Soliarnost' kak bazovaya tsennost' v rabotakh Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora
- Authors: Satuev IK.1, Shabanov SI1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 6, No S3 (2017)
- Pages: 91-92
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/3854
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) - международная общественная организация, возглавляемая Патриархом Московским и всея Руси и представляющая интересы русских по всему миру. На протяжении многих лет ВРНС обеспечивает диалог различных идейных и политических сил России в поисках интегрального пути развития нашей цивилизации. В обращении дискуссионного клуба ВРНС «К мыслящим людям России: верим в себя, в свой народ, в свою цивилизацию!» указывалось, что сегодня наступает момент принципиального цивилизационного выбора. С одной стороны мы видим пробуждение гражданской энергии, свидетельствующей о том, что наш народ возвращает веру в собственные силы. С другой стороны мы видим потенциальные очаги нового общественного кризиса, который готовы использовать в своих интересах наши геополитические конкуренты. Близится историческая развилка, на которой возможно как утверждение России в качестве самостоятельного субъекта мировой истории, так и превращение нашей страны в глобальные задворки, чреватое бесповоротной духовной и национальной ассимиляцией[1]. Патриарх Кирилл отмечал в 2014 г., что в этой исторической ситуации мы должны как зеницу ока хранить единство нашей страны, созданной и завещанной нам предками. При этом нельзя ни на минуту забывать, что это единство не может быть обеспечено лишь силой. Его надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей [2]. Нашей цивилизации чужд эгоцентризм, наша национальная идея не может быть сведена к банальному этническому интересу. Такая целеполагающая идея должна преследовать глобальную миссию, связанную с изначальным духовным импульсом, полученным при Крещении Руси. Доминантой нашего мировоззрения является стремление к устроению человеческих отношений на ценностной основе: вера, справедливость, единство, нравственность, достоинство, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, стремление ко благу человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность. В 2011 году на XV Всемирном Русском Народном Соборе эти ценности были провозглашены фундаментом общенациональной идентичности. Историческим призванием нашей цивилизации является cоздание условий для полноценной культурной, творческой, религиозной, политической и материальной жизни народов России на основе общенациональных базисных ценностей. Этот принцип мы должны использовать также и в международных отношениях. Все общественные преобразования должны быть посвящены не удовлетворению корыстных интересов отдельных социальных групп, а достижению этой великой задачи[1]. Солидарность принадлежит к числу принятых Всемирным Русским Народным Собором общенациональных базисных ценностей. Наряду с патриотизмом и справедливостью она относится к особому ценностному ряду, имеющему ярко выраженное социальное измерение. На протяжении всей своей истории Россия вдохновлялась идеалом общества-семьи, объединённой братскими отношениями согласия и взаимовыручки. Такое общество способно избежать несправедливости кастового строя (когда социальные слои разделены материальной и духовной пропастью) и модернистского атомизированного социума (когда общественные связи упраздняются и каждый живёт только для себя). В России стремление к солидарности последовательно проявлялось в общине, приходе, артели, коммуне. Современные средства коммуникации открывают новые возможности межличностных связей и коллективных действий, позволяют строить солидарное общество на новом социальном и техническом уровне, учитывая позитивный и негативный опыт прошлого. Солидарность отличается от тоталитаризма ненасильственным, сознательным характером общественного единения, сохранением широкой личной свободы наряду с императивом общенационального и общецивилизационного долга. Она также предполагает широкое и регулярное участие граждан в управлении государством, максимально задействуя прямые рычаги управления (референдумы, самоуправление малых пространств) и сводя к минимуму уровень отчуждения простых граждан от принятия политических решений. Идеал солидарности, соборного единства народа и власти не был для нашей цивилизации утопической мечтой, но был глубоко укоренен в отечественной истории. Идея солидарности предполагает не только особый тип человеческих отношений, но и особый тип экономического устройства. Принципу солидарности соответствует общегражданская собственность на природные ресурсы и инфраструктуру, всенародное участие в получении прибыли от их эксплуатации и общенациональная ответственность за состояние окружающей среды. Содержанием общественных реформ в нашей стране не может быть дальнейшее разрушение социальных связей, атомизация общества, внедрение социал-дарвинистских поведенческих моделей в интересах узкого квазиэлитарного слоя. Перемены в нашей стране и странах близкого цивилизационного типа должны быть, прежде всего, нацелены на выработку солидарных форм существования, ориентироваться на настроения народного большинства. России необходимо единство «правого» и «левого», считают Заместитель Главы ВРНС протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель Экспертного центра ВРНС Александр Борисович Рудаков. Для православной традиции поддержание достойного уровня жизни людей, преодоление бедности - одно из важных условий полноценного нравственного развития. Нестяжательство, приличествующее христианину в личной жизни, не должно приводить к отказу от достойной в экономическом смысле жизни страны и народа. Соревновательность - к конкурентной борьбе всех против всех, к оправданию социального дарвинизма, к переносу законов рынка на политику, культуру, духовную жизнь[4]. По мнению эксперта ВРНС Н.А. Соловьева, российская история учит нас, что когда русский человек теряет почву под ногами и поддается фантазиям, она наказывает нас. Так было в начале XX века, когда он поверил чужим научным сказкам о возможности построить рай на Земле, так было в конце XX - начале XXI веков, когда мы поверили, что нас с радостью примут в дружную семью народов мира и мы заживем в ней счастливо и радостно в согласии и любви[3]. Патриарх Кирилл отмечал на XVIII соборе, что мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера - справедливость - солидарность - достоинство - державность». Государство, созданное на базе такого синтеза, в полной мере будет отражать идеалы библейских заповедей, лежащих в основе всех истинных представлений об этике, о должном и не должном. Опираясь на заповеди «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», оно сможет решительно подавить организованную преступность, коррупцию, индустрию разврата и растление молодежи. Оно будет способствовать укреплению связи между свободой личности и ответственностью, гражданской самоорганизации народа, построению солидарного общества, о котором много говорилось с трибуны Всемирного русского народного собора[1]. Солидарное государство обеспечит гражданам максимум социальных гарантий, создаст пространство равных возможностей для людей из разных регионов, социальных слоев и профессиональных групп. Добьется стремительного развития науки, передовых технологий, даст второе дыхание тем сферам, где мы традиционно лидировали. Наконец, такое государство создаст оптимальные возможности для жизни традиционных религиозных общин, для передачи духовного наследия наших предков будущим поколениям.×
References
- Обращение дискуссионного клуба ВРНС к мыслящим людям России: верим в себя, в свой народ, в свою цивилизацию! URL: http://www.vrns.ru/experts/2559.
- Слово главы ВРНС Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе. URL: http://www.vrns.ru/news/3393.
- Соловьев Н.А. Наука и религия, XXI-й век: что нового? URL: http://www.vrns.ru/experts/3916.
- Чаплин В., Рудаков А.Б. О боге, человеке и цивилизации. URL: http://www.vrns.ru/news/2519