Semeynoe vospitanie: ego mesto v sovremennom obrazovatel'nom protsesse, soderzhatel'nyy i tekhnologicheskiy aspekty
- Authors: Shchukina OG1, Veretennikova SV1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 6, No S3 (2017)
- Pages: 12-13
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/3814
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Наверно, было бы излишне доказывать, что семья является мощнейшим фактором социализации подрастающего поколения. В семье обеспечивается физическое, эмоциональное, умственное развитие человека, формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяющие стиль жизни, сферы и уровень притязаний. Как известно, «мир управляется из детской». Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее. Современная семья переживает кризис. Даже беглый статистический взгляд показывает неутешительную картину состояния современной семьи. Только несколько показателей: если по данным Росстата, на 1000 человек населения в 1960 году регистрировалось 12,5 браков, то в 2016 году - 6,7; в 1960 году коэффициент разводов составлял 1,5, а спустя полвека - 4,1. В нашей стране количество заключаемых браков снижается, а разводов увеличивается [3]. Как известно, четверть семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а примерно в 15% семей формируются правонарушители. Кроме того, в мировом сообществе растет тенденция нетрадиционного представления о семье. С первых дней знакомые слова «отец» и «мать» заменяются абстрактными «родитель № 1» и «родитель № 2» [1]. Не надо быть биологом или политологом, чтобы даже по выше приведенным фактам понять кризисное состояние недалекого будущего: однополые браки не могут давать потомство, что незамедлительно ведет к вымиранию человеческой популяции, а усвоенные с «молоком матери» противоправные действия, наркотические вещества и депрессивное состояние оказываются почвой, на которой деградирует не только конкретный род, но и народ, нация в целом. Как известно, самое сложное направление работы в современной школе - это работа с родителями. Менять их мировоззрение, привычки в деле воспитания детей - часто неподъемный труд. Да и в работе с учениками многое остается не под силу педагогу, т.к. у детей уже до прихода в школу сформированы образы отношения и образцы поведения. Но всё-таки в педагогической работе есть ряд форм и методов, позволяющих хотя бы акцентировать внимание детей на значение семьи в их жизни. За формальной фразой «семейное воспитание» может скрываться много позитивных эмоций. И за озвученной в документах «семьи как одной из базовых национальных ценностей» может и должна раскрываться своя семья, традиции своего рода, любовь к ним и забота [4]. Этому способствуют ниже приведенные виды деятельности, реализуя которые, ученик познает свою семью, себя, и семейное воспитание «оживляется», избегая формализма. Содержательная часть этой деятельности разработана А.В. Камкиным, профессором, членом-корреспондентом РАЕН, заведующим кафедрой теории и истории культуры и этнологии Вологодского государственного педагогического университета [2]: · знакомство с системой родства, · исследовательская работа по выявлению знаний о своем роде, · формирование отношения к умершим родственникам, · включение ребенка в освоение ценности семьи. Результат такого наполнения семейного воспитания апробирован в течение нескольких десятилетий в разных образовательных учреждениях нашей страны, где реализовывалась вологодская программа «Социокультурные истоки». Это зафиксировано и в ряде научных работ, и в выступлениях участников Международных Рождественских образовательных чтений. Мы же разработали небольшую анкету в соответствии с озвученными А.В. Камкиным аспектами семейного воспитания и предложили сегодняшним студентам, которые обучались в «рядовых» школах, где семейное воспитание нередко проводилось «для галочки». Из опрошенных 20 студентов педагогического вуза в возрасте 19-21 год (100%) 6 человек (30%) составили юноши, 14 человек (70%) девушки. Чтобы изучить осведомленность анкетируемых на предмет знаний о системах родства, было задано несколько вопросов. На вопрос «Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?» положительно ответили 12 человек (60%). На вопрос «Назовите полное ФИО своих бабушек и дедушек» смогли ответить 14 человек (70%), и 10 человек (50%) что-то знают о своих прабабушках и прадедушках. О своих предках, живших в более ранние времена, знают 10 человек анкетируемых (50%) анкетируемых («были дворянами», «помещиками», «казаками», «крестьянами», «участниками боевых действий»). Своих крестных родителей не знают 7 человек (35%). Почти все анкетируемые затруднились объяснить кто такие девери и золовки. Для того, чтобы понять уровень знаний анкетируемых о своем роде, было предложено рассказать о семейных реликвиях и традициях. В результате анализа ответов было выяснено, что 12 человек (60%) не имеют семейных реликвий, но считают, что они должны быть, и планируют в будущем обрести их, если те сохранились в роду. К семейным реликвиям анкетируемые относят фотографии, монеты, иконы, ювелирные украшения (перстни, сережки) которые передаются от отца к сыну и от матери к дочери, кортик, спортивные награды. В семьях 17 респондентов (85%) стараются сохранить традиции: собираются всей семьей на праздники и дарят подарки, выезжают на природу всей семьей, украшают вместе новогоднюю елку, посещают кладбище на Пасху, на день Святой Троицы всеми родственниками собираются в деревне, где жили предки. В целом, почти все респонденты убеждены, что в семье должны быть свои традиции и реликвии. И только 1 человек (5 %) считает это «пережитками прошлого». Достаточно трудно у современных молодых людей поддаются сравнительному анализу такие понятия как «поминать» и «помнить». Отчасти это связано с длительным отрывом нашего общества от религиозных корней своей культуры. Тогда как еще Пушкин лаконично заметил, что именно «любовь к отечески гробам» и к «родному пепелищу» делают человека человеком: На них основано от века, По воле Бога Самого́, Самостоянье человека, Залог величия его. И чтобы понять уровень активности респондентов в вопросе освоения истории своей семьи, было предложено им подумать: «Что Вы сделали, чтобы узнать свой род?». Кроме «беседы со старшими членами семьи», иных вариантов не было, а многие оставили данный вопрос открытым. Конечно, результаты данного анкетирования не являются показательными по причине опроса студентов одного вуза, которые в своей учебной деятельности, так или иначе, затрагивали данные темы. Необходим более широкий круг респондентов и по численности, и по социальному статусу, и по занятости в разных сферах деятельности. Но даже данный опрос иллюстрирует неутешительную картину: будущие учителя далеко не все понимают ценность семьи, необходимость в соблюдении семейных традиций и сохранении семейных реликвий. Будет ли ими на достойном уровне осуществляться семейное воспитание в школе? В педагогике есть один очень важный закон: личность воспитывается личностью. Только личность способна наставить Другого на личностный путь развития. Без четкого представления учителем ценности семьи, ее значения для человека, семейное воспитание в школе может стать формальным и бессодержательным.×
References
- В США упраздняют слово «мама»: РИА НОВОСТИ. Россия сегодня - [Режим доступа: https://ria.ru/authors/20110120/324009123.html] (Дата обращения: 24.11.2017)
- Камкин А.Е. О системе в духовно-нравственном воспитании [Электронный ресурс] // [Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TA8n4oM9nHE] (Дата обращения: 04.11.2017)
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - [Режим доступа: http://www.gks.ru] (Дата обращения: 24.11.2017)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.