K VOPROSU O NARODNOY MEDITsINE V ROSSII V XVII V
- Authors: Bykova AS1, Lyapin DA1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 8, No S1 (2019)
- Pages: 151-152
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/238
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
С момента образования Московского государства, в особенности с конца XVI в., мы наблюдаем прогресс в развитии врачебного дела: предпринимаются первые попытки создания систем здравоохранения и медицинского образования. К примеру, в 1581 г. открылась первая Государева аптека [3]. В 1632 г. был создан Аптекарский приказ - орган по руководству медицинского дела в стране. А в 1654 г. при нем открылась первая лекарская школа в России. В это время появляются первые светские больницы-богадельни. Заметно разделение медицинских профессий. В XVII в. их стало более 10, здесь работали «дохтуры», лекари, зелейники, травники, рудометы (люди, пускающие кровь), костоправы, повивальные бабки и др. К сожалению, «дохтуров» и лекарей насчитывалось немного [5]. Как правило, они жили в больших городах и их услуги были дорогие, поэтому к ним обращались за помощью только высшие слои населения. Народная масса обращалась за советом к народным целителям, которых постоянно преследовало правительство по обвинению в колдовстве. О них мы поговорим более подробно в данной статье. Цель нашей работы связана с рассмотрением некоторых аспектов народной медицины в XVII в., которая была тесно связана с историей ментальности человека того времени [1]. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1) изучить функции целителей; 2) рассмотреть причины, обстоятельства обвинения их в колдовстве; 3) ознакомиться с подробностями прохождения ведовского процесса. Основным источником нашего исследования послужила книга «Колдовство в Московской Руси XVII столетия» (материалы по истории медицины в России) [2]. Содержащаяся в ней информация была извлечена из официальных актов по ведовскому процессу. Бытует мнение, что целительство является предтечей народного врачебного знания [2]. С этим нельзя не согласиться. Целители с древнейших времен помогали не только в случае физических, но и психических болезней. Они лечили людей не только травами, но и молитвами, заговорами, а значит умели общаться с духами (с позиции Церкви, со злыми). Проводимая целителями духовная работа возбраняется и по сей день Церковью. Обращение к народной магии, которая была тесно связана с общими медицинскими знаниями, было обычной практикой. Люди не понимали сущности болезней и считали, что все они вызваны иррациональными причинами, связанными с влиянием иного мира. Знания о целительных свойствах природных веществ, передаваемые из поколения в поколение, лечебники и травники были наукой целителей. Важно отметить, что лечебник являлся запрещенной книгой в России. Большинство из них написано западными еретиками, следовательно, и относились к таким книгам с подозрением. Их использование связывалось с колдовством и влекло за собой суровое наказание [4]. Отношение к народным целителям в российском обществе XVII в. было неоднозначно. Все они были обречены балансировать между неким гонораром и уважением за успешное лечение и публичным обвинением в колдовстве, за которым следовали арест, пытки, ссылки либо сожжение на костре. Донести мог кто угодно. Причиной могли послужить личная месть, корыстный расчет, конкуренция в различных делах и т.п. К примеру, в 1628 г. крестьянин Иван Левашев обвинил в колдовстве целителя Максима Иванова за то, что тот не смог вылечить от болезни его жену. В челобитной потерпевший сказывал, дескать Максим Иванов давал пить болящей наговоренную траву, от которой она умерла. На допросе обвиняемый показал: данной травой он многих людей лечил, и никто не умер. Также добавил: в колдовстве следует обвинять крестьянина Федьку, который знал целительные и вредные свойства трав, промышлял волшебством, ходил по деревням и специально наводил на всех порчу [2]. Упомянем еще одну историю, произошедшую в 1622 г. в результате наговора. Желая избавиться от тещи и жены, некий крестьянин по имени Лунка Ушаков заявил, что его брат скончался от порчи. По словам доносчика, его жена испортила болящего коренем, который она получила от своей матери. Нестерпя побоев мужа, обвиняемой пришлось признаться в преступлении. Однако после многократных пыток, согласно с показаниями других лиц, она стала утверждать, что оговорила себя по научению мужа [2]. Следует отметить, что само наличие трав и кореньев было достаточным доказательством колдовства. Московские власти с особым усердием разыскивали людей, хранящих у себя такие травы и знающих толк в них. Так в 1628 г. на торопецкой дороге задержали крестьянина Андрейку. К его нательному кресту был привязан корень. Этого хватило для заведения дела по колдовству. По показаниям задержанного данный лечебный корень ему дал «дорогой идучий прохожий человек», который увидел в Андрейке черную болезнь. Однако крестьянину не поверили и посадили в тюрьму [2]. О его дальнейшей судьбе нам не известно. В 1648 г. в Рыльске приключился похожий случай. Был пойман боярский сын Гаврилка Мусин, который славился конокрадством. При задержании у него в кармане нашли корень. По словам, Гаврилки, корень находился всегда в кармане и предназначался для звериного промысла. В результате допроса свидетелей выяснилось, что никаким промыслом задержанный не занимался. Тогда воевода велел пытать Гаврилку и расспросить для какого колдовского дела он этот корень держит [2]. Местные власти также активно занимались розыском мнимых колдунов в связи с постоянно поступающими из Москвы указами на этот счет. Приведем в пример такую историю. Однажды в Лебедянь назначили нового воеводу и указали ему следить за порядком, чтобы в самой Лебедяни, посадах и слободах, Лебедянском уезде не было никаких разбоев, воровства и колдовства. К несчастью, воевода узнал про бабку, которая ходит по Стрелецкой и Казачьей слободам и ворожит. Он велел отыскать эту ворожею, допросить, пытать и государю о том отписать. В результате проведенного расследования выяснилось, что бабка лечила людям глаза с помощью наговоренной воды, печени овцы, проса, лука и женского молока [2]. Как видим, ничего худого в этом нет, однако избежать наказания бабке не удалось. Теперь подробнее рассмотрим, как проходил ведовской процесс. Открыть дело по колдовству могли не только при поступлении в приказную избу челобитной, но и по словесной заявке. Доносчик, как правило, указывал на конкретных личностей, называл определенные факты, говорил о репутации обвиняемого среди соседей. В свою очередь ответчик «слался» на то же самое. По заявлению сторон проводились обыски и осмотры [2]. В деле участвовало огромное количество людей. Ведовство - общеопасное преступление, поэтому начатое дело уже не прекращалось, даже если со стороны доносчика поступило заявление о его прекращении. Так в 1663 г. князь Шейдяков подал прошение об остановлении дела, открытого по его челобитью. На что ему был даден ответ: «…про те травы и коренья…сыскивать всякими сыски накрепко» [2]. Власти брали ведовской процесс под свой контроль в надежде раскрыть через посредство частного дела целую колдовскую организацию. С особой жестокостью проводился допрос обвиняемого. Его подвергали пыткам: били кнутом, жгли огнем, выламывали из плеч руки. Нередко пытали и свидетелей, выбивая таким образом из них правдивые показания. Многие не выносили мучений и умирали. Таким образом, перед нами вырисовывается следующая картина положения народных целителей в российском обществе XVII в. С одной стороны, они пользовались уважением, поскольку соприкасались с иным миром, в котором народное сознание видело корни почти всякой болезни. К ним обращалась большая часть российского населения, так как профессиональные лекари составляли меньшинство и их услуги были дороги. Целители, определенно, внесли некий вклад в развитие народной медицины. Однако на основании изученных нами документов стоит заметить, что возможности целительства всегда были скудными, в целом ряде клинических случаев - отрицательными, опасными для здоровья, так как многие из них не имели специального медицинского образования. С другой стороны, людей, обладающих знаниями о травах и природных силах, преследовали правительство и Церковь по обвинению в колдовстве. В этом преследовании отразилось общее отношение к целителям как к людям близким к магии. В народном представлении целители использовали магическую силу, чтобы оказывать влияние на человека. На этом основании отношение к ним было двойственным.×
References
- Ляпин Д.А. Царский меч: социально-политическая борьба в России в середине XVII в. / Д.А. Ляпин. - СПб., 2018. - С. 12-16.
- Новомбергский Н.Я. Колдовство в Московской Руси XVII столетия / Н.Я. Новомбергский. - СПб., 1906.-168 с.
- Новомбергский Н.Я. Материалы по истории медицины в России / Н.Я. Новомбергский. - СПб., 1905. - 107 с.
- Новомбергский Н.Я. Некоторые спорные вопросы по истории врачебного дела в допетровской Руси / Н.Я. Новомбергский. - СПб., 1903. - 47 с.
- Новомбергский Н.Я. Черты врачебной практики в Московской Руси / Н.Я. Новомбергский. - СПб., 1904. - 103 с.