VRAChEBNAYa DEONTOLOGIYaV KhUDOZhESTVENNOY LITERATURE

Abstract



Связи медицины с литературой разноо- бразны. Известна дружба писателей и врачей, много таких примеров знает история. Знание медицины обогащает писателя, помогает лучше понять психологию человека. Может быть, поэтому многие врачи станови- лись и становятся писателями, а некоторые писатели специально изучали медицинские дисциплины (Г. Флобер, А. Франс, Ж. Симе- нон и др.) [1, c.67]. Настоящий обзор затрагивает проблему врачебной деонтологии в художественной ли- тературе. Эпиграфом к докладу могли бы по- служить слова классика: Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя! Деонтология - это учение о должном об- ращении с больным, о тонкостях общения с ним, умении врача воздействовать на больно- го словом и даже своим обликом, об этических нормах поведения врача. Этот неотъемлемый раздел медицины мало известен непрофесси- оналам. Учение о должном тесно соприкасается с понятием об искусстве врачевания, о кото- ром так правильно размышляет А.И. Куприн в очерки «Доктор» из серии «Киевские типы»: «… что ни человек, то новый, совершенно отличный от другого организма и что поэто- му от одной и той же болезни Ивана следует лечить иначе, чем Петра… Но опыт все-таки самое главное… Иван и Петр, страдающие од- ной и той же болезнью, но представляющие собой совершенно отличные друг от друга организмы, сливаются в одном собирательном лице пациента, который для уменьшения жара должен глотать фенацетин, а от расстройства нервов принимать kali bromati» [4, c.418-419]. Вопросы деонтологии волнуют писате- лей не меньше, если не больше, чем врачей; во всяком случае писатели пишут о них чаще (В.В. Вересаев, С. Цвейг «Нетерпение серд- ца», А. Фадеев «Разгром», Ю. Герман «Под- полковник медицинской службы», трилогия об Устименко и др.). Ю. Крелин («Всего полгода») в несколь- ких строчках точно передает неоправданный, с точки зрения врача, негативизм больного, узнавшего, что одни и те же таблетки назна- чаются при ревматизме и тромбофлебите. При сегодняшнем изобилии медицинской техники и повсеместном увлечении ею умест- но вспомнить слова И. Ильфа, изложенные в его «Записных книжках»: «Система Союзтранса. Толчея. Униже- ние. Высокомерие. В рентгеновском кабинете тоже самое. Больные толпятся возле аппара- тов, врачи работают, и медицинская тайна блистает на их лицах» [3, c.245]. Отвратительные больничные порядки, нечуткий медицинский персонал наблюдал М. Зощенко (рассказ «История болезни»): «… только больного привезли, записы- вают его в книгу, и вдруг он читает на стене плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х». Не знаю, как другие больные, но я прямо закачался на ногах, когда прочел это воззва- ние… Фельдшер, или, как там его, - лекпом, удивился, что я ему так сказал, и говорит: - Глядите: больной, и еле он ходит, и чуть у него пар изо рту не идет от жара, а тоже, говорит, наводит на все самокритику. Если, говорит, вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать…» [2, c.129- 130] Похожую картину нарисовал В. Ардов в рассказе «Целительница». О важности заботы о душе больного, укреплении его веры в вы- здоровлении писали в трогательных рассказах Б. Прус («Жилет»), О'Генри («Последний лист»). Просто и сильно сказал В. Шекспир: «Хоть ты меня не любишь, обмани Меня поддельной, мнимою любовью. Кто доживает считанные дни, Ждет от врачей надежды на здоровье». Начало и конец человеческой жизни обычно связаны с врачами. Особенно много ждут от врачей в конце жизни: «До обидного жизнь коротка, Ненадолго венчают на царство, - От глотка молока - до глотка Подносимого с плачем лекарства». (В. Шефнер «Глоток») [6, c.137] И ждут не только ложки горького лекар- ства, но утешения, доброго слова мудрости, терпения и надежды. Отметим, что гораздо реже описания бо- лезней в художественной литературе даются гигиенические рекомендации или сведения о лечении. Приведем одну выдержку, показы- вающую ироническое отношение писателей прошлого к возможностям медикаментозной терапии: «Все рецепты доктора Бонфиля имели грозный вид обвинительного акта. Перечень лекарств, разбитый на многочисленные пара- графы, по две, по три строчки в каждом, вы- страивался на большом листе линованной бу- маги, исписанной его торопливым почерком, чернея рядами колючих, как пики, остроко- нечных букв. Микстуры, пилюли, порошки, которые предписывалось принимать утром натощак, в полдень или вечером, следовали друг за дру- гом свирепыми отрядами» [5, c.9-10]. Подытоживая, отметим, что описа- ния болезней в художественной литературе не просто интересны: в них есть то, чего не встретишь в профессиональном изложении восприятия болезней больным и окружаю- щими, выраженного образным языком, отли- чающимся от сухого языка учебников; кроме того, больные и их близкие часто обращают внимание не на главные (с врачебной точки зрения) симптомы заболевания. Это особенно важно для тех, кто еще не научился понимать психологию больного, угадывать невысказанные мысли и вопросы больных и их родственников. Писателю Эдуарду Кроткому принадле- жит афоризм: «микроинфаркт - это вежли- вая форма инфаркта» [цит. по 1, c.67]. Можно сказать, что художественная литература - это приятная форма изучения внутренних болез- ней.

Dierabegim Urunova

G O Papsheva

  1. Грейсер А.Е. Внутренние болезни в художественной литературе: Библиографический обзор/ А.Е. Грейсер.- Петрозаводск, 1975. - 70 с.
  2. Зощенко М. М. Рассказы и повести. 1923-1956. / М. М. Зощенко. - Санкт-Петербург, 1996. - 345 с.
  3. Ильф И., Петров Е. Собр. соч. в 5-ти т., т.5. / И. Ильф, Е. Петров. - Москва, 1961. - 437 с.
  4. Куприн А.И. Собр. соч. в 9-ти т., т.1./ А.И. Куприн. - Москва, 1970. - 478 с.
  5. Мопассан Г.де. Полн. собр. соч. в 12-ти т., т.7. / Г. де Мопассан. - Москва, 1978. - 379 с.
  6. Шефнер В. С. Стихотворения. / В.С. Шефнер. - Ленинград, 1972. - 248с.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 1

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies