FENOMENOLOGIYa STRAKhA
- Authors: Shcheblykin-Monastyrev AD1, Deynega VY.1, Buravkov BP1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 2, No 1 (2013)
- Pages: 229
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/2498
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Проблемы страха издавна рассматривались философами, они пытались ответить на этот вопрос, каждый рассматривал его по-своему. В данной работе мы рассмотрим, что такое страх, зачем он нужен и нужен ли вообще. «Вся наша жизнь пропитана страхом» (Ларс Свендсен). Все мы чего-то боимся, кто-то боится пауков, кто-то армии, кто-то сессии, кто-то смерти. Страх может как спасать, так и губить. Страх смерти, помогает нам выживать в экстремальных ситуациях, но в тоже время этот страх не позволяет нам рисковать даже в некоторых ситуациях. Но сейчас мы будем разбирать страх не с точки зрения психологии, а с точки зрения философии. Когда мы говорим, что боимся чего-то, то подразумеваем предчувствие какого-то бедствия, паники внутри нас. Но многие люди забывают, что страх-это в первую очередь наш внутренний двигатель, источник нашей душевной свободы. В первую очередь бояться начинает душа, а не тело, в не зависимости от того, страх это физической боли или душевной потери. Бояться не глупо, страх необходим нам. Через страх мы познаём себя, окружающий мир. В философии религии страх относят к религиозному опыту и видят в нем благоговейный трепет души в ответ на открывшееся присутствие Высшего; отличают также страх как боязнь души потерять общение с Богом, разрушить грехом отношения любви с Богом, который внушал ужас одним своим именем. Страх был всегда, в некоторых народах существовал некий Бог страха. В христианстве существует страх перед дьяволом, демонами и страшным судом. Но каждый раз встречаясь со своими страхами лицом к лицу люди надеялись на то, что их вера крепка и Бог не оставит их. Как не существует добра без зла, света без тьмы, так и страх не может существовать один, рядом с ним следует надежда: когда человек испытывает страх перед чем-то, в первую очередь он не начинает искать выход, а начинает надеяться. Надеяться на лучший исход, надеяться на помощь свыше. В древнем обществе именно страх объединял людей, с помощью страха были созданы религии. Давайте допустим, что страха нет, просто взяли и выключили страх. Никто ничего не боится. Что же тогда произойдёт? Мир остановится: будет отсутствовать какой-либо прогресс, люди перестанут искать выходы из, по их мнению, безвыходных ситуаций, но самое главное, произойдёт массовое человеческое грехопадение, поскольку человек не только лишился страха высоты или войны, но и лишился страха перед Богом. «Перед первичными феноменами, если они являются нашим чувствам обнаженными, мы испытываем особого рода жуткое чувство, доходящее до страха» (И.В. Гёте). Страх - это чувство, охватывающее нас перед чем-то новым, необузданным и непонятным. Представьте себе, что вы на мустанге. На первый взгляд он кажется диким, внушающим ужас, вы боитесь его, но стоит вам преодолеть свой страх, как вы мчитесь на нём куда-то вдаль, не думая ни о чём. Это приводит на мысль о том, что не все, чего мы боимся является столь ужасным. Стоит нам перебороть свой страх, как мы познаем вещи с другой, более привлекательной стороны. Страх - это чувство, как любовь, злость, боль, счастье. Без него мы не можем. По Сартру, страх - это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть.Страх живёт внутри человека, а не в вещах, которых он боится. Любой страх можно перебороть, кроме страха перед самим собой, но этот страх неприкосновенен. Ведь через этот страх мы познаём себя и совершенствуемся. Когда мы что-то делаем мы не боимся, но после содеянного мы начинаем думать о последствиях и боимся их. Именно поэтому главный страх, страх своего будущего.Мы не можем знать о том кем мы станем с моральной точки зрения, что с нами станет, и этого мы боимся. Так получилось, что человек не властен над своей судьбой, никто не знает, что с ним будет не то, что через год, даже через 10 минут. Так считал Воланд в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». И эта неясность, пугает нас. Именно он приводит нас в трепет. Из-за него мы хотим знать будущее.Страх перед смертью, даёт нам любовь к жизни, благодаря ему мы в экстренных ситуациях рвёмся к спасению че-рез боль, препятствия, и даже через этот пресловутый страх. Человек прекрасно осознает, что смертен. И он не знает, когда это его настигнет, что его убьет. Из-за этого мы ходим домой только проверенной дорогой, покупаем только качественные продукты. И все равно этот страх живет внутри нас. Его невозможно перебороть, ведь он часть нашего Эго, нашей сущности. Знай человек точно когда и что убьет его, будь то сигареты, маньяк или старость, жить стало бы проще, но скучнее. Это можно не признавать, но любой человек развивается и движется вперед за счет страха, давящего на него. Страха того, что он может кончится как материальный объект. Он больше не сможет стать лучше и добиться чего-то большего. Ему уже будет все равно.Страх пред прошлым заставляет нас бежать от него и никогда не останавливаться, всегда идти вперёд и не оглядываться. Мы готовы сменить работу, квартиру и даже страну, чтобы убежать и начать всё сначала. В большей степени это страх уже совершенных нами ошибок. Мы не желаем помнить о плохом, особенно о том, что сделали мы сами. Но подсознательно это все равно заставляет больше нас не наступать на эти «грабли». Вы можете забыть о том, что натворили. Но если ситуация повториться, и перед вами будет стоять выбор как поступить, вы уже будете знать точно, как поступать не стоит. Этот страх позволяет вам бросить всё и начать сначала жизнь, построить её так, как вы сами хотите. Страх перед неудачами не позволяет нам рисковать, но если перебороть его, то человек, возможно, много добьётся, он будет стремиться к большему, чтобы больше не бояться. Вкус победы, а особенно, победы над страхом, сладок. Мы боимся даже не того, что у нас что-то не получится, а того, что о нас подумают окружающие, как на нас посмотрят, что о нас подумают. Мы боимся сделать решающий шаг, думая о мнение других. Но ведь от этого шага, быть может, зависит жизнь этих других. Мы боимся одиночества, человек не может представить себя одного во всём мире. Или может, но только в самом страшном кошмаре. А теперь давайте на пару минут представим этот кошмар, вы совершенно одни, нет никого, ни родителей, ни друзей, ни дорогих вам людей, ни прохожих, нет никого кроме вас. На первый взгляд кажется, что ничего ужасного нет: делай что хочешь, живи как нравиться, не бойся чужого мнения. Но пройдет день, два, три. И вы начнете медленно сходить с ума от давящий на вас тишины и окружающего пространства. Мир станет диким и чужим для вас. Даже самые заядлые социофобы не хотели бы такого одиночества. Человек зависим от других лю-дей, от общения с ними, от их мнения. Даже изначально Бог создавал Адама не в одиночку. Страх одиночества-самый древний страх. Ведь даже пещерные люди жили группами. Они боялись не справиться в одиночку, боялись остаться один на один с миром, полным опасностей. Из всего выше перечисленного следует сделать вывод, что страхи живут в нас самих. Они необходимы нам как неотъемлемая часть нас самих. Это одно из самых древних чувств, испытываемых не только человеком, но и любым живым существом.×