Solovki - slavyanskaya «Golgofa»
- Authors: Dudarev IA1, Sadovskaya EY.1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 6, No S3 (2017)
- Pages: 30-31
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/3823
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Соловки - это архипелаг, состоящий из шести островов, находящихся на севере России, известный благодаря Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю - одному из самых почитаемых в истории России. Святую обитель прославили многие подвижники, особенно преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV век), преподобный Елисей Сумский (XV - XVI века), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI век) [2]. В XVII веке в обители насчитывалось 400 - 450 священнослужителей, в конце XIX века - 230. Монастырь ежегодно принимал паломников, число которых достигало 15 тысяч в год [2]. В XVIII преподобным Иовом Анзерским на одном из Соловецких островов - Анзер - был основан Голгофо-Распятский скит. По преданию, ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки» [2]. Слова Девы Марии оказались пророческими. Соловки стали славянской «Голгофой» XX века. В мае 1920 года монастырь закрыли и в течение нескольких лет грабили. Христианские ценности были интересны только как источник драгоценных материалов и камней. Позже над Спасо-Преображенским собором - главным храмом обители - закрепили красный флаг, а в монастырских помещениях устроили арестантские палаты. Со всех концов Советского Союза начали свозить в лагерь не только архиереев, священников, монахов, но и представителей различных сословий, оказавшихся неугодными власти, политических оппонентов. Соловецкий лагерь был обозначен в документах аббревиатурой «СТОН», к сожалению, политическая тюрьма обрекла священнослужителей и других заключенных на мучения, как и первых христиан. Начальник лагерей А.П. Ногтев говорил: «…У нас здесь власть не советская, а соловецкая» [1], иначе говоря, констатировал отсутствие правовых основ и человечности. Осужденных конвоировали по этапу, переплавляли к острову в корабельной закрытой камере. Те, кто выжил в этих лагерях, рассказывали, что во время переклички, чтобы сломить волю изможденных прибывших заключенных, выборочно расстреливали нескольких человек, и не было известно, кто может оказаться следующим. Каторжное население Соловков колебалось от 15 до 20 тысяч человек в год. Каждую зиму от цинги, туберкулеза и истощения умирало 7-8 тысяч [1]. Кроме того, за «невыполнение норм выработки» зимой осужденного могли ночью оставить замерзать в деревянной голубятне без отопления, летом раздевали и оставляли связанным в лесу, за несколько дней гнус съедал человека заживо. В феврале 1929 года роту заключенных, почти сто человек, за невыполнение плана по строительству дороги загнали в костер, они сгорели живыми [1]. Самым страшным местом в лагере считалась Секирная Гора, или «Секирка». Арестанты о ней вспоминают следующее: «…В двухэтажном соборе были устроены карцеры, где арестанты должны были сидеть неподвижно весь день на жердях толщиной в руку, протянутых от стены до стены. Высота жердей была такова, что ноги не доставали до пола, и удержать равновесие удавалось с трудом. Сорвавшихся жестоко избивали или сбрасывали с лестницы в 365 ступеней, привязанных к бревну. На ночь разрешалось устраиваться на полу. В 30-градусный мороз помещение не отапливалось. Чтобы как-то сохранить тепло, люди вынуждены были устраиваться на ночь «штабелями», то есть один ряд на другом, набрасывая сверху оставленные им обрывки одежды. Урезанная до микроскопических размеров «пайка», неподвижное сидение на жердях вкруг под дулом часового увеличивали статистику смертей не меньше, чем произвол самих конвойных [1]. В одном из таких «штабелей» замерз или задохнулся ночью полтавский батюшка Никодим. Он был лагерным исповедником. Часто его по бельевой веревке спускали в крошечные оконца камер, бывших ранее монашескими кельями, чтобы Господь мог через священника отпустить грехи заключенным [1]. Проводили в лагерях и службы. Так как любой священник получает благодать Святого Духа в Таинстве Хиротонии, то считалось, что он освящен Богом. Потому его грудь служила Престолом, на котором совершалась Евхаристия. За неимением просфор и вина символически использовали клюквенный сок и черный хлеб. Сохранить продукты для богослужения с риском голодной смерти уже являлось подвигом. Кроме того, за совершение Божественной литургии можно было попасть на Секирную Гору [1]. О своем пребывании в тюрьмах, в том числе и на Соловках, священномученик епископ Дамаскин (Цедрик) говорил: «А что же, там люди хорошие, я и сейчас готов опять, туда» [3], - считая, как и многие, что на свободе в это время было нравственно тяжелее, чем в заключении. Священнослужители в «СТОНе» сохранили иерархию. Они организовали Собор соловецких епископов, во главе которого находился правящий епископ Соловецкий. Последовательно ими избирались священномученики: епископы Евгений (Зернов) и Прокопий (Титов), архиепископы Иларион (Троицкий) и Петр (Зверев) [1]. В 1926 году Собором соловецких епископов был совершен поступок, свидетельствующий о неимоверном мужестве. Правительству СССР было направлено «Соловецкое послание», в котором, в частности, есть такие слова: «…Расхождение лежит в непримиримости религиозного учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунистической партии и руководимого ею правительства Советских республик. Никакими компромиссами и уступками, никакими частичными изменениями в своем вероучении или перетолкованиями его в духе коммунизма Церковь не могла бы достигнуть такого сближения» [4]. Соловецкий лагерь был ликвидирован в 1939 году. Почти три четвертых священнослужителей-заключенных расстреляли в 1937-м. Изложенные факты свидетельствуют о верности православию, величайшей силе духа заключенных, священнослужителей. Вероятно, веками намоленные места помогли им в духовном подвиге. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 марта 2000 года было установлено 23 августа отмечать день памяти Собора новомучеников и исповедников Соловецких. Всего в этом Соборе семьдесят имен известных нам святых из 80 архиереев и почти четырехсот священнослужителей [5]. Писатель Борис Ширяев, бывший арестантом Соловецких лагерей, в повести «Неугасимая лампада» рассказывает, что однажды в лесу неподалеку от лагеря он наткнулся на отшельническую келью монаха-подвижника. Этот аскет, возможно, был, последним духовным воином Соловецкой обители [6]. И его келья навсегда стала для Ширяева символом победы молитвы над смертью. Для нас Соловецкий монастырь, ставший тюрьмой, и тюрьма, преобразованная в храм, должен быть символом победы новомучеников и исповедников Православной Церкви, символом мужества, верности избранным ценностям.×
References
- Архимандрит Тихон (Шевкунов) Несвятые святые [Текст] / Архимандрит Тихон (Шевкунов) - М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2017. - 640 с.
- Путешествие на Соловки. Краткая история островов Соловецкого архипелага (очерки, фото- и видеоматериал). По материалам публикаций: Лихачева Д.С., Архангельской Н., Бродского Ю.А., Рапопорта А. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sakkos.ru/interes/articles/Solovki/Solovki-11.html
- Священномученик епископ Дамаскин (Цедрик) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/15926.html
- Соловецкое послание к советскому правительству [Электронный ресурс] Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/25719.html
- Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 марта 2000 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //news.yandex.ru/yandsearch?text=указ патриарха от 25 марта 2000 года&lr=225&rpt =nnews2&rel= rel&grhow =clutop&from=serp 6. Ширяев Б. Неугасимая лампада [Текст] / Б. Ширяев. - М.: Даръ, 2009. - 448 с.