FEOFAN PROKOPOVICh KAK IDEOLOG ABSOLYuTIZMA V ROSSII
- Authors: Safronov AA1, Lupareva NN1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 4, No 2 (2015)
- Pages: 52-54
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/2923
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Русская православная церковь на протяжении всей российской истории была тесно связана с государством и стояла на страже его интересов. Она явила России множество деятелей, спасавших ее в самые критические моменты отечественной истории, как например патриарх Гермоген в годы Смуты, патриарх Тихон в годы становления советской власти и церковных нестроений. Но церковь явила также и деятелей, напрямую поддерживавших необходимые государству реформы, даже если они противоречили интересам самой церкви как института. В числе таких людей можно назвать Феофана Прокоповича - сподвижника Петра Великого, внесшего огромный вклад в обоснование становления абсолютизма в России. Елисей (Елеазар) (в монашестве - Феофан) Прокопович [17 апреля 1677 г., по другим данным 9 июня 1681 г. - 8 сентября 1736 г.] родился в семье небогатого купца, рано осиротел, и попечение о нем взял на себя его дядя по матери - Феофан Прокопович, ректор Киево-Могилянской коллегии. В 7-8 лет был принят в трехгодичную начальную школу при Киево-Братском монастыре, а в 1687 в Киево-Могилянскую коллегию [1, с. 399]. Для продолжения образования Прокопович между 1694 и 1698 отправляется в Польшу. Из Киева он пришел во Львов (по другим данным, во Владимир на Волыни), где принял униатство и был назначен местным митрополитом в школу учителем поэтики, риторики, а затем префектом. С рекомендательным письмом Прокопович отправился в Рим (возможно, через Краков), где с ноября 1698 продолжал образование в иезуитской греческой коллегии св. Афанасия. По данным регистров, он окончил курс блестящим публичным выступлением. Пребывание за границей оказало значительное влияние на духовное развитие Прокоповича. Он стал свидетелем кризиса средневековой схоластики в сфере философской мысли, убедился в консервативной роли теократизма, познакомился с идеями европейского просвещения, Реформации, с достижениями естествознания [2, с. 43-44]. 28 октября 1701 Прокопович покинул коллегию и направился в Россию Согласно некоторым предположениям Прокопович в 1702 в Почаевском монастыре принял православие и был назван Самуилом. В 1704 в Киеве митрополитом Варлаамом Ясинским он был «к церкви принят и разрешен», а с 1705 принял в монашестве имя Феофана в память своего дяди [3]. В 1705-1706 Прокопович читает на латинском языке в Киево-Могилянской академии курс поэтики, в 1706-1707 - курс риторики. В Киеве же начинается деятельность Прокоповича-проповедника. 4 июля 1706 г. в Киев для основания Печерской крепости прибыл Петр I. На следующий день в Софийском соборе Прокопович произнес «Слово приветственное», в котором назвал царя продолжателем дел древних киевских князей и дал высокую оценку его преобразованиям и воинским победам. 14 июля 1709 г. Прокопович произнес в присутствии Петра I «Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе», переведенное по указанию царя на латинский и польский языки. Содержащиеся в «Слове» рассуждения о причинах Северной войны, историко-философская оценка Полтавской победы соседствуют с пышным описанием битвы в стиле барочного театрализованного действа [3]. В 1711 г. во время Прутского похода Прокопович сопровождал Петра в качестве проповедника. После окончания похода в 1711 г. он был назначен игуменом Киево-Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. В 1715 г. Петр I вызвал Прокоповича в Петербург, но из-за болезни последнего переезд задержался. Только в октябре 1716 г. он приезжает в Петербург. Петр I в это время был за границей, поэтому Прокопович явился к Меншикову, который принял его весьма благосклонно. В октябре 1717 г. возвратился из-за границы Петр I. К его встрече Феофан сочинил две небольшие приветственные речи от имени детей Петра и от имени народа. Лучшие проповеди Прокоповича петровского периода («Слово похвальное на тезоименитство <...> Екатерины» - 24 ноября 1717, «Слово о власти и чести царской» - 6 апреля 1718, «Слово в день святого благоверного князя Александра Невского» - 3 ноября 1718, «Слово о состоявшемся между империею Российскою и короною шведскою мире» - 28 января 1722) - образцы конкретной и точной политической публицистики, связанной с современностью, полемически заостренной против оппозиции. В них Феофан, ставший «посредником между Петром и народом», популяризирует и обосновывает петровские преобразования: он утверждает необходимость неограниченной самодержавной власти, приветствует европеизацию быта, развитие промышленности и градостроительства, создание регулярной армии и флота, реорганизацию церковного и государственного управления, расцвет просвещения. Сопоставляя Россию в прошлом и настоящем, Прокопович отмечает ее возросший международный авторитет. В его проповедях утверждается светская система нравственных норм, основой которой вместо идеала христианской добродетели становится идея служения государству. Композиционным центром «слов» проповедника является образ Петра I - воина, «работника», «скульптора», изваявшего новую Россию. Петр I представлялся Прокоповичу воплощением нравственного идеала человека и государя. Созданный им образ царя пройдет через всю литературу XVIII в. [3]. 2 июня 1718 г. Феофан становится епископом Псковским. Получив сан епископа, он остается в Петербурге в качестве ближайшего помощника царя в церковной сфере. При участии Петра I Прокопович пишет «Духовный регламент» (1721) в обоснование реформы, упразднившей патриаршество, подчинившей церковь государству и подорвавшей имущественный статус церкви. «Духовный регламент» имеет и литературное значение, т. к. под пером Феофана теоретический трактат превратился в страстный памфлет против невежественного духовенства, в яркий гимн просвещению [1, с. 435 - 440]. Во вновь учрежденном Синоде Прокопович с 1721 г. является вторым вице-президентом, реально исполняя руководящую роль. 25 июня 1725 г. он становится архиепископом Новгородским. Вершиной государственно-административной деятельности Прокоповича стало создание политико-юридического трактата «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722) в защиту указа о новом порядке престолонаследия [4, с. 33-35]. Этот указ был отголоском дела царевича Алексея и направлен был против его сына Петра Алексеевича. Но государь чувствовал, что подобный принцип нуждается в дополнительном обосновании, и потому в самом указе от 5 февраля обещал особо издать «довольные примеры», которые подтверждают право государя распоряжаться престолом по своему усмотрению. Эти-то «довольные примеры» и поручено было составить Феофану. «Правда воли монаршей», начиная с восхваления устава о престолонаследии, и доказывает ссылками на священное писание, святых отцов, древних писателей вроде Гуго Гроция, Ливия, Цицерона, Светония, Прокопия, кодекс Юстиниана, и доводами разума, что вообще отец может лишить сына наследства, а государь может избрать своим наследником, кого ему угодно [1, с. 446]. Можно сказать, что в этом трактате Феофан выступил как первый теоретик государства и права в России. 28 января 1725 г. скончался Петр I. У гроба императора Прокопович произнес знаменитое «Слово на погребение», в котором впервые поставил вопрос о необходимости продолжать дело Петра I. [3]. В 1730 г. Прокопович оказался среди тех, кто возглавил дворянскую оппозицию, выступившую против олигархических замыслов «верховников» ограничить «кондициями» самодержавную власть новой императрицы Анны Иоанновны. В защиту абсолютизма он выступил и в своем политическом памфлете «История об избрании и восшествии на престол <...> государыни Анны Иоанновны» (1730; издан в 1737). При Анне Иоанновне Прокопович пытался развивать петровские идеи: выходят указы о поднятии нравственного и образовательного уровня духовенства, об учреждении повсеместно семинарий, ограничительные постановления о монашестве. В «словах» и речах, обращенных к Анне Иоанновне, он называет деяния Петра I примером для подражания и разворачивает программу дальнейших преобразований в системе управления государством, в судопроизводстве, в науке и просвещении. Феофан Прокопович - «просветитель в рясе», олицетворял противоречивую сущность петровской эпохи. Ренессансная разносторонность, разнообразие духовных интересов поставили его в центр политической и идеологической жизни России первой трети XVIII в. и помогли способствовать утверждению новых и необходимых для России политико-идеологических принципов.×
References
- Титлинов Б. Феофан (Прокопович) / Б. Титлинов // Русский биографический словарь. - Т. 25: Яблоновский - Фомин. - СПб., 1913. - С. 399-448.
- Винтер Э. Феофан Прокопович и начало русского просвещения / Э. Винтер // XVIII век. - Сб. 7: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. - М.; Л., 1966. - С. 43-46.
- Автухович Т.Е. Прокопович Елисей (Елеазар) / Т.Е. Автухович // Словарь русских писателей XVIII века. - Вып. 2. - СПб., 1999.
- Лентин Э. Авторство «Правды воли монаршей»: Феофан Прокопович, Афанасий Кондоиди, Петр I / Э. Лентин // XVIII век. - Сб. 21: Памяти Павла Наумовича Беркова (1896-1969). - СПб., 1999. - С. 33-39.