FILOSOFIYa PASTORALI: ILLYuZII V REAL'NOSTI
- Authors: Zobnina Y.E1, Satina IV1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 1, No 1 (2012)
- Pages: 222-223
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/1209
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
«Песни пастушьей запев запевайте вы, милые Музы!» Таков рефрен приведённой в первой идиллии Феокрита искусной песни Тирсиса, что «высоко залетать научился за Музой пастушьей». В этой песне - история о ранней смерти прекрасного пастуха Дафниса, «любимого Музами». И одновременно в ней - рождение истории пасторали как художественной традиции: той, которая доступна обозрению на сегодняшний день. Пастораль - Термин «пастораль» (от латинского pastoralis - «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. Пастораль была первоначально историей любви и дружбы, а также измены и разлуки, разыгрывавшейся среди пастухов и пастушек, живущих на лоне природы. В широком смысле пастораль означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под этим термином понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI-XVII вв.). Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному - буколика, идиллия, эклога. Кроме того, каждая эпоха создавала свои варианты этого жанра. Пастораль обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение блаженной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и всякие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревенской жизни XVI-XVII в.; наделение героев пасторали психикой, манерами и придворной знати. Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, - так называемое «приятное место»- окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние - вместе с пасущимися стадами, нимфами, храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами - составляют пасторальное окружение. Пасторальный мир - это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия. Древнейшим представителем жанра пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III в. до н. э. Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх, римский поэт Вергилий, эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление Августа. Памятник пасторальной поэзии на Западе Европы - «Амето» Боккаччо (1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный - нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. - сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и спиритуалистический восторг. Хотя в Амето описывается быт пастухов и охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной, городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Саннадзаро (1541). Автор откровенно высказывает её в предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени зелёных листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сёстры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т. д. Саннадзаро ведёт рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашёл, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье пастухов дилетантами пастушеской жизни. На пастораль, полную шуток и веселья, похожа жизнь французских принцесс в шатрах, которые они раскинули в лесу («Бесплодные усилия любви»). Они заняты здесь тем же, чем занимаются и пастушки в пасторальных поэмах, любовью. Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях. На пастораль ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами») Пастораль в эпоху Возрождения нашла свое самое широкое применение. Живопись, литература, музыка, театр - нет такой области искусства, которую бы не затронули эти пастушечьи мотивы. Изображая в идеализированных тонах блаженную жизнь пастухов и пастушек на лоне сельской природы, пасторальные поэты XVI в. полемически противопоставляют эту беспечную сельскую жизнь городской жизни с ее социальными противоречиями: нуждой и горестями. В то же время, призывая к опрощению в сельской обстановке, эти поэты были далеки от отражения реальной жизни своего времени, весьма мало похожей на идиллию. Изображаемые ими пастухи не пастухи, а некие условные маски, надеваемые на себя пресыщенной светскими удовольствиями придворной знатью. Пастораль является, таким образом, своеобразным литературным маскарадом, во время которого пастухи и пастушки перенимают язык и манеры утонченные чувства и мысли придворной аристократии. Несмотря на то, что пастораль получила такое широкое распространение, явилась идеалом многих людей и даже целых эпох, в сущности, она не могла существовать. Ведь ясно видно, что безмятежные сельские мотивы, счастливые пастушки и их песни, восхваляющие идеальную жизнь-это лишь иллюзия действительной сельской жизни. Ведь, по сути, даже отрицательные герои пасторальных романов наделены идеальными чертами, которые невозможно в реальной жизни. Известный английский писатель Честертон писал: “ Веками сменяли друг друга самые гордые, самые смелые идеалы силы и разума; но мечта о совершенном крестьянине жила и воплощала по-своему мысль о том, что есть достоинство в простоте и труде. Аристократу невредно было верить, что если мудрость и невинность недосягаемы для него, ими, по крайней мере, владеют бедные. Ему полезно было верить, что даже если нет рая над ним, есть рай под ним, внизу. Полезно было среди блеска побед сохранить ощущение, что есть вещи получше славы, что «это еще не всё»”.Пасторальные герои настолько иделические, что встретясь с реальными проблемами, они совершенно бессильны против них. Ярким примером этого может послужить отрывок из книги Туве Янссон “Волшебная зима”, повествующая о сказочных персонажах - мумии - троллях. Пастораль - один из самых древних жанров, дошедших до наших дней. Как говорил Честертон :“Ни меди, ни камню не выстоять столько веков, сколько выстояли фарфоровые пастушки.” Но несмотря на былую популярность, она не найдет своего проявления в современном, реальном мире.×