой части семьи: бытовая неустроенность, наркомания, отсутствие веры, угасание любви и уважения приводят к страшным, невосполнимым трагедиям. Первопричина такому положению - забвение христианских духовно-нравственных традиций, отход от Бога. Святой праведник И. Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени… Бог наш - Бог любви; царство Его - царство любви; из любви к нам Он не пощадил для нас Сына Своего единородного и на смерть предал Его за нас» [5, с. 133]. Сегодня в российском обществе существует некая религиозная всеядность. Многие молодые люди не знают существа христианских праздников, знаменательных дат в истории Русской православной церкви, но массово отмечают праздники, далекие от христианской культуры (день Св. Валентина, Хэлоуин). С всеядностью в вопросах веры тесно связано безверие. Многие люди, рассуждая о вере, говорят о том, что что-то есть, подразумевая под этим некие верховные силы, верят в некое абстрактное божество. К разновидностям безверия можно отнести атеизм, различные суеверия, колдовство, гадания и т.п. В системе нравственного воспитания ведущая роль принадлежит патриотическому воспитанию. В советское время воспитанию патриотизма уделялось первостепенное внимание. Молодое поколение вдохновлялось примерами героизма советского народа в Великой Отечественной войне, достижениями представителей советской науки, свершениями героев труда и т.п. Воспитание на примерах героического прошлого давало положительные результаты. Сегодня достойна всяческой поддержки инициатива проведения в дни празднования Великой Победы акции «Бессмертный полк», тем самым отдавая дань бессмертному подвигу во имя жизни на земле. Большую роль в деле духовного и нравственного воспитания призвана сыграть Русская православная церковь [10]. Она охраняет духовный мир человека от проникновения в него чужеродных элементов сатанизма, которым ныне оказался зараженным Запад. Русская православная церковь как социальный институт общества должна совершить еще один духовный подвиг, взяв на себя спасительный крест. В духовно-нравственном воспитании маленького члена семьи и общества центральную роль играет воспитание любви к Богу. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан.4, 16). Все духовное и нравственное воспитание должно быть исполнено воспитанием доброты, любви, милосердия, совестливости, тех качеств, на которых основывается нравственное здоровье личности [11, с. 519-521]. Таким образом, в случае учета этих и многих других обстоятельств в России появится действительно гуманное общество, российское государство станет, наконец, социальным, а население - социально, экономически, духовно и нравственно защищенным.

N V Drobyanskiy

N N Ostashkov

O E Anisimova

  1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире: пер. с англ. [Текст] / И. Валлерстайн // под общ. ред. Б.Ю. Кагарлицкого. - СПб.: Университетская книга, 2001. 416 с.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т.: т. 1 / В.И. Даль.- СПб.: ТОО «Диамант», 1996. 399 с.
  3. Достоевский, Ф.М. Подросток [Текст] / Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 10 т.: т. 8. М.: Издательство художественной литературы, 1957. 198 с.
  4. Катасонов, В.Ю. Погружение в хрематистику [Текст] / В.Ю. Катасонов // Литературная газета. 2011. №24. С. 6 -7.
  5. Кронштадтский, Иоанн. Моя жизнь во Христе: в 2 т.: т.1 [Текст] / Иоанн Кронштадтский. М.: Благовест, 1998. - 560 с.
  6. Маркс, К. Капитал: Критика политической экономии: т.1. кн. 1 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - 2-е изд.: т. 23.- М.: Изд-во политической литературы, 1960. - 907 с.
  7. Российская семья: основы духовно-нравственного и социально-правового развития [Текст]: монография / Под ред. В.А. Тонких, О.Е. Фарберовой. - Воронеж: Научная книга, 2015. - 250 с.
  8. Смолин О. 17 кг документов вместо живого общения [Текст] / О. Смолин // Новая газета. 2015. №41. - С. 5-6.
  9. Сорский Нил. Сочинения [Текст] / Нил Сорский. - СПб.: Изд-во О. Абышков, 2005. - 424 с.
  10. Тонких В.А. Русское православие: великое служение (X-XXI вв.): учебное пособие [Текст] / В.А. Тонких, Ю.Л. Ярецкий. - Воронеж: Истоки, 2009. - 197 с.
  11. Фарберова О.Е. Роль православного воспитания в государственной политике Российской Федерации [Текст] / О.Е. Фарберова // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. - С. 519-521.
  12. Шахназаров К. «Бесстыдство стало нормой» [Текст] / К. Шахназаров // Новая газета. 2012. №123. С. 5-6.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 4

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies