K VOPROSU OB AKTUAL'NOSTI DUKhOVNYKh TsENNOSTEY V OBShchESTVE POTREBLENIYa
- Authors: Vorob'eva VA1, Zaridze VG1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 9, No 1 (2020)
- Pages: 27-30
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/5469
Cite item
Full Text
Abstract
В данной работе рассматривается актуальность обладания нравственными ценностями в современном обществе.
Full Text
Стремление к идеалу присуще людям с самого зарождения нашей цивилизации. Неоднозначность критериев образца благополучия породило великое множество способов его достижения. “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною” - говорит Иисус юноше, согласно Евангелию от Матфея. С тех пор многое изменилось: в результате перехода к капиталистическому типу государства сформировалось общество потребления - понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Этому во многом поспособствовали увеличение производства и номенклатуры различных товаров, которые надо кому-то продавать; шаговая доступность магазинов; упрощение процесса покупки и прочие факторы. Но решающую роль играет преобладание определённых нравственных ориентиров, согласно которым любой ценой следует иметь гораздо больше, чем необходимо. В противовес словам Спасителя средства массовой информации диктуют свои правила: “если хочешь быть совершенным - покупай!”. Благодаря развитию средств массовой информации, и выходу их на новый качественный уровень, пропаганда “культа вещей”, и бесконтрольного их потребления, вышла в сознании людей на первый план, значительно обогнав стремление духовно обогатиться. Именно поэтому современное общество характеризуется скорее высоким уровнем потребления, чем высоким уровнем нравственности. Этот процесс зашел настолько далеко, что на данный момент элементы потребительского отношения можно найти даже в обращении религиозных людей к Богу, где они так же начинают действовать по принципу “ты мне, я тебе”. Их просьбы зачастую касаются лишь увеличения материальных благ, а молитвы и другие атрибуты веры, переходят в разряд докучливых формальностей. Конечно, неправильно говорить, что чрезмерная страсть к покупкам и накопительству появилась лишь в 20 и 21 веках - во все времена люди старались обзавестись вещами получше, что нередко влекло за собой отказ от духовных ценностей. Но, в результате популяризации определённого образа жизни, подобного размаха это явление достигло только сейчас. Реальность сегодня такова: в обществе потребления считается, что переступив через мораль можно добиться гораздо большего, чем будучи нравственным, а христианский образ жизни в некоторых случаях может и вовсе сделать человека изгоем. Как итог - верующий должен делать выбор между религиозными предписаниями и новыми социальными нормами, пропагандируемыми сегодня среди большинства людей. Позицию христианства в этом вопросе, как правило, сводят к следующей цитате: “Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” [6]. Действительно, деньги открывают мир соблазнов, из которого неискушённый человек навряд ли сможет выбраться: привязанный к материальному всегда найдёт, чего бы ещё пожелать, ему будет хотеться всё больше и больше, его потребности никогда не будут удовлетворены. Попав в этот “замкнутый круг” верующий теряет свою свободу, отдаляясь от Бога. Не даром, в евангелии от Матфея сказано: “и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие”. Происходит замена духовных ценностей на материальные и именно поэтому считается, что имея более высокий уровень удовлетворения материальных потребностей, богатые люди менее нравственны, чем бедные. Как следствие, обладание материальными благами для христианина, это скорее неудобство, чем привилегия. Но подобные изменения происходят далеко не со всеми людьми, поэтому не стоит думать, что православие предписывает каждому не иметь ничего кроме самого необходимого. Наоборот, люди, проявляющие щедрость к нуждающимся и жертвующие деньги на благо храмов всегда пользовались уважением церкви: “Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит”. Обозначается, что вредны не столько деньги, сколько чрезмерное их желание: “Злом Спаситель назвал не само по себе богатство материальное, но «надежду на богатство» [2], т.е. устройство своей жизни вокруг идеи материального благополучия. Поскольку деньги всего лишь вещь, они не способны ни облагородить, ни развратить, т.е. сами по себе безвредны. Куда важнее такие моменты, как способ распоряжения ими и отношение конкретного человека к деньгам, которые зависят от того, что он имеет помимо денег. Ведь человек обладающий духовными ценностями употребит свои богатства на благо окружающих, что является богоугодным делом. И вот тут уже необходимо перейти к вопросам более сложным - актуально ли нравственное поведение в обществе потребления, если это не сулит нам никакой выгоды? Так ли необходимо быть человеком добродетельным, если нравственное поведение будет только осложнять жизнь? Нужно ли соблюдать моральные и этические нормы, ведь жить в своё удовольствие гораздо проще и для понимания, и для исполнения? Стоит ли в наше время обладать не только материальными ценностями, но и духовными? Для того, чтобы ответить на первый вопрос следует сперва разобраться в том, что понимается под словом “нравственность”. Этим вопросом занимается одна из ветвей философии этика - дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль. Она имеет множество систем, которые предлагают самые разнообразные трактовки этого понятия. Например, в зависимости от целей субъекта этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. Согласно эвдемонизму морально всё то, что хорошо для определённого человека. Гедонизм - направление в этике, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение жизнью в качестве главного мотива, главной цели нравственной деятельности [3]. Согласно утилитаризму “нравственность может существовать лишь как средство достижения счастья” [7]. И только сторонники перфекционистской этики, подразумевающей совершенствование человека главной целью, считают добродетели неотъемлемой частью совершенства и полагают, что “именно моральное совершенствование является смыслом человеческой истории” [4]. Судя по подобным определениям, можно сделать вывод о том, что нравственность всё же имеет свой вес, иначе люди не стремились бы “подгонять” под это понятие обладание весьма сомнительными ценностями. Также, исходя из её определений в первых трёх этических направлениях, можно сделать вывод о том, что многие люди уже нравственны. Вот только смысл, вложенный в это слово очень далёк от традиционных христианских добродетелей. Следовательно, обладание хоть какой-нибудь нравственностью не стоит считать благом и необходимостью, так как это может идти вразрез с христианской этикой. Большой анализ теологических добродетелей провёл итальянский философ и теолог Фома Аквинский в своём труде “сумма теологии”. Он не мыслил человеческого существования без нравственной составляющей: “человек может с помощью своего интеллекта вывести максимально общие, близкие к божественным правила поведения - моральные основы жизни, которым необходимо следовать до конца дней” [1]. Но несмотря на то, что ему даже не представляется отказ от духовных ценностей, он отмечает, что “добродетели свойственно умеренное страдание в связи с тем, что так или иначе препятствует добродетели” [8]. То есть даже тогда, когда христианские идеалы господствовали, следование им могло причинить душевную боль. Следовательно, обладание духовными ценностями может доставить неудобство, что является аргументом в пользу отхода от них. Однако он же утверждал, что: “человеческая добродетель <...> не только доводит до совершенства то, добродетелью чего она является, но и придает совершенство выполняемому делу” [8], а стремление к идеалу и саморазвитие - важная часть жизни в современном обществе. Следовательно, если считать добродетель обоснованием стремления к совершенству, то быть добродетельным человеком в обществе потребления всё же актуально. Со временем в философии начал происходить постепенный отход от религии. Из-за нестабильной политической обстановки, научной революция XVII века и недовольства привилегиями духовенства, философы эпохи Просвещения сосредоточили своё внимание на изучении человека как такового, отсталости государственного строя и критику религии. Одним из неблагоприятных факторов последнего является переоценка религиозных ценностей, что повлекло отказ от некоторых из них. В противовес этому Иммануил Кант в своих работах делает упор на нравственность. Объяснение этому можно найти в его биографии: Кант, как и его родители был приверженцем пиетизма - движение внутри лютеранской и реформатской церквей, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию [5]. В работе “критика практического разума” он не просто пространно рассуждает о нравственности, но и говорит о необходимости действовать, поскольку недостаточно просто обладать духовными ценностями, надо ещё и подавать пример окружающим своими поступками. Всеобщий моральный закон, именуемый “категорическим императивом” звучит следующим образом: “поступай так, чтобы твой поступок стал всеобщим законом”. Так же Кант отмечает, что человек не должен искать выгоду от своих действий, иначе его поступки будучи правильными, не будут моральными: “Мораль и поведение человека не должны быть независимы от всяких внешних условий и подчиняться только моральному закону”. Эта позиция является противоположной идеологии общества потребления, и поэтому может показаться, что следование подобному закону уже неактуально. Однако религиозному человеку определённо стоит придерживаться категорического императива, ведь он построен в соответствии с христианским моральным кодексом. Христианин своими поступками должен подавать пример окружающим - доказывать своими действиями то, что даже в это время можно жить, соблюдая моральные и этические нормы. И некоторые изменения уже есть - многие люди сегодня стали больше задумываться о нравственности. Но большинство по-прежнему не стремится приобщиться к духовному - на один пример морального поведения мы легко можем обнаружить десятки примеров обратного, ведь моральное поведение зачастую не несет никакой выгоды, в отличие от аморального. В философии процесс отказа от моральных ценностей достиг пика во второй половине 19 века, с появлением работ Фридриха Ницше. В произведении “Весёлая наука” звучит его знаменитая фраза: “Бог умер!” - наблюдая кризис моральных ценностей христианства, он в иносказательной форме отмечает утрату веры и моральных основ. В связи с этим наблюдается отход от христианских ценностей, пересмотр “старой” морали - он выделяет мораль господ, которым свойственны гордость, сила и благородство и мораль рабов, чьими основными ценностями являются доброта, смирение и сочувствие. После появляется Сверхчеловек и создаёт собственную мораль, основу которой составляет отрицание христианских ценностей и принцип вседозволенности: “ничто не истина, всё дозволено”. Взгляды Ницше являются популярным обоснованием нигилистического образа жизни современных молодых людей. Их притягательность подкрепляется ложным убеждением в повышении своей значимости за счёт наплевательского отношения к окружающим. Так же представители общества потребления превозносят эгоизм. Это объясняется тем, что в полной мере человек не может полагаться ни на кого, кроме себя и не может гарантировать получение ответного хорошего отношения. Нравственные действия и духовные ценности не приносят материальную выгоду и становятся бессмысленными, а потому лучше и вовсе отказаться от них. Так как нам поступать в современном мире? Общество, в процессе воспитания, заложило в нас основы морального поведения. Но при этом само оно уже изменилось, хоть и транслирует по “привычке” уже порядком “устаревшие” моральные нормы, которые входят в серьезный конфликт с окружающей действительностью. Ведь на первый план в современном мире выходят совершенно иные, более приземленные ценности. Так может ли наша жизнь исчерпываться одним лишь материальным? Если эгоистическое благополучие единственная цель жизни, жизнь быстро становится бесцельной. После удовлетворения большинства своих потребностей, человек, воспитанный в рамках культа вещей, обнаруживает внутри себя духовную пустоту, которую он безуспешно пытается заполнить материальным. Ведь краткая эйфория от покупки очередной безделицы не в силах заменить ощущение радости от совершённого хорошего поступка. Творя добро, человек развивается внутренне, открывая для себя новые грани своей личности. И что самое главное, поступая морально, он перестает быть не способным на Поступок рабом вещей, винтиком огромной, перемалывающей наши личности системы. Нравственные поступки меняют не только нашу личность, но мир вокруг нас, ведь зачастую одного правильного примера достаточно, чтобы вдохновить сотни людей поступать иначе. И только тот шаг, что уводит нас в сторону от материальной обусловленности, и заставляет поступать невыгодно, нелогично, выходя за рамки декларируемых сегодня представлений о ценностях, и делает нас по-настоящему свободными. А это достаточно веская причина бросить вызов обществу потребления.×
References
- Александр Семёнов. Занимательная философия. - СПб.: ООО “Торгово-издательский дом Амфора”, 2015. - 447 с.
- Архиепископ Иоанн (Шаховской) “Христианское отношение к богатству и бедности” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovskoj/khristianskoe-otnoshenie-k-bogatstvu-i-bednosti/ (дата обращения: 17.11.2019).
- Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://terme.ru/termin/gedonizm.html (дата обращения: 17.11.2019).
- Перфекционизм и теория справедливости Дж. Ролза. Теории морального совершенствования [Электронный ресурс]. https://studme.org/52766/etika_i_estetika/perfektsionizm_teoriya_spravedlivosti_rolza (дата обращения: 17.11.2019)
- Пиетизм // Википедия. [2019-2019]. Дата обновления: 04.10.2019. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=102533999 (дата обращения: 17.11.2019).
- Профессор Александр Павлович Лопухин “Толковая Библия " [Электронный ресурс]. (дата обращения: 17.11.2019)
- Серебрянский Д.С. Классический утилитаризм: основные теоретические проблемы. // Журнал “Этическая мысль”. - 2011. - № 11. - С. 90-104.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. Том V [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-5/11_3 (дата обращения: 17.11.2019)