SELEKTsIYa ChELOVEChESTVA: PUT' ILI TUPIK?
- Authors: Smol'yannikova AS1, Zvenkova DA1, Smirnov AV1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 6, No 2 (2017)
- Pages: 358-359
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/3723
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Актуальность: проблема повышения уровня качества жизни и социального здоровья существует с момента появления человека. Особенно остро она стоит в XXI веке, веке высоких технологий, когда научные открытия достигли небывалых высот. С их помощью создается максимальный уровень комфортности существования человека. Однако, достижения науки далеко не всегда способны повысить качество жизни за счет улучшения здоровья человечества, в то время как именно здоровье стоит на первом месте среди параметров, определяющих качество жизни. Цель: оценить рациональность использования селекции в человеческом обществе для повышения уровня качества жизни. Задачи: 1. Рассмотреть методику осуществления отбора. 2. Провести опрос среди врачей, для выявления их отношения к данному методу. 3. Определить наличие альтернативных вариантов. В работе использованы: 1) материалы исторического, статистического и социологического характера; 2) методы общенаучные методы анализа и синтеза, гипотезы, индукция и дедукция, а также методы философского и этического рассуждения; 3) результаты исследования в виде теоретического обобщения в отношении антропологической и этической пагубности евгеники как селекции человечества по генетическим основаниям. Основы селекции появились еще в древние времена. Так, в военном обществе Спарты производили чистки, в ходе которых убивали неполноценных детей, а благодаря суровой системе физического воспитания инвалиды и слабые люди не выживали. На крайнем Севере уничтожали младенцев, неспособных выжить в суровых природных условиях. Индейцы и папуасы бросали старых и немощных, как ненужный балласт, который тормозит племена. Философ Платон говорил, что не следует растить «дефектных» детей, а также тех, кто появился в союзе неполноценных родителей. Таким людям должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» вообще необходимо казнить. В 1883 году Ф.Гальтон ввел термин «евгеника». Ее цель разработка методов, которые исправят и улучшат физические и интеллектуальные качества потомков. Евгенисты были уверены, что «субнормальные» индивиды «засоряют генофонд нации» патологическими генами. Поэтому это направление предлагало различные, порой жестокие меры по предотвращению генетического вырождения населения.В 1904 в штате Индиана приняли закон о принудительной стерилизации преступников-рецидивистов, что затем распространилось и на многие другие штаты. Благодаря стерилизации жизнь человека сохранялась, но не было больше никакого влияния на генофонд. В 1933-1945 годы в Германии нацистами применялись аморальные методы «очищения арийской расы». Например, по программе Т-4 недееспособные лица, психически больные, а также люди с неврологическими заболеваниями подвергались принудительной стерилизации, а попрошествии некоторого времени и полному уничтожению. Всех неарийцев считали «недочеловеками» и убивали. Параллельно существовала программа поощрения тех «расово чистых» семей, в которых рождались дети: им полагались льготы и денежные выплаты. В Швеции по закону стерилизовали умственно отсталых вплоть до 1976 года.В СССР евгенику продвигал Н.К. Кольцов, но она противоречила нормам социалистической морали и не вписывалась в рамки понятия социального здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие. При этом необходимо отметить, что в определении здоровья выделяется его двойственность -раз человек существо биосоциальное, то его жизнь и здоровье определяется системой биологических и социальных элементов. Исходя из этого,для оценки уровня здоровья наиболее подходит критерий «качество жизни», который объединяет психологическое, социальное, физическое и духовное благополучие. Он отражает уровень комфорта человека внутри себя и в рамках общества. По мнению ООН и Европейской экономической комиссии из параметров, определяющих социальную составляющую качества жизни, на первое место выделено здоровье. Также качество жизни напрямую связано с понятием «социальное здоровье», являющимся его определенной мерой. Существуют определенные критерии социального здоровья: адаптация, социализация, активность в обществе, забота каждого индивида о здоровье. Важно отметить, что ответственность за социальное здоровье нации и человечества лежит не только на каждой отдельно взятой личности, но и на государстве и обществе в целом. Сегодня существуют разнообразные исследования здоровья различных групп населения. Во всех группах исследуемых отмечается заметное падение уровня здоровья (за период 1999-2016 гг.), увеличивается дезадаптация, все большее число людей страдают острыми и хроническими заболеваниями, особенно в семьях с низким уровнем качества жизни. Повышение уровня социального здоровья возможно посредством «жесткого отбора» самых жизнеспособных и интеллектуально развитых особей. Он должен исключить загрязнение популяции организмами с генетическими аномалиями, дефектами и уродствами. Долгое время в мире идут споры об эвтаназия, но, возможно, она может помочь в решение вышеизложенной проблемы.Во многих странах мира сильное влияние на деятельность медицины оказывают традиции, вера и законы, но чтобы улучшить социальное благополучие, следует задуматься о начале жизни, ведь каждая проблема, которая возникает в мироздании, начинается с появления на свет неспособных к нормальному развитию и жизнедеятельности организмов, а это подразумевает интеллектуальную, физическую, психологическую, душевную и социальную неполноценность человеческой популяции. Социологический опрос среди врачей г.Москвы (медицинский персонал ГКБ № 7, ГКБ № 86 и федеральной клиники акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева) выявил: 58% опрошенных врачей неонатологов согласны с тем, что “жесткий отбор” действительно может повысить уровень социального здоровья.Из общего числа врачей, согласных с теорией, акушеры- гинекологи составляют 23%, ортопеды 10%, педиатры 9%. На примере популяции мышей можем провести эксперимент: подопытных животных помещаю в вольер, где поддерживаются все внешние факторы, влияющие на организмы в норме, и питание выдается порционно. Все особи, имеющие патологии, выводятся из эксперимента незамедлительно. Первый этап: естественный отбор природы, который позволит нам выявить наиболее развитых и жизнеспособных особей. Второй этап: искусственный отбор, который будет проводиться экспериментаторами по следующему принципу: физические способности, интеллектуальные способности, плодовитость для самок. Третий этап: отобранным особям, вводят условно-патогенную бактерию в кровь, для выявления особей с наиболее сильным иммунным ответом. Четвертый этап: так как отобранные особи являются самыми развитыми по всем критериям отбора, то начинается наблюдение за развитием их потомства, которое должно превышать показатели взрослых особей (родителей) по всем критериям. В теории, особи, не имеющие отклонений, воспроизводят здоровое потомство, а отсутствие болезней и дефектов развития приведет к искоренению иерархии по принципу “сильный-слабый”, снижению уровня конфликтности. Подобные изменения будут способствовать повышению качества жизни и улучшению социального здоровья популяции. Однако нужно принять во внимание, что многие выдающиеся личности имели физические и психические недостатки, грубые нарушения, передающиеся по наследству. Также известно, что многие психические заболевания генетически связаны с одаренностью в различных областях математике, поэзии, музыке. Евгенике можно предложить альтернативу - более детальное и тщательное изучение наследственных заболеваний, развитие сети медико-генетических консультаций для предотвращения появления детей с грубыми нарушениями, разработка новых подходы к устранению генетических повреждений. Кроме того, существуют организации, оказывающие помощь инвалидам, способствующие их лучшей социализации и адаптации в обществе. В конце концов, в вопросе селекции человечества поднимается и проблема морали: а судьи кто? Кто решает, кому жить, а кто должен быть уничтожен? Нужно оставить за человеком право на жизнь, являющуюся с древних времен наивысшей ценностью. Если же будут приниматься такие решения по отбору более “удачных” представителей населения, то человечество превратится в экспериментальное стадо без морально-нравственных качеств. Вывод: принимая во внимание все вышесказанное, можно утверждать, что современная наука и законодательство оспаривают использование евгеники в наше время. Невозможность предугадать появление генных, хромосомных, геномных мутаций не позволяет прогнозировать влияние изменения генома отдельного человека на дальнейшее развитие человечества. Возможно, дальнейшее развитие генетики и генной терапии позволит избежать ужасной мысли о том, что "дефектных" людей нужно уничтожать.×
References
- Глэд Джон, Будущая эволюция человека - Евгеника XXI века. М.: «Издательство Захарова», 2005. - 176 с
- Хан Ю. В. Евгенический проект: «pro» и «contra». М., 2003. - 64 с
- Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика, 2000. - 1. - С. 47-55
- «Жизнь замечательных людей» :Сэндберг К. Линкольн. Пер. с англ. 1961. - 704 с
- Смирнов А.В. Евгеника в социальном контексте // Философские проблемы биологии и медицины. Сборник статей межрегиональной научной конференции. Вып. 5. - Воронеж: ВГМА, 2009. С. 28-31