ROL' RUSSKOY PRAVOSLAVNOY TsERKVI V RAZVITII RUSSKOY TsIVILIZATsII: KLYuChEVYE SOBYTIYa I AL'TERNATIVY V ISTORII PRAVOSLAVIYa
- Authors: Yurin RV1, Shabanov SI1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 4, No 2 (2015)
- Pages: 20-22
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/2907
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
В современной России наступает момент принципиального цивилизационного выбора. Приближается историческая развилка, на которой возможно как утверждение России в качестве самостоятельного субъекта мировой истории, так и превращение нашей страны в глобальные задворки, чреватое бесповоротной духовной и национальной ассимиляцией. В прошлом мы уже пережили ряд серьёзных цивилизационных кризисов, порой угрожавших самому существованию России, но всякий раз находили силы для возрождения и нового подъёма. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации [1]. Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий. При этом мы также признаем необходимость поиска и дискуссий для достижения согласия в интерпретации тех или иных событий прошлого, оценки исторических фигур. Основой для таких дискуссий могут и должны стать материалы Всемирного Русского Народного Собора. Мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который можно описать формулой «вера - справедливость - солидарность - достоинство - державность». Несмотря на расхожее представление, наибольшую угрозу для Российской цивилизации представляют отнюдь не зарубежные геополитические конкуренты. Всякое внешнее давление на нашу страну, если оно выражено достаточно открыто, служит сильнейшим мобилизующим фактором. Гораздо более опасным для развития страны оказывается внутреннее духовное капитулянтство, выражающееся в добровольном отказе от ценностей собственной цивилизации. Ослабление национального самосознания, размывание национальной элиты, выдвижение слоя лидеров, ориентированных на идеалы других цивилизаций - вот регулярно повторяющаяся в истории первопричина российских катастроф. Наиболее сильные удары наносятся по государственным и религиозным ценностям, так как Государство и Церковь имеют в жизни нашей цивилизации совершенно исключительное значение. Ключевой ценностью для обществ любого культурно-исторического типа является Вера. Духовным сердцем Российской цивилизации по праву считается Православное Христианство, которое выступает духовным ориентиром общества. После раскола христианского мира именно Православная церковь сохранила в максимально неповреждённой степени чистоту Христовых заповедей, в то время как Западная цивилизация-«сестра» всё более уклонялась в сторону расчетливого меркантилизма и агрессивного социал-дарвинизма. Рождением нашей цивилизации мы считаем 988 год - год Крещения Руси. В череде исторических дат и событий новейшего времени особенное значение приобретает 1000-летие памяти святого равноапостольного князя Владимира (960-1015). Серьёзным испытанием для наших предков стал период тринадцатого-пятнадцатого веков, когда монгольская агрессия с востока и римско-католическая с запада поставили под угрозу само существование молодой цивилизации. Решающими событиями на пути к восстановлению политической и духовной независимости стали Куликовская битва на востоке, и восстание Богдана Хмельницкого на западе Руси. В 2014 году весь русский мир отметил 700-летие со дня рождения великого молитвенника и подвижника, одного из самых почитаемых православных святых - преподобного Сергия, игумена Радонежского. В век агрессивного индивидуализма и стяжательства как никогда актуален опыт преподобного, который призывал к общежительному братству людей, к приоритету духовных ценностей над материальными, к полаганию нравственной основы политических действий. Православие подарило русскому народу дух подвижничества и нестяжательства, позволивший вопреки материальным расчётам освоить суровые просторы степей, тайги и тундры. Примером судьбоносной исторической развилки, несостоявшейся альтернативы является исход борьбы нестяжателей и иосифлян в XVI в. «Победили иосифляне и опричники, - писал русский историк, философ и богослов Г.П. Федотов. - Торжество партии Иосифа Волоцкого над учениками Нила Сорского привело к окостенению духовной жизни» [2, с.202]. Другим примером можно назвать поражение патриарха Никона в XVII в. в его попытке навязать царю Алексею Михайловичу установление теократии как формы правления в России. После того, как западная Европа обозначила претензии на глобальное доминирование, Российской цивилизации регулярно приходилось выдерживать натиск своих западных соседей. Русская история украшена тремя выдающимися победами - 1612-го, 1812-го и 1945-го годов. Агрессоры последовательно угрожали духу, душе и телу нашей цивилизации. Россия оказалась единственной цивилизацией планеты, устоявшей перед западной колониальной экспансией. И впредь мы намерены отстаивать свой самобытный путь развития, не допуская превращения в чью бы то ни было духовную, культурную, политическую или экономическую колонию. Верность наших народов своему духовному выбору была подтверждена в годы религиозных гонений ХХ века. Невиданные богоборческие репрессии не превратили сознание соотечественников в «чистый лист», а Россию - в чистое поле для прозелитизма. Теперь, пережив атеистическую эпоху, мы последовательно возвращаемся к своей религиозно-нравственной традиции и по-прежнему видим её воплощение в Православной церкви. Участники Соборных слушаний констатируют неизменную объединительную роль Церкви от древних времен до наших дней. Русская Православная Церковь сегодня - это единственный общественный институт, сумевший пережить катаклизм девяностых годов без распада на национальные обломки. Миротворческая, гармонизирующая миссия Церкви распространяется поверх границ, например, во время трагических событий на Украине. Такую же объединяющую позицию Православная Церковь всегда занимала в момент обострения политических страстей в России [3]. Главной задачей текущего исторического периода должно стать формирование ответственной национальной элиты, способной преодолеть кризис и обеспечить цивилизационное возрождение. На это должны быть нацелены усилия государства и гражданского общества. Стремление внести свой вклад в становление подлинной национальной элиты, обеспечивающей стратегический успех Российской цивилизации, должно считаться высшим достоинством для молодого поколения соотечественников.×
References
- Декларация русской идентичности, принята ХVIII Всемирным Русским Народным Собором, Москва, 11 ноября 2014 г.: http://www.vrns.ru/news/3398/#. VkjD2nbhDcc
- Федотов Г.П. Россия и свобода // Знамя. - 1989. - №12 - с.197-214.
- Заявление ВРНС по итогам соборных слушаний «Преподобный Сергий - объединитель русских земель»: http://www.vrns.ru/news/2838/#.VkjEkXbhDcc