TRANSFORMATsIYa SEMEYNYKh TsENNOSTEY V SOVREMENNOM OBShchESTVE (na primere dvizheniya childfree)
- Authors: Vikhrov VV1, Udalykh EY.1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 9, No 1 (2020)
- Pages: 25-26
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/5468
Cite item
Full Text
Abstract
В статье рассматриваются ценности семьи, материнства и детства в современном обществе. Особое внимание уделяется феномену чайлдфри как отражению ценностных особенностей потребительского общества.
Full Text
В условиях современного демографического кризиса проблемы материнства и детства стоят особенно актуально. Всем известно, в стране низкая рождаемость, огромное количество беспризорников. Страшной бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Кризис института семьи, материнства и детства налицо. Количество разводов превышает количество браков, растет число абортов и пропаганда контрацептивов еще со школы, внедряются программы полового просвещения в школах, также пропаганда антисемейных ценностей льется с экранов телевизоров. Общераспространенный взгляд на сложившуюся ситуацию, что основная причина низкой рождаемости коренится в плохих социально-экономических условиях жизни. Однако исследования называют основной и главной причиной нынешней демографической ситуации кризис традиционных для русской ментальности ценностей, отход от традиции и преобладание ценностей индивидуализма и потребительства [2, с. 116-118], о чем свидетельствует возникновение такого феномена, как чайлдфри. Движение чайлдфри появилось в 1960-1970-х гг. в США, затем получило распространение в странах Европы. В Россию оно пришло в начале 1990-х гг. Сейчас социологи наблюдают рост сторонников движения чайлдфри и выделяют приверженность партнеров к данному движению отдельной причиной роста семей, в которых нет детей. В России сегодня, по данным Федеральной службы госстатистики, из 42млн российских семей 48% не имеют детей, причем лишь 5 млн - по медицинским показаниям [6]. В качестве иных причин роста бездетных пар выделяют также причины биологической дисфункции одного или обоих партнеров, страх отсутствия материальных средств в семье др. Социологические исследования чайлдфри показывают, что родительство и семейность у них заменяются ценностями максимальной самореализации в профессиональной сфере, ценностями материально обеспеченности и построением успешной карьеры. Родительство они воспринимают как препятствие в профессиональном становлении, а не как свое призвание. Представители сообществ чайлдфри являются людьми детородного возраста, которые сознательно отказались от репродуктивной функции и убеждены в том, что абсолютно не нуждаются в детях. Большинство чайлдфри социально благополучны, являются высокообразованными, профессионально успешными, проживают в крупных городах, живут для собственных удовольствий, проповедуют эгоцентризм, индивидуализм, гедонизм. Значительная часть чайлдфри живут активной жизнью, не испытывают материальных трудностей, делают карьеру, имеют широкий круг интересов, хорошее образование, большой доход, востребованы как профессионалы и руководители. Т.е. это не те люди, которые отказываются от рождения детей из-за материальных трудностей. Им в большей степени свойствен эгоизм и индивидуализм. Отличительной чертой чайлдфри является ценность собственной свободы и возможность заниматься тем, что им нравится. Они ориентированы не на семью, а на себя, что обусловлено возрастающей индивидуализацией современного общества [1]. С конца ХХ в. сознательная бездетность приобретает массовый характер и сопровождается радикальными изменениями ценностей материнства и отцовства. Масштаб и характер данного явления изменяется, возникают сообщества единомышленников, движение становится организованным [5]. В сети Интернет можно встретить множество сообществ чайлдфри, отдающим предпочтение личной свободе, комфорту и удобству. Исследователи отмечают, что возникновение и распространение в современном обществе движения чайлдфри свидетельствует не столько о глубоких социальных изменениях, сколько о смене ценностной парадигмы, когда традиционная парадигма заменяется личностно ориентированной, направленной на саморазвитие и автономию личности в вопросах выбора стиля жизни, жизненных стратегий, жизненного пути как результата активности субъекта, выстраивающего свою жизнь [4, с. 91-94]. В обществах доиндустриальной эпохи рождение детей и их воспитание являлось главной функцией женщины. В условиях индустриального и особенно постиндустриального общества семья теряет большинство своих функций или выполняет их лишь частично. В постиндустриальном обществе происходит смещение акцентов в сторону экономической занятости, самореализации, саморазвития, успешной карьеры. Происходит смещение иерархии ценностей. Коллективизм заменяется индивидуализмом, религиозность - атеизмом, гармоничный союз мужчины и женщины - однополыми отношениями, крепкая семья уступает место свободным отношениям и сознательной бездетности. Факторами, повлиявшими на процесс трансформации семейных ценностей и репродуктивного здоровья, по мнению ряда исследователей, являются такие явления, как секуляризация культуры, децентрализация личности, утрата идентичности в обществе эпохи модерна [2, с. 12]. Децентрализованность культуры и личности, характерные для постмодерна, лежат в основе глубокого сущностного кризиса. Лишенная ценностной ориентации в абсолютах христианства, личность пытается добиться внешнего успеха, а получает ощущение пустоты, тревожности, самопотери. Попытки поиска идентичности приводят к снижению ценности семьи и трансформации ценностей родительства, что приводит к распространению внесемейных ценностных ориентаций и способов самореализации во всех сферах жизнедеятельности, исключая семейную. Рост индивидуалистических ценностей, личных прав и свобод (в противовес традиционной, религиозной идеологии) привели к свободе демографического поведения и сделали бездетность (как и безбрачие и сожительство) социально приемлемой нормой. В данном контексте тенденция распространения чайлдфри закономерна, что как раз отражает в себе вышеуказанные процессы, характерные и для общества потребления [3, с. 316-317]. Как следствие - демографический кризис, разрушение семьи. В этих условиях крайне необходимо просвещение в сфере духовных основ семьи, обращение и пропаганда традиционного отношения к материнству и детству.×
References
- Белинская Д. В. Социальный портрет чайлдфри [Текст] / Д. В. Белинская. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - Тамбов, 2018. Т. 4. № 13. С. 12-19.
- Бауман З. Индивидуализированное общество [Текст] / З. Бауман / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.
- Новоселова Е. Н. Новые тенденции репродуктивного поведения городского населения России (на примеры Москвы) [Текст] / Е. Н. Новоселова. // Демографические процессы на постсоветском пространстве: Шестой Уральский демографический форум / отв. ред. А. И. Татаркин, А. И. Кузьмин. - Екатеринбург: Ин-т экономики Урал. отд. РАН, 2015. С. 313-317.
- Романова И. В. Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений [Текст] / И. В. Романова, О. О. Жанбаз // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 12 (115). С. 89-97.
- Факторы, формирующие отношение к добровольной бездетности в Европе. [Электронный ресурс]. - URL: http://wiki.ru/sites/demografiya/id-articles-472310.html
- Фрейка Т., Захаров С. Эволюция рождаемости за последние полвека в России: оптика условных и реальных поколений [Текст] / Т. Фрейка, С. Захаров. // Демографической обозрение: электронный научный журнал. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://demreview.v1i1.1828