AFRIKA I PRAVOSLAVIE

Abstract



Свою деятельность в Африке православная церковь начала в первом столетии нашей эры на территории, принадлежавшей Римской империи. По преданию, она была основана апостолом и евангелистом Марком, около 42 г. в Александрии (Эллинистический Египет). В течение первых трёх столетий было построено большое количество храмов и введён собственный чин литургии - литургия апостола Марка (александрийская). Официальным и литургическим языком Александрийской церкви был греческий. Около 330 года Александрийская Церковь простёрла свою юрисдикцию за пределы Римской империи - в Аксум. Позже христианство распространилось и в других соседних с Египтом областях, в частности в Нубии и Аравии. Арабское завоевание Египта (638 г.) нанесло большой урон православной церкви, которая подвергалась гонениям, а также экономическому и социально-му угнетению со стороны мусульманских властей. Тяжёлый упадок, который переживала Александрийская православная церковь под мусульманским владычеством, обусловил крайнюю ограниченность исторических источников, позволяющих судить о её внутренней жизни, общественном устройстве. Известно, что численность православных в Египте с 300 тысяч человек на момент арабского завоевания (около 5 % от всего количества египетских христиан) уменьшилась до 90-100 тысяч к началу XIII века и до нескольких тысяч к началу османской эпохи. С XVI века начали развиваться отношения Александрийской церкви с Россией, первым из Александрийских пап побывал в России патриарх Паисий. Положение христиан улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али, установившего религиозную свободу. Египетский наместник султана Мухаммед Али, взяв курс на самостоятельность Египта, восстановил порядок в стране и, будучи человеком прагматичным, веротерпимым и заботясь о доходах казны и развитии промышленности, покровительствовал христианским общинам. Из других османских владений в Египет устремилось множество греков. Во второй половине XIX века Египет потерял экономическую самостоятельность и превратился в полуколонию европейских держав. Рост внешней торговли, строительство перерабатывающих предприятий, дорог, каналов привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много православных греков и сирийцев, заполнивших важные социальные ниши. К началу XX века православная община насчитывала уже около 100 тысяч человек (63 тыс. греков, остальные - арабы). В начале XX века происходила обширная иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет, в результате чего к 1930 году православные византийской традиции составляли в стране около 150 тысяч человек. В 1925 году греческий архимандрит Никодим (Сарикас), проживавший в Моши, Танзания, крестил первых африканцев. После Второй мировой войны, из-за эмиграции в другие страны (главным образом в Австралию) произошло сильное сокращение греческой паствы в Египте. Это положило начало современной миссионерской деятельности Православной Церкви на африканском континенте. В 1946 году православные Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 году присоединены к Александрийской Церкви. В сентябре 1997 года были учреждены четыре новые епископии: Мадагаскарская (Антананариву), Нигерийская (Лагос), Ганская (Аккра) и Букобская (Танзания). Сейчас Александрийская Церковь насчитывает всего около 6 млн верующих, которые объединены в 5 египетских и 19 африканских епархий. Богослужение совершается на древнегреческом, арабском и местных языках. Православная русская церковь за рубежом существовала ещё до революции. Уже в конце XVIII века русская церковь имела свои приходы в Северной Америке. Часто посольства брали на себя роль социальной миссии, поддерживая как местных прихожан, так и паломников. Патриарх России Кирилл отмечает, что «представительства Русской православной церкви осуществляли государственную дипломатическую миссию. Я имею в виду, - отмечал он, - русскую духовную миссию в Пекине, долгое время игравшую роль социального посольства Российской империи, и русскую духовную миссию в Иерусалиме, созданную для того, чтобы поддержать православных паломников в Святой земле, но долгое время исполнявшую роль генерального консульства России в Палестине, бывшей тогда частью Османской империи»[1]. То же можно сказать и о посольствах и консульствах в Африке. Особый подъём и активное строительство новых храмов происходило в период первой волны российской эмиграции ХХ века, т. е. после 1917 года. В числе русских эмигрантов, волею судьбы оказавшихся на чужбине, было немало представителей Русской православной церкви. Немало таковых оказалось и в Африке, в основном, конечно, в Северной. В Южной Африке, в связи с широким распространением католической, протестантской и англиканской церквей, православных приходов крайне мало. Православие представлено в основном греческой, сербской и русской церквями. Что касается православия в Мозамбике, то в настоящее время православных насчитывается 2-3 тысячи человек. Самостоятельная кафедра в Мапуту, в ведение которой вошел Мозамбик, была учреждена как Мозамбикская епископия 1ноября 2006 года,будучи выделена из состава Зимбабвийской. Ко времени основания епархии её местная православная паства насчитывала около 600 человек: большая доля украинцев, а также белорусов, болгар, греков, эфиопов, киприотов, россиян, румын, сербов. Сейчас в Мапуту действует греческий собор архангела Гавриила. Именно в этот собор греческой диаспоры приходят православные русские, живущие в Мозамбике [2]. Поскольку русских православных в храме часто бывает даже больше, чем греков, эта церковь стала как бы резиденцией Русской православной общины в Мапуту. Практически 100% проживающих в Мозамбике россиян (более 350 человек) исповедуют православное христианство [3]. В январе 2007 г. в Мапуту был создан епископат, что значительно повысило статус местной греческой церкви. 27 апреля 2014 г. в Мозамбикской епископии было совершено первое рукоположение иерея из числа местных жителей. Храм архангела Гавриила в Мапуту является звеном, объединяющим россиян независимо от их занятий, служебного, социального и семейного положения. Наличие Греческой церкви в Мапуту имеет большое значение в воспитании детей. Дети прислуживают в церкви, читают вслух перед всей паствой страницы Ветхого и Нового Завета. Таким образом передаются православные традиции следующему поколению. В связи с произошедшим весной 2007 года объединением Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом, закрепленным Актом о каноническом общении Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом, возможно дальнейшее развитие контактов в этой области, а также и появление православной русской церкви в Мапуту.

R E Mara

V P Anisimov

  1. Митрополит Кирилл. Церковь изначально имела свою внешнюю службу // Международная жизнь. 2001. № 6. С. 34-35.
  2. Рябова В. Российская диаспора в Мозамбике: прошлое и настоящее. М.: Институт Африки РАН, Издатель Воробьев А. В., 2011. 60 с.
  3. Бовкало А. Русские православные приходы в Африке // Азия и Африка сегодня. 2003. № 1. С. 74.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies