Kievo-pecherskaya obitel': istoki russkogo monashestva
- Authors: Vorob'ev PA1, Ivanova SI1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 6, No S3 (2017)
- Pages: 28-29
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/3822
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
В древнейших русских источниках первое упоминание о монастырях на Руси относятся к эпохе крещения Русской земли [3, с.24]. Ко времени княжения князя Ярослава (1019-1054) монастыри существовали в Киеве уже в значительном количестве. Согласно летописным источникам князь Ярослав считается строителем двух ранних монастырей на Руси имени святого Георгия (Георгиевский) и св. Ирины (Ирининский женский монастырь) в честь крестного имени его жены. Это были первые «правильные» монастыри в Киеве придерживающиеся порядка монастырской жизни заимствованного из Греции. Они назывались ктиторскими или княжеские обители, ибо их ктитором был князь. Они получали от своих ктиторов денежные средства и другие дары, например, иконы, книги, утварь, а иногда и земли [1, с. 99-100]. Совершенно иное начало было у знаменитой киевской пещерной обители - Киевского Печерского монастыря. Он был в подлинном смысле монастырем монашеского строения, воздвигнутом без всяких предварительных денежных средств одним трудом и подвигами братии, вся жизнь которых, как пишет летописец, проходила «в воздержании, и в великом пощеньи, и в молитвах со слезами» [1, с. 100]. Печерский монастырь очень скоро приобрел общенациональное значение и сохранил свое влияние на духовно-религиозную жизнь народа. Важнейшими источниками по истории возникновения Киево-Печерского монастыря и для изучения первых веков русского монашества являются житие преп. Феодосия Печерского написанное Нестором в конце XI в. и включавший это житие Киево-Печерский патерик, оригинальное произведение агиографического жанра, созданное в конце ХI-ХIII вв. [4, с. 28]. Возникновение и развитие Киево-Печерского монастыря патерик связывает с деятельностью его первоподвижников: Илариона, Антония и Феодосия. Об основании пещерного монастыря летописец повествует в 1051 г. в связи с выдвижением на митрополичью кафедру священника Илариона. Он вынужден был искать удаленное от мирской суеты место, вырыл себе маленькую пещерку, которая и стала местом его аскетических бдений. Вскоре по воле великого князя Ярослава и с согласия народа он был наречен Киевским митрополитом. Это был первый митрополит русского происхождения. Однако вскоре великий князь вынужден был заменить ставленником Византии, чтобы не допустить осложнения русско-византийских отношений. Иларион удалился в Киево-Печерский монастырь, после чего информация о нем пропадает [1, с. 111]. Илариону принадлежит произведение «Слово о законе и благодати», которое является ярким примером становления патриотической мысли в Древней Руси [1, c. 111]. Приемником Илариона считают отшельника Антония, известного как основателя Печерского монастыря. Антоний был уроженцем города Любеч, близ Чернигова, имел сильное стремление к подвижничеству, что привело его в Киев. Некоторое время он жил в пещерке Илариона, а потом отправился дальше на юг. Из жития Святого Феодосия мы узнаем, что он был на Афоне или Болгарии [4, с. 30]. Благочестие Антония снискало у верующих такое великое почитание, что сам князь Изяслав, сын и преемник Ярослава, приходил к нему за благословением. В 1057 году преподобный Антоний отправил послание великому князю Изяславу с просьбой: «Князь мой! Бог умножает братию, а место у нас тесное; не подаришь ли ты нам ту гору, что над пещерой?». Изяслав охотно исполнил смиренную просьбу великого отшельника. На горе построили малую деревянную церковь Успения Богородицы, но братия еще жила в пещере [3, с. 28]. Антоний недолго оставался в одиночестве. Уже между 1054 и 1058 году. К нему присоединился священник, который в Печерских летописях известен под именем Никона. Существует версия о том, что Иларион и Никон, один из летописцев «Повести временных лет», одно и тоже лицо. Эту версию, в частности, разделяет академик Д.С. Лихачев [2, с. 33]. Десять лет его настоятельства составляют одну их важнейших эпох в истории формирования монастыря и национально-культурного развития всего древнерусского государства. Главным делом его жизни стало создание древнерусской летописи. В период игуменства Никона начал создаваться древнейший летописный свод 1073 года. В 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод. В 1110-1112 годах эти летописные произведения были переработаны монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в «Повесть временных лет». С тех пор монастырь стал центром летописания, а облик русского летописца неотделим от чина черноризца [4, с.24]. Если с именем Никона связан национально-культурный расцвет Печерского монастыря, то с именем святого Феодосия связывают духовное и наставническое развития русского монашества. Важнейшим трудом его жизни стало введение единого общежительного устава монастыря. До игуменства Феодосия Печерский монастырь, как и другие киевские обители, стоил свою жизнь на основе богослужебного устава храма Святой Софии и других константинопольских церквей. Но этот типикон был малопригоден для устройства монастырской жизни, ибо в нем содержались лишь богослужебные правила. Поэтому для организации монастырской жизни Феодосий вводит строгий общежительный устав настоятеля Константинопольского монастыря Феодора Судита [1, с. 100]. Введение Судитова устава требовало соблюдения строгих норм поведения. Считалось грехом ходить по чужим кельям. После вечерней молитвы запрещались беседы монахов, каждый должен был молиться в своей келье. Ночная и утренняя службы и молитвы в течение дня требовали отдыха в середине дня. Поэтому, по монастырскому распорядку после обеда закрывались монастырские ворота и братья спали по кельям. На ночь монастырские ворота закрывались еще до наступления темноты [4, с.29]. Особенно строг был Феодосий в своих требованиях не иметь у себя в кельях продукты, не предусмотренную личную одежду и вещи [3, с 30]. Он обосновывал это тем, что думая об имуществе в своей келье, невозможно быть искреннем в молитве, ведь по божественным словам: «где ваши сокровища, там и сердца ваши будут» [3, с. 30]. Введение Феодосием строгого общежительства должно было изменить характер монастыря и самоощущение братии: вместо отдельных иноков, объединившихся ради общей цели, спасения вне мира, должна была возникнуть единая община с общим хозяйством, столом и строгой уравнительностью [4, с. 28]. Труды Феодосия заложили духовную основу Киево-Печерского монастыря и сделали его на следующие два столетия образцом древнерусского монастыря. Одной из важнейших задач русского монашества этот периода стало национально-культурное просвещение народа. Монастыри в Древней Руси выступали центрами древнерусской письменности, которая в той или иной степени имела религиозно-нравственную направленность. Развитие письменности в Древней Руси осуществлялось в двух жанровых направлениях: древнерусской проповеди и летописи. Безусловно, вершиной ораторского искусства в Древней Руси считается уже упомянутое нами произведение митрополита Илариона «Слово о законе и благодати», которое было произнесено в связи с торжественным событием в присутствии княжеской семьи, бояр, «нарочитых» мужей. Скорее всего, это был праздник, посвященный окончанию строительства Софийского собора, то есть освещение храма [2, c. 40]. Основная идея произведения - утверждение независимости русского народа во всех сферах общественной и культурной жизни, его равноправности греческому народу и его великой исторической миссии. Не менее важной была деятельность монастырей по формированию русского национального самосознания. Литературная деятельность монаха Печерского монастыря Нестора приходится на 80-90 гг. XI в. Кроме летописного свода Нестор написал два агиографических сочинения: житие св. Феодосия - часть Печерского патерика и житие св. князей Бориса и Глеба. Русская Церковь стала почитать убиенных как мучеников. Житие Бориса и Глеба было особенно любимым чтением у народа. В своем произведении Нестор воздает хвалу христианским добродетелям убиенных князей, а также излагает национальную идею Древнерусского государства. В основе ее лежит мысль о единстве Руси и о наследственном праве в княжеском роде. Эта мысль ясно выражена у Нестора и в житии преп. Феодосия. Таким образом, зарождение монастырской жизни на Руси складывалось параллельно со становлением Древнерусского государства. Монастыри первоначально возникали в больших городах, являлись опорой княжеской власти и важнейшим институтом формирования централизованного государства. Пользуясь поддержкой великих князей, монастыри становятся центрами распространения христианской жизни и формирования национального самосознания складывающегося Древнерусского государства.×
References
- Карташев А. В. История русской церкви. М.: Эксмо, 2010. - 544 с.
- Лихачев Д. С. Великое наследие // Избранные работы в трех томах. Том 2. Л.: Художественная литература, 1987. С. - 30-43.
- Толстой М. В. История русского православия. М.: Экспо, 2010. - 544 с.
- Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси, X-XIII вв. М.: Наука, 1989. - 228 с.