ROL' DUKhOVNO-NRAVSTVENNOGO VOSPITANIYa PODRASTAYuShchEGO POKOLENIYa V FORMIROVANII TsELOSTNOSTI LIChNOSTI

Abstract


В центре внимания статьи - духовно-нравственные ценности в процессе воспитания подрастающего поколения. В данной статье обсуждаются современные проблемы и тенденции развития молодёжи.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения заключается в необходимости подготовки не только образованных людей, обладающих определенным набором знаний, которые востребованы в современном социуме. Обществу необходимы граждане с высокими морально-нравственными установками, способные делать ответственный выбор между добром и злом, защищать свою семью и свою Родину, любить и заботиться о своих близких. Одной из приоритетных задач современного общества является воспитание в человеке нравственности и культуры. [1; 2; 4]. Основы нравственного воспитания в христианском духе были заложены ещё в средневековой Руси с принятием христианства и его возведением в ранг государственной религии. На протяжении всей истории отечества духовно-нравственное воспитание являлось одним из факторов, обеспечивающих духовное единство народа и целостности семьи. После крещения Руси в конце X в. Русь становится одним из самых образованных средневековых государств. Со второй половины ХI века вплоть до монгольского вторжения русская культура переживает первый период своего расцвета. В тяжелое время, следующее за монгольским нашествием в 30-е годы XII века, Русь не была сломлена духовно. Внешние нестроения лишь укрепили её. В XIV столетии мы наблюдаем новый духовный подъем на Руси, выразившейся в деятельности монастырей и великих православных подвижников, святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Дмитрия Донского. Известный российский историк В.О. Ключевский, писал, что «русские люди ХIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня - такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник - вера»[5]. С тех пор вплоть до 1917 г. Российское государство не прекращает активного сотрудничества с Русской Православной Церковью и ее поддержки во многих вопросах и особенно вопросах духовно-нравственного воспитания и образования. Это взаимодействие государственных и церковных структур не прерывается даже в синодальный период. С 1917 г. духовно-нравственное воспитание в России переживает упадок. Начинаются небывалые по целям и масштабам гонения на Церковь. Трагические события Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. способствовали легализации Церкви, возвращению находившихся в заключении и ссылках епископов и священников к служению в епархиях и на приходах, открытию духовных семинарий и академий. Характеризуя духовно-нравственную ситуацию в России в постсоветский период можно сказать, что богоборческий эксперимент обернулся катастрофическими последствиями и для всей страны. Тысячи православных верующих в России испытали на себе гонения, и политические преследования. Людей увольняли с работы, клеймили позором, ссылали, расстреливали. В 1920-е годы В. И Ленин развязал настоящую антихристианскую истерию. Уничтожались храмы, вскрывались и подвергались поруганию мощи святых [7]. Самым печальным образом новые политические реалии сказались на образовании. Отделение Церкви от государства и полоса гонений на Церковь лишили воспитание его высших ценностных констант, привели к утрате содержательного и смыслового начала многих видов педагогической деятельности. В 80-90-е годы прошлого века российское общество оказалось охвачено духовно-нравственным кризисом [6; 8, с. 290]. Важным моментом в развитии духовно-нравственного воспитания стала середина нулевых годов. Пришло понимание, что одного курса основ православной культуры недостаточно для организации полноценного духовно-нравственного воспитания школьников. Корни проблемы лежат гораздо глубже. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения закладывается в раннем возрасте и является основой для формирования целостной личности человека. Оно направлено на построение отношений подрастающего поколения с миром, людьми и собой. Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания заключается в формировании морально-нравственных принципов через нравственное воспитание, обучение, саморазвитие, самодисциплину подрастающего поколения. Его основы закладываются годами в православной семье, на приходе, в образовательных организациях. Для реализации данной задачи педагогам необходимо грамотно использовать комплекс воспитательных, образовательных, психологических, социальных мер. Настоящей бедой современного общества становится ориентация подростков на западные ценности, приводящая к росту консюмеризма как особого типа потребительского отношения и поведения, в основе которых лежат мировоззренческие представления лёгкого бытия, непрерывного поиска развлечений, удовольствий и комфорта. Влияние «агрессивной» системы ценностей, декларативный подход к духовно-нравственному воспитанию приводят к увеличению числа экстремистских настроений в молодежной среде, физическому и психологическому насилию в школах. Агрессивная направленность и антисоциальный характер поступков основываются на фоне повышения эмоциональности и преобладании процессов нервного возбуждения над торможением, что является отличительной особенностью данного возрастного периода развития личности. Подобные тенденции приводят к тому, что несовершеннолетний в состоянии аффекта с определенной степенью легкости совершает противоправные поступки, прибегает к насилию. Опираясь на исследование Е. М. Данилина, А. В. Датий и А. А. Федосеева [3], можно констатировать факт неграмотности или малограмотности, социальной и педагогической запущенности подростков, поступающих в воспитательные колонии. Наша страна является одним из лидеров по показателям подросткового пьянства, наркомании, преступности, суицида. В связи с этим роль общества и государства заключается в формировании духовно-нравственных ценностей на протяжении всего процесса становления личности. Неотъемлемой частью социализации ребёнка являются детский сад, школа, высшие учебные заведения, церковный приход, рабочие коллективы и т.д. Однако основы будущей личности закладываются ещё ранее под влиянием семьи, которая является первичным агентом социализации. К сожалению, не все родители придают должное значение процессу формирования духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания ребенка, предоставляя его самому себе и не отслеживая круг его общения. Огромное влияние имеет неправильная модель семьи, в которой находятся подростки. В семьях, где происходят постоянные скандалы, царит непослушание, молодежь ведет себя неподобающим образом по отношению к старшим и родителям, агрессия и грубость является нормой. Особую роль в воспитании подростков сегодня оказывают всевозможные социальные сети. Многие из них ориентированы на деградацию человеческой личности. В условиях быстрого распространения информационных технологий важнейшей проблемой становится процесс формирования у подрастающего поколения, моральных, духовных и нравственных ориентиров, позволяющих определить, что такое хорошо, и что такое плохо. На наш взгляд, решение проблемы духовно-нравственного воспитания подростков заключается в необходимости тесного взаимодействия по этому вопросу школы, семьи и государства. Духовно-нравственное воспитание не может быть представлено одним уроком или занятием в учебном процессе. В формировании духовно нравственных ценностей очень важен пример старших. Поэтому родители и педагоги, прежде всего, должны обратить внимание на собственное духовное состояние. Таким образом, современные ориентиры российской школы на духовно-нравственное становление личности обучающихся, должны стать важнейшим фактором, обеспечивающим формирование нравственного облика, чувств, позиции и поведения молодых людей. Одной из приоритетных задач современной школы является воспитание в человеке высокой нравственности и культуры. Сегодня мы наблюдаем противоречивую ситуацию с организацией духовно-нравственного воспитания подростков. Её дальнейшее развитие будет зависеть от взаимодействия семьи, социальных учреждений и общества в целом.

A D Glukhova

I I Boldyreva

N N Fomina

  1. Бодалев А. А. Нравственность и гражданственность современного российского общества // Социальная политика и социология. 2010. №. 1. С. 6 - 12.
  2. Бондаревская Е. В. Поиск путей возрождения Российской духовности и нравственности в контексте воспитательных колониях // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 16. С. 24 - 28.
  3. Датий А. В., Данилин Е. М., Федосеев А. А. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в интеграционного подхода // Сибирский учитель. 2011. №. 76. С. 24 - 28.
  4. Дьячкова М.А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. №. 4. С. 23 - 28.
  5. Ключевский В. О. «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» / Доклад, произнесенный в Московской Духовной Академии в 1892 г., в год 500-летия со дня смерти преподобного Сергия Радонежского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.glinskie.ru/content/во-ключевский (дата обращения 17.10.2019).
  6. Кочукова М.О., Болдырева И.И. Морально-нравственные проблемы современного общества // М.О. Кочукова, И.И. Болдырева // Молодежный инновационный вестник. 2015. Т. 4. № 2. С. 73-75.
  7. Мальцева В. «Православие в эпоху СССР. Арестован, осужден, расстрелян» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://22-91.ru/statya/pravoslavie-v-ehpokhu-sssr-arestovan-osuzhden-rasstreljan/29.03.2013 (дата обращения 17.10.2019).
  8. Меньшиков В.М., Гатилова Н.Н., Хохлова А.Б. Историко-цивилизационные и историко-педагогические предпосылки развития духовно-нравственного воспитания в России. / В.М. Меньшиков // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - № 13 (184). - 2014. Вып. 22. С. 288 - 295.

Views

Abstract - 3

PDF (Russian) - 1

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies