1917 god v zhizni tserkvi i naroda Rossii


Cite item

Abstract

Full Text

В нашей истории, истории Российского государства, Православная церковь на протяжении многих лет, начиная с принятия Христианства в России, играла важную роль в жизни нашего народа. Именно она поддерживала общность традиций, ценностей и обеспечивала этим единение людей и взаимную связь между ними. Влияние Православия на духовную жизнь населения нашей страны было огромным. По преданию князю Владимиру были предложены на выбор различные религии, от которых он по разным причинам отказался, отверг их. Исключением стала только Православная (Византийская) религия. Об этом выборе религии для русского народа говорится в «Повести временных лет». И одной из причин, которые побудили князя выбрать данную религию, стало то, что она, Православная религия, в тех же своих проповедях сострадания, милосердия, добра и, конечно же, сочувствия чужому горю совпадала с устремлениями русского народа, его духовно-нравственными устремлениями. Важное значение для принятия Христианства, для его распространения на Руси имело то, что богослужение велось на славянском языке, который был доступен для русских людей. Во время нашествия татаро-монгол, когда княжеская благотворительность перестала существовать, даже тогда надежным прибежищем для нуждающихся и обратившихся за помощью оставалась Русская Православная Церковь. Да и князья в основном из нравственно-религиозных побуждений давали поручения духовенству в осуществлении благотворительности. В XIX веке Православная церковь являлась не только духовным ориентиром в жизни русского общества, но и являлась важной структурой, оказывающей влияние на развитие этого общества и менталитет. Именно в XIX веке, а вернее к его концу, увеличилось количество православных духовных заведений в России. Например, в Воронежской губернии было построено около десяти церквей и очень много восстановлено. И в этом немаловажную роль играли вложения всех слоев населения. А при монастырях создавались «странноприимные» дома. При Митрофаново-Благовещенском монастыре был создан такой дом для приходящих паломников, при Валуйском Успенском монастыре - дом для богомольцев. В странноприимном доме при Толгиевском Спасо-Преображенском монастыре все приходящие безвозмездно получали не только еду, но и приют. Все эти дома содержались на средства монастырей и оказывали благотворительную помощь всем нуждающимся. Примерно три тысячи человек, которые приходили на богомолье, и бедные жители города могли пользоваться услугами странноприимного дома при Задонском Свято-Троицком женском монастыре [3, с. 50 - 58]. Целый ряд церквей в Воронеже - Введенская, Тихвино-Онуфриевская и другие были сооружены и перестроены на средства купцов Тулиновых, Гордениных и других. И, согласно одной из точек зрения, таким образом, богатые люди, во всяком случае, многие из них, «замаливали грехи». Известно, что с 1880-х годов активно развернулось создание церковно-приходских школ, в которых имели возможность обучаться дети из любых семей, разного достатка, в том числе и из неблагополучных. Они часто создавались на личные средства и благодаря безвозмездной работе священников на селе. Это свидетельствует о большом значении для населения православного образа жизни. В предреволюционной России интересы Православной церкви трактовались как совпадающие с интересами государства. И поэтому переход из православия в любое другое вероисповедание считалось правонарушением, и довольно серьезным. Все изменила первая русская революция 1905-1907 годов. В эти годы был принят закон о веротерпимости и свободе печати. И хотя революция потерпела поражение, она показала, насколько необходимо в России проведение реформ [4, с. 154-156]. Благодаря этой революции рабочие добились у царского режима сокращенного рабочего дня, повышения заработной платы в нескольких отраслях, а крестьяне получили свободу передвижения, были отменены выкупные платежи. После окончания первой русской революции в обществе наступила стабилизация. Но власть не извлекла из нее необходимые уроки, реформы не были продолжены, и, как результат, - революция 1917 года. Временное правительство не верило, не доверяло духовенству и усилило за ним контроль. В школах отменили преподавание Закона Божия, а церковно-приходские школы были переданы Министерству народного просвещения. Февральская революция с самого начала была направлена против монархии. Но большинство населения активного участия в ней не принимало, как и во всякой другой революции. Весной 1917 года в Воронеже, как и во всей стране, проходили съезды и собрания духовенства и мирян. Воронежская епархия из-за ухудшения экономического состояния передала все церковно-приходские школы советской власти. Это случилось 5 декабря. Тогда же был окончательно закрыт епархиальный госпиталь. Дореволюционная Россия держалась на православии, так как его исповедовало большинство. И после революции 1917 года сформировавшаяся новая власть, опасаясь авторитета Православной церкви, потому что она могла составить конкуренцию, и довольно серьезную, идеологии коммунизма, издала Декрет об отделении Церкви от государства и школы от церкви (23 января 1918 год) [1]. Этот акт стал законным основанием гонений против религии. Количество храмов в России сократилось в двенадцать раз. Уничтожались священнослужители. По всей стране разрушались церкви и монастыри. Строго запрещалось любое взаимодействие с религией. Но, несмотря на боязнь обнаружить свою приверженность к церкви значительная часть людей сохранила православную веру. События 1917 года принесли много изменений в жизнь Церкви и народа России. Изменения идеологического характера нанесли серьезный удар по позиции религии в российском обществе. Но Церковь до и после трагических событий 1917 года пыталась бороться за сохранение государственного порядка, чтобы не допустить братоубийства. Ее голос не был услышан, и кровавые события Гражданской войны стали расплатой за это.
×

About the authors

M I Klepova

A V Miroshnikov

References

  1. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля (20 января) 1918 года. Официальный сайт Конституции Российской Федерации. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (Дата обращения - 24.11.2017).
  2. Акиньшин А.Н. Священномученик архиепископ Тихон IV // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки. - Воронеж, 2003.
  3. Карпачёв М.Д. Воронежская Энциклопедия. - Воронеж, 2009. - 524 c.
  4. История России: учебное пособие [Текст] / под. ред. Н.А. Душковой. 2-е изд., перераб. и доп. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009. - 298 с.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies