Religioznye aspekty v ekonomicheskom razvitii
- Authors: Shirokiy AS1, Popova SV1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 6, No S3 (2017)
- Pages: 85-86
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/3851
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Современное экономическое развитие стран находится под влиянием системы экономических, политических, социальных, демографических, научных, культурных и религиозных факторов. Наличие или отсутствие каждого фактора или целой их системы блокирует воспроизводственные процессы и вызывает аномалии экономического развития. Масштабы проблем экономического роста, повышения уровня жизни и благосостояния населения можно оценить с помощью результирующих показателей, таких как индекс развития человеческого потенциала, включающий (ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уровень грамотности), уровень доверия к институтам, уровень коррупции и характер распределения доходов. Следует отметить, что религиозная составляющая оказывает весомое влияние на них. Экономические стимулы развития являются недостаточными в рамках современных экономических отношений и по представлениям Э. Дюркгейма и М. Вебера, в основу хозяйственной жизни общества заложены религиозные взгляды. К примеру, в протестантизме накопление богатства и повышение благосостояния считается естественным долгом каждого христианина. [4]. Например, историк и экономист Дэвид Лэндис доказал существование прямой зависимости между процветанием национальной экономики и такими качествами граждан, как экономность и бережливость, трудолюбие, упорство, честность и терпимость, которые в немалой степени определяются религиозными взглядами. В противоположность им ксенофобия, религиозная нетерпимость, коррупция, гарантируют бедность широких масс населения и медленное развитие, иногда деградацию экономики. [1] Различные группы населения по-разному относятся к различным экономическим реалиям, в том числе к экономности. Например, католики на 3,8% и протестанты на 2,7% чаще обучают своих детей бережливости, чем нерелигиозные люди. Для буддистов и индуистов этот показатель равен 7,2%, для православных - 6,4%. [5] Православие не имеет никакого особого плана экономической организации государства, не содержит никаких конкретных предложений по структурированию экономики и управлению бизнесом. Однако в основе всех институтов цивилизации, в том числе и в сфере экономики, так или иначе «лежат принципы той религиозной этики, которая на протяжении столетий формировала архетипы и коды культуры» [3, с. 115]. Следует отметить, что для православной традиции в целом характерно особенно критическое и отрицательное отношение к ростовщичеству и к неправедному получению богатства. Но на сегодняшний день мы можем видеть широкую сеть коммерческих банков и хорошо отлаженный финансово-кредитный механизм, а также множество людей, поддерживающих развитие этой системы и пользующихся их услугами в силу нехватки собственных средств. В свете Евангелия человек призван к преображению мира через нравственно ориентированную хозяйственную деятельность, призван быть «господином творения». Всякое отступление от евангельских принципов не происходит для общества бесследно и может обернуться предпринимателю потерями, намного превосходящими неправедную прибыль, которую он может получить от обмана. Известный русский экономист Сергей Булгаков, характеризуя христианское отношение к труду, он обосновывал следующее положение: «Остается незыблемым, что христианство освободило и реабилитировало всякий труд, особенно хозяйственный, и оно вложило в него новую душу. В нем родился новый хозяйственный человек, с новой мотивацией труда». [2, с.345] По словам заместителя председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата игумена Филиппа, сегодня «хозяйственная деятельность и религия лежат в разных плоскостях. Нельзя построить «православный завод», чтобы производить на нем шестеренки «православным способом». Законы и технологии производства индифферентны по отношению к вере. Но вот способы использования результатов экономической деятельности, распределения полученных благ, конечно, могут иметь идеологическую, в том числе - христианскую, окраску». До революции они были. Взять хотя бы Трехгорную мануфактуру. Ее владельцы купцы Морозовы, истовые православные христиане старого обряда, платили своим рабочим достойную зарплату, выплачивали деньги по больничным листам, строили для них хорошее жилье, школы, богадельни, ввели ежегодный оплачиваемый отпуск. Тогдашнее законодательство не обязывало их это делать - это была чистая инициатива хозяев. Уровень жизни, человеческого достоинства у рабочих таких русских фабрик был гораздо выше, чем у «братьев по классу» в Европе и Америке. Разумеется, хватало у нас и других примеров, но тенденция вот такого христианского отношения в экономике была налицо». [6] Сравнение стран с преобладающими религиями приводит к интересным результатам. Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между религией и экономикой. Он обнаружил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны. Лоуренс Харрисон в выступлении в Леонтьевском центре в Санкт-Петербурге в 2010 г., представил свое исследование группы из 117 стран, в которых более 1 млн. человек исповедуют одну из мировых религий, результаты приведены в таблице 1. Оценка ВВП на душу населения проводилась по паритету покупательной способности. Также выявлена прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения. Аналогичным образом происходит распределение Нобелевских премий по странам за 1901 - 2007 гг. (таблица 2). [7] Требует дополнительного исследования вопрос о выявлении зависимости количества премий от вероисповедания лауреатов. Например, в США, из 40% лауреатов, протестанты составляют 57%, католики - 28%, иудеи - 2%. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что протестантские, иудаистские и конфуцианские общества добиваются большего, поскольку для них характерны одни и те же способствующие прогрессу ценности, чем католические, мусульманские и православные, т.к. последние тяготеют к «сопротивляющимся» прогрессу ценностям.[5] Таким образом, можно с достаточной уверенностью сказать, что религия определяет экономическое и научное развитие. Протестанты и иудеи добиваются гораздо более высоких результатов в экономике и науке, чем католики, православные и мусульмане. Одни и те же ценности в сфере экономического поведения, независимо от происхождения, обеспечивают благосостояние в странах с весьма различными условиями жизнедеятельности общества.×
References
- Батлер-Боудон Т. Богатство и бедность народов. Дэвид С. Лэндис (обзор) / Т. Батлер-Боудон. - М.: «Эксмо», 2004. - 18 c.
- Булгаков С. Н. Православие: очерки учения Православной церкви / С.Н. Булгаков. - М.: Просвещение, 1996. - С. 345.
- Василенко И.А. Православная этика и цивилизационный архетип русской власти // И.А. Василенко / Трибуна русской мысли. - 2002. - №2. - С. 115.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М. : Наука, 1991. - 576 с. 5. Харрисон Л. Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике. - М.: Новое издательство, 2008. - 282 с.
- Христианство и экономика: дело не в «измах». - Реж. доступа: http://www.pravoslavie.ru/45537.html, дата обращения 20.11.2017. 7. Реж. доступа: http://www.opec.ru/1295413.html, дата обращения 15.11.2017