«DELA SERDEChNYE», ILI «NA LINII DOKTOR KULYaBKIN» (VIDEOMATERIALY NA ZANYaTIYaKh PO RUSSKOMU YaZYKU KAK INOSTRANNOMU)
- Authors: Meretova M1, Glushkova OV1, Sherstnikova SV1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 8, No S1 (2019)
- Pages: 100-101
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/206
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
«Дела сердечные» - это совсем не те сердечные дела, о которых нам сообщает Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Словарная статья трактует лексему «сердечный» как «связанный с отношениями глубокой привязанности (обычно любви или дружбы); сокровенный» [5]. В данном же случае «Дела сердечные» - это киноповесть о кардиологической бригаде, состоящей из врача, двух фельдшеров и водителя. Перед нами разворачиваются события одной смены такой «специализированной скорой помощи». Чем обусловлено обращение на уроках русского языка как иностранного к художественному фильму вообще и к «Делам сердечным» в частности? Прежде всего, эта киноповесть, снятая в уже далеком 1973 году, почти полвека назад, продолжает оставаться актуальной: достоверность и искренность экранных медиков времен СССР не вызывает сомнений. Эта правдивость в значительной мере связана с именем Семена Борисовича Ласкина, по сценарию которого и по мотивам повести которого «На линии доктор Кулябкин» и был снят вышеуказанный фильм. Примечательно, что С.Б. Ласкин - профессиональный медик, окончивший Первый Ленинградский медицинский институт и проработавший почти 20 лет на «скорой помощи» в отделении реанимации. «А практикующий врач … - это всегда обладатель уникальной информации, которой незаурядный талантливый человек обязательно воспользуется для познания отношений между людьми, их характеров, жизни и, конечно же, «самоё себя». А познав все это в полной мере, переосмыслив и проанализировав (а может быть, и нет), возникает вполне естественное и непреодолимое желание поделиться эмоциями и выводами, наболевшим и просто зафиксированным» [4, с. 48]. С.Б. Ласкин и поделился: целый ряд произведений этого врача-писателя прямо или косвенно касается медицинской тематики. Кроме вышеназванной повести, это и «Доктор Бужма», и «Несколько историй из врачебной практики», и «Боль других», и «Абсолютный слух». Кроме того, в преподавании иностранного языка уже давно фильм или видеофильм занимает значительное место. Изначально он использовался (и используется) для обучения аудированию и создания наглядности в процессе обучения, а также для формирования аудиовизуальной сферы изучения иностранного языка. Выразительность и реалистичность зрительных образов, познавательно-страноведческая ценность фильма, целенаправленная опора на зрительный и слуховой каналы восприятия создают особое внимательное и позитивное отношение к учебному материалу и способствуют повышению эффективности усвоения. Все вышеперечисленное свидетельствует и о большом мотивационном потенциале видеоматериалов, что немаловажно, так как именно мотивация является «одной из основных проблем при обучении любой дисциплине» [2, с.54]. Формирование коммуникативной компетенции - основная цель обучения иностранцев русскому языку, в том числе и студентов медицинских вузов, тем более что владение ею является залогом успешной реализации профессиональных умений и навыков на рынке медицинских услуг. Иными словами, коммуникативная компетенция - важная составляющая профессиональной компетенции прежде всего будущего врача, так как это одна из тех профессий, которые относятся к профессиям «повышенной речевой ответственности». Задача преподавателя - подобрать такие средства, методы и приемы обучения, которые бы способствовали максимально успешной реализации обозначенной цели. На наш взгляд, именно видеоматериалы (мы говорим о художественных фильмах), отобранные специальным образом, - то средство, которое демонстрирует речевое (и не только!) поведение врача в естественных условиях. Почему художественный фильм? Этот вид видеоматериала относится к аутентичным, что позволяет иностранцам слушать неадаптированную речь носителей языка (в данном случае профессиональных медиков) со всеми ее отклонениями от нормы. Кроме того, аутентичные материалы обладают художественно-эстетической ценностью и значительным культурологическим потенциалом. Нужно заметить, что художественные фильмы целесообразно использовать не ранее среднего уровня обучения. Работу с видеофильмом традиционно делят на три этапа. I этап - преддемонстрационный. Работа на этом этапе предполагает снятие трудностей понимания содержания видеоматериала. Необходимо ввести новые слова, проанализировать виды высказываний и непривычных для студентов разговорных формул, присутствующих в фильме, обсудить лингвострановедческие реалии. Также на этом этапе для облегчения восприятия видеоинформации можно использовать выборочное аудирование отдельных фрагментов. Вариантом предпросмотрового этапа работы над видеоматериалом является работа с текстом художественного произведения, по которому снят фильм. В нашем случае это повесть С.Б. Ласкина «На линии доктор Кулябкин». В аудитории студентов-медиков целесообразно знакомство с биографией автора повести и одновременно автора сценария фильма «Дела сердечные». Акцент делается на причастности С.Б. Ласкина к профессиональной медицине. При чтении эпизодов художественного произведения мы обращаем внимание на речевое поведение врача и вспоминаем речевые жанры диалога врача с пациентом: жанр просьбы, жалобы, расспроса, рекомендации, отказа от лечения, постановки диагноза, утешения, благодарности… Так, в повести С.Б. Ласкина «На линии доктор Кулябкин» мы читаем: «- Боренька, ради бога, не говори ему правды. Скажи что-нибудь… ну, что полагается в таких случаях…» (мольба-просьба о неизлечимо больном); «Ах, доктор, - плача говорила она. - Мне даже не верится, что он жив… Я вам так благодарна, так благодарна, доктор…» (благодарность); «- Что с вами случилось?...- Сам не пойму, товарищ доктор. Вступило сюда, - он показал на грудь, - не передохнуть» (расспрос, жалобы). Следующие две реплики врача сравниваем: «Ложитесь, ложитесь, - уговаривал его Кулябкин. Нельзя так. Это же сердце…» (просьба, выраженная глаголом в форме императива) и «Выйти! Не мешать работать! - рявкнул Кулябкин» (просьба-приказ, выраженная глаголом в форме инфинитива). Особая экспрессия достигается не только формой глагола, но и отсутствием лица. Такая категоричность обусловлена серьезностью ситуации: у больного клиническая смерть, ему делают фибрилляцию легких. В фильме это звучит еще резче: «Все вон отсюда!» Кроме того, «весь целостный национально-специфический художественный мир, который создается писателем в результате художественного отражения и преобразования жизни, обладает громадным страноведческим потенциалом» [1, с. 56]. Это необходимо для успешной аккультурации и адаптации, в данном случае - в сфере медицинского общения. II этап - демонстрационный. Просмотр фильма не должен быть пассивным: речемыслительная деятельность студентов максимально активизируется с помощью определенных заданий. На данном этапе эффективно использовать «стоп-кадр» с восстановлением предыдущего содержания фильма, просмотр эпизодов фильма без звука с последующей их озвучкой студентами, всевозможные варианты работы с текстом: заполнить пропуски, закончить фразу, поставить глагол/существительное/прилагательное в нужную форму… III этап - последемонстрационный. На этом этапе контролируется понимание содержания и используемых в фильме языковых средств. Также необходимо помнить, что все послепросмотровые упражнения по РКИ (и устные, и письменные) должны развивать продуктивные умения. Это ролевые игры и различные варианты драматизации, интервью и обсуждение с элементами дискуссии и, конечно же, проектная работа. «Дела сердечные» - киноповесть, состоящая из четырех миниатюр, каждой из которых соответствует вызов к больному. Такую композицию фильма можно использовать при его анализе: в аудитории иностранных студентов-медиков удобнее это делать по фрагментам. Особое внимание следует обратить на четвертый вызов - самый сложный. Умирал слесарь таксопарка. Непростая ситуация потребовала от всех членов бригады максимальной отдачи. И только их слаженные высокопрофессиональные действия - массаж грудной клетки, действия со сложным аппаратом дефибриллятором, оперативная транспортировка - спасли молодого человека. Верится, что у такой бригады так будет всегда. «Я постоянно ловлю себя на несогласии, что ли, со смертью. Человек врасплох застигнут болью, беспомощен, как ребенок, и все время кому-то нужен именно я…» Это слова молодого врача-кардиолога экранной бригады «скорой помощи», слова, за которыми прочитывается не только понимание своей необходимости пациентам, но и искренне-человеческое желание им помочь! Важно работу с фильмом выстроить таким образом, чтобы эта мысль стала естественной для каждого будущего медика, и тогда «дела сердечные» у всех будут в порядке. Итак, непосредственное участие в создании видеоматериалов (в данном случае художественного фильма о врачах) профессиональных медиков способствует максимальной оптимизации восприятия учебного процесса. Профессиональная же направленность видеоматериалов на уроках РКИ в аудитории будущих врачей - залог успешного формирования коммуникативной компетенции в целом и, что немаловажно, коммуникативно-профессиональной компетенции как ее составляющей.×
References
- Глушкова О.В. «Судьба человека» М. Шолохова на уроках русского языка как иностранного / О.В. Глушкова, Е.Н. Гелашвили, О.Н. Матвеева // Вопросы гуманитарных наук. - 2018. - № 6 (99). - С. 55-58.
- Кащук А.Е. Интерактивное обучение дисциплинам медико-биологической направленности иностранных студентов / А.Е. Кащук, Е.В. Орлова, С.М. Вавилова // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 52-55.
- Ласкин С.Б. На линии доктор Кулябкин / С.Б. Ласкин. - Л.: Советский писатель, 1986. - 608 с.
- Малкавей, М. Влияние медицинской деятельности на тематику художественных произведений А.К. Дойля / М. Малкавей, О.В. Глушкова, Ф.А. Тумакаева // Молодежный инновационный вестник. Т. VIII. Материалы II Международной научной конференции «Профессия врача в моей стране: вчера, сегодня, завтра». - 2019. - №1. - С. 48-51.
- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=сердечный&all=x/ (дата обращения: 05.03.19).