ROL' RUSSKOY PRAVOSLAVNOY TsERKVI V PROTsESSE DUKhOVNOGO VOZROZhDENIYa ROSSII
- Authors: Podobedov EM1, Polyakova LV1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 4, No 2 (2015)
- Pages: 61-63
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/2927
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
На современном этапе Россия столкнулась с серьезными и опасными вызовами, оказывающими существенное влияние на состояние национальной безопасности. Это целый ряд внешних угроз: намерение ведущих геополитических субъектов ослабить влияние России на международной арене, превращение постсоветского пространства в зону стратегических интересов Запада, приближение к российским границам западных военных структур, прежде всего НАТО, рост международного терроризма и экстремизма, обострение межконфессиональных противоречий, распространение и накопление оружия в приграничных с Россией регионах, наличие территориальных претензий к РФ со стороны некоторых государств, неконтролируемая миграция на территорию страны и т. д. Вызывают тревогу и внутренние кризисные явления. Среди них - крайне осложнившаяся демографическая ситуация. В современной цивилизации, как писал О.Шпенглер, «проявился вполне метафизический поворот к смерти. Последний человек крупных городов не хочет больше жить… В этом существе как таковом теряется страх перед смертью. Характерный для настоящего крестьянина глубокий и неизъяснимый страх, что вымрет род…,теряет смысл…Дело не в том, что не рождаются дети, а прежде всего в том, что ум… не видит необходимости в их появлении» [1, с. 131]. Поэтому начинают преобладать «семьи», в которых оба участника «свободны» и все отношения в семье сводятся к «взаимопониманию». Исконная цель семьи, без которой она вообще утрачивает смысл, превращаясь в случайное сожительство двух эгоизмов, - воспроизводство Жизни, - становится чем-то необязательным. «Первопричиной разрушения семьи и вымирания социума, как указывает современный исследователь В. Даренский, является гендерный коллапс». «Гендер» как совокупность принципиальных социально-функциональных и культурно-психологических различий мужчин и женщин, культивировавшихся в традиционных обществах и обеспечивавших их жизнеспособность, этой цивилизацией последовательно уничтожается. Она формирует массу социально-бесполых, полностью взаимозаменяемых индивидов, унифицированных единой для всех ненасытной страстью потребления всякого рода «благ» и наслаждений. Вслед за исчезновением социального пола исчезает и пол психофизиологический - содомия уравнивается в правах с естественными отношениями и распространяется как эпидемия» [2, с. 75]. К внутренним угрозам относится также криминализация практически всех сфер общественной жизни, обострившиеся экологические проблемы. Никогда ещё в своей истории русский народ не оказывался в такой критической ситуации. «Нас стремились поработить, обратить в другую веру, но вопрос о самом нашем существовании, как нации, никогда не стоял. Сейчас же речь идёт о превращении нынешней России в совершенно иное по национальному составу государство и умалении русского народа по численности и значению в мировых отношениях, до вымирающего племени», - отмечает К.Ю. Коровяковская [3, с. 105]. «Россия закончилась, - пишет публицист Дж. Тейлор. - Русских ждет долгий, медленный относительно спокойный спад и уход в небытие. Именно это сейчас и происходит». З. Бжезинский заявляет: «Россия должна быть либо маргинализована, сведена к минимуму, либо раздроблена на мелкие и легко управляемые княжества» [4, с. 437]. В такой ситуации необходимо выработать духовную платформу Российского государства как геополитической целостности, «способную обеспечивать его территориальную целостность и духовную самостоятельность. Государственная идея должна быть обращена к реальному единству общества, представляя его как единый социальный организм», - отмечает И.И. Арсентьева [5, с. 173]. Поэтому чрезвычайно важной оказывается роль Русской православной церкви в формировании национальной идеи и духовном объединении людей. Религиозный компонент традиционно выступает одной из важнейших составляющих идеологии. Действительно, религия сегодня многими рассматривается как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует активное вмешательство зарубежных стран в религиозную жизнь России. Угрозу национальной безопасности РФ представляют таким образом секты, образовавшиеся во многих ее регионах. Некоторые из сект известны своим негативным воздействием на психику, жестким тотальным контролем за личной жизнью адептов, нанесением им не только психического, но и материального и физического ущерба. Именно благодаря РПЦ приостановлен поток деструктивных сект в середине 1990-х гг. Проводится социальная работа с неимущими, в армии, в школах, местах отбывания наказаний. Налаживается взаимодействие с федеральной и региональными властями, интеллигенцией. 21 ноября 2015 г. митрополит Иларион обратился на сайте радиостанции «Эхо Москвы» с обращением, в котором говорится о том, что церковь и религия должны быть больше интегрированы в жизнь общества. Он также подчеркнул, что только религия может помочь в борьбе с экстремистскими идеями внутри молодежи. Митрополит призвал отказаться от принципа отделения государства и школы от церкви. По словам архиерея, это нужно сделать для борьбы с терроризмом. «Война с терроризмом - это война на духовном поле, - говорится в заявлении, - главная линия фронта проходит по душам людей. Поэтому бороться против терроризма мы должны не только на театре военных действий, но и, прежде всего, на поле брани за души и сердца. История со студенткой крупнейшего государственного вуза, завербованной террористами, должна послужить для всех нас серьезным предупредительным сигналом. Если мы не примем экстренные меры, таких студенток и студентов в скором времени может оказаться гораздо больше. О каких мерах идет речь? Прежде всего, о воспитании детей и юношества в духе уважения к традиционным религиям. Ни для кого не секрет, что экстремизм под религиозными лозунгами развивается, прежде всего, на почве полной безграмотности в религиозных вопросах, когда люди, не имеющие ни совести, ни положительных нравственных ориентиров, выдают за ислам то, что таковым не является, призывают во имя Аллаха совершать тяжкие преступления, которые противоречат самой сути религии» [6]. В условиях глобализации, несущей не только угрозу культурной самобытности отдельных цивилизаций, но и укрепляющей социальное неравенство на Земле, православие становится основой и для формирования особой стратегии развития России в новом столетии. Православие выступает важным фактором социальной интеграции российского общества и сохранения национальной идентичности. В геополитическом плане православие может стать основой для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также в восточно-христианском мире, что будет способствовать укреплению позиций России на международном уровне.×
References
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии [Текст]. Т. 2 / О. Шпенлер. - Мн.: Попурри, 1999 г., - 589 с. С. 131.
- Даренский В. Современная цивилизация как религия смерти // Современная Россия: забвение Абсолютов [Текст]: материалы межвуз. науч. конф., 2006 г. / под ред. В. П. Фетисова. - Воронеж, 2006 г.- 172 с. С. 75.
- Коровяковская К. Ю. Духовная и территориальная оккупация во время забвения Абсолютов. - С. 105.
- Цит. по: Арсентьева И. И. Православие как один из факторов единства и территориальной целостности России // Собор. Альманах религиоведения. - вып. 8. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010 г. - 437 с. С. 176
- Арсентьева И. И. Указ соч.
- http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1662572-echo/ (Дата обращения: 20.11.2015 г.)