PONYaTIE DOBRA I ZLA V KhRISTIANSKOY KARTINE MIRA
- Authors: Gnedneva AR1, Chernykh VD1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 4, No 1 (2015)
- Pages: 404-405
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/2839
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
В последние десятилетия в нашей стране происходит переоценка роли и значения религии в жизни человека и общества. В научной печати появляется все больше публикаций, содержание которых свидетельствует о том, что проблемы дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации самым тесным образом связаны с состоянием духовной культуры общества. По оценкам многих специалистов, духовная культура современного общества находится в состоянии глубокого кризиса, и именно этот кризис является главной причиной основных глобальных проблем современности, дальнейшее развитие которых представляет собой реальную угрозу для дальнейшего существования и развития цивилизации. В этой связи видится крайне актуальным понимание таких фундаментальных основ религиозной системы как добро и зло. Поскольку европейская и российская в частности цивилизации неразрывно связаны с христианскими понятиями и ценностями, то разбор именно в данной системе понятий добра и зла является закономерным и обоснованным. Христианство является монотеистической религией, возникшей чуть более 2 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Некоторые вероучительные истины были восприняты ею от иудаизма, но по иному интерпретированы. В частности, понятия добра и зла в этих двух религиях едины далеко не во всех случаях. Поэтому уместно подробно разобрать эти фундаментальные понятия в христианстве, дать определениям толкования соответствующие позиции христианской Церкви. Следует оговориться, что в настоящее время внутри христианства существуют три деноминации - католицизм, протестантизм и православие. Различия, приведшие к разделению, касались некоторых особенностей вероучения и догматических понятий, в частности положения достижения личной святости и благодатности самой Церкви, а, следовательно, и понятия добра и зла как опосредствованного пути достижения святости в деноминациях несколько отличается, в виде примера достаточно сравнить православное догматическое богословие и богословие Тиллиха. Хотя данная особенность становится заметной только при пристальном, детальном изучении вероучений отдельных христианских церквей и мы не будем заострять на данном вопросе внимания. К одной из глобальных проблем современного мира можно отнести то, что в религиозных системах, в частности христианстве, зачастую делается упор на нравственное содержание. Однако подобного рода представления не только выхолащивают своеобразие и духовную глубину мировых религий и связанных с ними цивилизаций и культур, но и существенно ограничивают действенность самих моральных норм и заповедей, заключенных в тех или иных религиозных учениях. В христианстве понятия добра и зла неразрывно связаны с интерпретацией грехопадения первых людей. Без этого понимания невозможно представить христианскую картину мира. Добро и зло это классическая этическая проблема, занимающая в христианстве весьма заметное место. Однако было бы большой ошибкой христианское учение о добре и зле ограничивать только рамками этики. Говоря о проблеме добра и зла, нужно делать упор в первую очередь на духовно-метафизические основания, а только после этого на морально - этические. В этическом плане добро и зло рассматриваются как основные оценочные понятия морали, при помощи которых квалифицируются поступки, поведение и моральные качества личности. Критерием морального добра в Ветхом Завете служило соответствие человеческих поступков законам Пятокнижия. Законы же служили выражением общественных интересов и целям выживания социума. В Новом Завете представления о добре и зле углубляются и усложняются. Здесь на передний план выходит задача спасения личности, избавления ее от греха, зла, страдания и смерти. Спасение же - это задача духовного порядка, в которой нравственности отведена вспомогательная роль. Соответственно критерием различения добра и зла является то, насколько человеческие поступки и моральные качества личности содействуют или противодействуют цели спасения. В общем смысле зло в христианской понимании это отсутствие добра, разрыв связи с Богом, как Единственном источнике высшего блага во всех его проявлениях. Как особой сущности, или, в философском понимании - бытия, зла нет. В различных христианских источниках часто встречается утверждение, что зло Бог не творил. Зло это форма проявления воли у различных существ тварного и нетварного мира. Впервые зло проявляется в отступлении высшего ангела - Денницы (Люцифера в европейской интерпретации) от Бога. Впоследствии оно обнаруживает себя в человеческой истории в виде уже поминавшегося рассказа грехопадения Адама и Евы. По христианской концепции с этого момента разделяется воля всех представителей человеческого рода и природа человека искажается через привязанность к злу. В практической деятельности злом становится любое отступление от воли Бога, т.е. грех. В заключение отметим, что понятия добра и зла в христианстве также связаны с понятием человеческой свободы воли, т.е. добро и зло существует как форма проявления человеческих способностей, желаний, устремлений. Главная цель человеческой жизни в христианстве - не нравственное совершенство, не праведность, а спасение через обожение.×