A.V. Suvorov i ego otnoshenie k religii v vospitanii podchinennykh
- Authors: Gladilin DA1, Anisimov VP1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 6, No S3 (2017)
- Pages: 14-15
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/3815
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Формируя регулярную армию и проводя широкомасштабные реформы, Петр I, понимая значение состояния морального духа армии для достижения победы и роль в этом религиозного чувства, дело духовного воспитания поручил православной церкви. Основные положения о религиозном воспитании воинов закреплялись в разрабатываемых уставных документах. Достойным продолжателем этого направления, стал генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Он знал, каким могучим двигателем, какой вдохновляющей силой для русского народа является православие и старался воздействовать на душу солдата, обращаясь к православным истинам. Целью духовного, религиозно-нравственного, воспитания было формирование у воинов жертвенной любви к Богу и ближним своим, как к самому себе, и на этой основе - сознательной готовности добровольно отдать жизнь свою за Веру, Царя и Отечество, своих командиров, ближних своих. Во главу своей системы воспитания и обучения он поставил развитие религиозного и нравственного чувства, духовное воспитание солдат. В 1771 г. Суворов писал: "… сих мужиков в солдатском платье учили у меня… молитвам. Так догадывались и познавали они, что во всех делах Бог с ними… Без … послушания и благонравия нет исправного солдата". Высокий уровень учебно-воспитательного процесса и духовного потенциала личного состава армии России обеспечивался рядом факторов: - во-первых, влиянием религии. Это успешно использовал в своей "Науке побеждать" великий русский полководец А. В. Суворов. Суворовский "чудобогатырь", который шел на смерть, знал, что ему и после смерти "там" будет хорошо, так как он идет в бой за веру, за "Дом Святой Богородицы"… Православный русский человек не боялся смерти, потому что ее, по Православию, нет, а есть жизнь, причем вечная, после смерти. Поэтому А. В. Суворов и говорил своим воинам: "Убьют - что на пенсию с полным пансионом …". "Кого из нас убьют - Царство Небесное! Церковь Бога молит"; - во-вторых, частым покаянием в своих грехах на исповеди и причастием. К этим таинствам не могут приступить воины, не примирившиеся со своими ближними, личными врагами или обидчиками. Принявшим эти таинства в день смерти, Бог может даровать спасение души - главное, чего должен достичь человек за время своей земной жизни. Сам А. В. Суворов в день своей смерти 6 мая 1800 г. исповедовался и причастился. И произнес: "Долго гонялся я за славой - все мечта, покой души - у Престола Всевышнего"; - в третьих, постом и молитвой - самоограничением не только своей плоти, но и души. А. В. Суворов перед каждой битвой приказывал отслужить молебен. Ордена и медали он всегда вручал в церкви и учил подчиненных: "Молись Богу: от Него победа, Он - твой генерал". Перед штурмом крепости Измаил Суворов объезжал полки, беседовал с солдатами и отдавал распоряжение: "Сегодня молиться, завтра поститься, после завтра - победа или смерть!". Сам А. В. Суворов - пример воздержания и поста: ел самую простую пищу - щи, кашу, редьку, капусту; вместо вина пил квас; не любил ни пиров, ни роскоши; никогда не играл в азартные игры; спал на сене, называя его "солдатским пухом", зимой ходил без меховой одежды; отказывался от всяких излишеств и удовольствий. Нам Суворов завещал: "Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божиим … избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы через истину и добродетель"; - в четвертых, воспитанием патриотизма, жертвенной любви к своей Родине, своему отечеству земному. Суворов завещал: "До издыхания будьте верным Государю и Отечеству". Но земной патриотизм, любовь к Отечеству земному - лишь часть любви христианской, православной, жертвенной до смерти прежде всего за Бога. Суворов призывал: "Умирай за Церковь и Царя… Умирай за Дом Богородицы!" - в пятых, воспитанием высшего патриотизма, патриотизма православного - внутренней потребности к самопожертвованию, то есть потребности лично жить вечно в раю, отечестве нашем небесном [1]. Во времена Суворова дворянские дети, как правило, поступали в полк уже в офицерском звании, и Александр Суворов мог бы воспользоваться сложившейся практикой и пойти по обычному пути. Но он хотел испытать на собственном опыте все трудности солдатской службы и подниматься по служебной лестнице не по протекциям, а по собственным заслугам. Девять лет службы в Семеновском полку в солдатском звании, стали для Суворова настоящей школой жизни. Умение понимать солдат, любить их, говорить на их языке - эти качества впоследствии и предопределили все военные победы полководца Суворова. Александр Васильевич Суворов с первых лет своей воинской службы никакого дела, никакой битвы и никакой военной кампании не начинал без усердной молитвы. Он прибегал регулярно к церковным Таинствам, молился, проезжая мимо церкви, клал земные поклоны перед образами, строго держал посты, крестился, входя в комнату, садясь за стол. Но Суворов оставил нам не только пример личного благочестия. Его тетрадь «капральских бесед» начиналась советом: «Молись Богу, от него победа!», а далее приводилась обязательная для каждого воина молитва: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» «Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!» и пояснялась так: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!» [2]. «Победа - враг войны» - один из самых сильных афоризмов А.В.Суворова. Путь к победе этот великий военный педагог усматривал в правильном воспитании и обучении войск. Великий полководец разработал особую военно-педагогическую систему, нацеленную на практическое обучение военному делу с одновременным развитием в солдатах доблестных чувств, лучших боевых и нравственных качеств: дисциплинированности, исполнительности, смелости, самообладания, энергии, упорства, человеколюбия, твердой уверенности в соответствии их действий правде Божией, что приводило к уверенности в победе, - качеств, которые помогают нравственно и физически одолеть врага на поле боя. Суворовская система была основана на приоритете духовно-нравственных православных ценностей, и направлена, прежде всего, на раскрытие и совершенствование в воинах тех высоких духовных свойств, которые сохраняются в душе каждого человека как образа Божия. А.В.Суворов сам обучал воинов закону Божию и молитвам. Он воспитывал в офицерах и солдатах веру в Бога, любовь к православным властям и Отечеству, учил держаться правды Божией в самых сложных ситуациях, помогал своим подчиненным правильно ориентироваться в духовно-религиозных вопросах и тем самым отвращаться от дурных проступков и служить не за страх, а за совесть. Он воспитывал воинов в покорности воле Божией и уповании на Бога. «Провидение забросило нас в облака... Знаешь ли ты трех сестер, которые перевели нас через горы?.. Они называются Вера, Надежда, Любовь - с ними Бог!» - говорил полководец. Он постоянно экзаменовал солдат, задавал им каверзные вопросы и ждал на них немедленного ответа, благодаря чему отрабатывалась быстрота мышления, необходимая как в бою, так и в повседневной жизни [2]. Поэтому, будучи еще командиром полка, наряду со строевыми занятиями, Суворов заботился и о религиозно-нравственном воспитании солдат. Он строил церкви, для солдат составил молитвенник и краткий катехизис [3, с. 310]. Прекрасно сознавая цену истинного благочестия русского солдата и будучи сам глубоко верующим, он всеми силами поддерживал в воинах религиозное настроение. Этим духом проникнуты его приказы и наставления. Приведем пример одного из них: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву! - Молись Богу! - от Него победа! - Чудо, богатыри! - Бог нас водит; - Он нам Генерал!». Такие приказы читались солдатам по нескольку раз, чтобы они могли усвоить и запомнить их. Этими приказами Суворов учил солдат не бояться смерти, смотреть ей прямо в глаза [4]. В своем завещании потомству полководец написал: «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству». У нашего народа всегда были особо любимы и почитаемы защитники Отечества - люди, которым выпадает на долю нести все тяготы походов, подвергаться смертельным опасностям в битвах. Они своими ратными подвигами воплощали в жизнь заповедь Божию о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Молодое поколение воспитывалось на поучительном примере их жизни, деятельной, жертвенной любви, ревностного и самоотверженного служения вере и Отечеству. Жизнь и деятельность А.В. Суворова является для нас одним из таких примеров.×
References
- Эволюция духовных основ воинского воспитания в истории России. URL: http:// www. tihon-luh.ru/doc/8-25.html.
- А.В. Суворов как христианин. URL: http://zapadrus.su/rusmir/istf/1382-a-v-suvorov-kak-khristianin.html.
- Золотарев О. В. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988 -2005 гг. Антология: 2-е изд., доп.: в 2-х кн.Челябинск:Социум, 2006.
- Жукова М. Г. Твой есмь аз. Суворов. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006 г. 160с.