NARODNO-VRAChEBNOE NASTAVLENIE S.F.KhOTOVITsKOGO DLYa DUKhOVNYKh UChILIShch. NEIZVESTNYE STRANITsY ISTORII ROSSIYSKOY MEDITsINY
- Authors: Chibisova TA1, Uskov DA1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 2, No 1 (2013)
- Pages: 195
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/2464
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Вопросы медицинского просвещения и профилактики «здорового образа жизни» населения являются важной государственной проблемой в России в XXI веке. Требует обсуждения тематика преподавания основ медицинских знаний для немедицинских специальностей в системе профессионального образования. В православной России XIX века преподавание в духовных школах будущим священникам являлось самым коротким путём санитарно-гигиенического и противоэпидемического повышения грамотности сельского населения. В программу семинарского образования были введены медицинские дисциплины. Цель данной работы: рассказать о незаслуженно забытом научном, учебном, методическом труде выдающегося российского учёного Степана Фомича Хотовицкого. Хотовицкий С.Ф. - сын священника, выпускник Житомирской семинарии, академик Санкт-Петербургской Медико-Хирургической Академии, заслуженный профессор кафедры Акушерства, судебной Медицины и медицинской Полиции. Именно ему Медицинский Совет по препоручению Святейшего Синода вверил составить учебник для духовных школ. В 1844 году вышло I-е издание книги: «Народно-врачебное наставление для духовных училищ». Всего же было десять выпусков без дополнений и изменений (1844-1864 гг.), изданных в типографиях Санкт- Петербурга и Москвы и одобренных Комитетом духовной цензуры. Книга состоит из двух отделений. Первое: «Медико-полицейское изложение опасностей для здоровья и жизни, возникающих из суеверия и предрассудков народных». В нём автор даёт определение суеверию, как безрассудному верованию, а предрассудки определяет как заблуждения, ложные суждения. Предупреждает об их пагубных влияниях на благосостояние и на здоровье человека: «Заблуждения сего рода легко подают человеку повод к самым безрассудным и пагубным поступкам, либо же возбуждают, у малодушных, больных особ, невыразимую тоску и чрезвычайно сильный испуг со всеми, вредными последствиями встревоженное состояние духа». И далее, подробно перечисляя различные способы обмана лжелекарей, объясняет, с врачебной точки зрения, опасность обращения к ним за помощью. В XIX веке в российском обществе получили распространение разного рода мистические учения, мнение врача в отношении опасных последствий увлечений такими «лечебными» учениями было весьма своевременно. Второе отделение: «Медико-полицейское изложение мер против опасностей для здоровья и жизни, возникающих из суеверия и предрассудков народных». Отмечая важную роль организации надлежащей врачебной медицинской помощи, Степан Фомич Хотовицкий отмечает, что «без присоединения народного наставления о сохранении здоровья» ожидать пользы не придётся. Здесь обращается особое внимание на сельских жителей, составляющих подавляющее большинство населения Российской империи: «Лучшее средство для сохранения здоровья и для долговременной жизни заключается, по вышесказанному, в избегании погрешностей в образе жизни, в пище и питие, движении и покое и проч. Известно, что между людьми, доживающими до весьма глубокой старости, редко встречаются особы, проведшие свою жизнь в роскоши. Почти столько же верно и то, что в больших городах, умирают люди от пресыщения желудка гораздо чаще, нежели как от голода». Далее следуют основные главы об оказании первой помощи при различных болезненных состояниях, которые автор подразделяет на: болезни «обыкновенные», «скоропостижные» и «повальные и заразительные». Следует обратить внимание на то, что данный учебник всё-таки не является так называемым «Домашним лечебником», которых было немало и в середине XIX века: «Народное наставление о сохранении здоровья вовсе не может… доставить народу положительные сведения врачебные, а следственно каждого, так сказать, не врача превратить в действительного врача» Напротив автор резко высказывался против стихийной информатизации населения медицинскими знаниями, утверждая что «..не только смешивается недоступное для не врача и вовсе непонятное для него учение, … но и предлагаются даже рецепты для болезненных случаев, а равно и лечение болезней средствами без рецепта». Как писал С.Ф. Хотовицкий, «такие с медико-полицейским учением о сохранении здоровья вовсе несообразные наставления, неизбежно подавая прямой повод к шарлатанству, всегда приносят не только пользу, но и вред» Историк медицины В.С.Вайль назвал книгу «школьным пособием по гигиене», имея в виду, видимо, главы, посвящённые предохранению от болезней: о состоянии жилища, воздуха в нём, качества пищи и воды. Утверждая, что «собственно предостерегательное только наставление о сохранении здоровья и жизни есть истинная потребность народная». Это утверждение является не только основной заключительной мыслью данного труда, но также может быть целью современной образовательной программы медико-санитарного просвещения в профессиональном образовании. Небольшая по объёму книжка, всего семьдесят страниц, может служить примером изложения наиболее важных тем общедоступным, лаконичным языком. В книге даны краткие, ясные и простые профессиональные рекомендации и советы по оказанию медицинской помощи на приходе. Учебник для духовных училищ «Врачебно-народное наставление» С.Ф.Хотовицкого является ярким примером исторической, санитарно-просветительной и популярной лечебно-профилактической медицинской литературы XIX века.×