The Multicomponent Role of Stromal Cells in Prostate Gland Function in Norm and in Chronic Inflammatory Conditions


Cite item

Abstract

Prostate stromal cells are key participants in maintaining its homeostasis, actively influencing epithelial cells, the immune microenvironment, and the neurovascular network. Despite this, the complex role of the stroma in chronic inflammatory diseases of the prostate, such as chronic prostatitis/chronic pelvic pain syndrome (CP/CPPS), is not fully understood. The relevance of the work is due to the increasing prevalence of CP/CPPS and the limited effective treatments, which requires a deeper understanding of the pathogenetic mechanisms underlying these diseases. This review systematizes current knowledge about the multicomponent contribution of stromal cells to the functioning of the prostate gland in normal conditions and in chronic inflammation, analyzes the interaction of stromal cells with various cell populations and signaling pathways, and also considers potential therapeutic targets for the development of new treatment strategies for CP/CPPS based on modulation of stromal cell activity.

Full Text

Актуальность. Возрастающая тенденция показателей заболеваемости и смертности от рака предстательной железы и высокие показатели инвалидизации обуславливают актуальность изучения морфологических особенностей клеток паренхимы и стромы железы как в условиях физиологического функционирования, так и при его нарушении. Группа заболеваний предстательной железы достаточно обширна, преимущественно распространены в социально развитых странах, что связано, помимо индивидуальных биологических и генетических особенностей, на риск развития заболевания и показатели выживаемости влияют окружающая среда и образ жизни [1]. Ожирение также является фактором, который может играть роль в усугублении течения воспаления и прогрессировании рака предстательной железы. Клеточное микроокружение, связанное с ожирением, увеличивает продукцию факторов роста и цитокинов, формирующих провоспалительный фон, а также способствующих инвазии, метастазированию и росту опухоли [2]. Воспалительные заболевания предстательной железы связаны в том числе, со старением, и могут проявить себя уже после 40-летнего возраста. В условиях физиологической нормы процессы пролиферации и гибели клеток (апоптоз) балансируют в динамическом равновесии, которое обеспечивается влиянием стимулирующих и ингибирующих факторов. Недавние исследования подчеркивают значение стромы и стромально-эпителиальных взаимодействий в развитии патологий предстательной железы [3-7]. Особенности эмбриогенеза предстательной железы и взаимное влияние стромального и эпителиального компонентов друг на друга оказывают влияние как на регуляторные процессы нормального роста железы, так и на возникновение патологических процессов.

Материалы и методы. Проанализирован ряд научных публикаций за 10-летний период по ключевым словам: предстательная железа, паренхима, строма, ожирение, воспаление, размещенных в базах данных PubMed, E-library, Google Scholar категорий открытого доступа. Проанализированы наиболее значимые и доказательные исследования о роли стромального клеточного компонента в поддержании нормального функционирования предстательной железы и развитии патологии.

Результаты исследования. Простата, являясь добавочной железой мужской половой системы, выполняет ряд важнейших генеративных функций. Особенности строения обусловлены развитым мышечно-железистым компонентом, окружающим верхнюю часть мочеиспускательного канала, в которую выделяется секрет протоков многочисленных простатических желез [8]. Стромальный компонент железы выполняет разнообразные функции: от поддерживающего тканевого каркаса, облегчающего жизнедеятельность желез, снабжающего кислородом и питательными веществами, но и также регулирующего сокращение гладких миоцитов во время эякуляции с помощью вегетативных нервных волокон [4]. Строма предстательной железы состоит из собственной соединительной ткани, клеточным элементом которой являются  фибробласты, окруженные волокнистыми элементами внеклеточного матрикса. Гладкие мышечные клетки, кровеносные и лимфатические сосуды,  нервы также являются основой стромы органа. Клетки иммунной системы достаточно разнообразны и широко представлены, такие как наивные, резидентные в тканях и регуляторные CD4+T-лимфоциты, а также цитотоксические CD8+T, CD16+NK-клетки, В-лимфоциты, макрофаги, тучные клетки и небольшое количество незрелых дендритных клеток [4, 7, 8]. Необходимо отметить, что большинство компонентов стромы чувствительны к гормонам и претерпевают значительные фенотипические и генотипические изменения в зависимости от особенностей микроокружения, изменения кровообращения, процессов старения, воспаления и рака [6, 7].

Стромальные фибробласты железы развиваются из нескольких эмбриональных источников, включая эмбриональную мезенхиму, перипростатическую мезенхиму, мезенхимальные стволовые клетки (МСК) красного костного мозга, а также пролиферируют и дифференцируются из локально, из местных фибробластов.

В тканях предстательной железы взрослого мужчины МСК костного мозга могут мигрировать в места повреждения или воспаления тканей и дифференцироваться в фибробласты при соответствующих условиях микроокружения. После взаимодействия с клетками микроокружения в строме предстательной железы резидентные фибробласты делятся и подвергаются дифференцировке для пополнения популяции фибробластического дифферона. Этот процесс в условиях физиологической нормы способствует поддержанию плотности и функциональных способностей клеточного дифферона в строме предстательной железы [4]. Для клеток фибробластического дифферона характерно наличие особенного типа промежуточных филаментов - виментина и рецепторов с тирозинкиназной активностью. Фенотипически и функционально, клеточный дифферон разделен на два подтипа - фибробласты, расположенные близко к эпителию и экспрессирующие факторы роста и гены Sca-1+CD90+. Этот тип связан с процессом развития и выживанием паренхимы предстательной железы и регулируется андрогенами. Второй тип, миофибробластоподобные клетки Sca-1+CD90−, которые преимущественно участвуют в восстановлении тканей и иммунных реакциях [9]. Для данного типа характерна экспрессия ряда маркеров, применяемых для детекции активированных фибробластов, таких как фибробластоспецифический белок-1, белок активации фибробластов, рецепторы фактора роста тромбоцитов, альфа-актин гладких миоцитов [9].

Проспективное исследование длины теломер в стромальных клетках предстательной железы у 596 мужчин показало, что уменьшение длины теломер в нормальных стромальных клетках связано с повышенным риском рака предстательной железы. Всё больше доказательств свидетельствуют о том, что стареющие стромальные клетки, в том числе представители фибробластического дифферона играют роль в развитии возрастных видов рака, таких как рак предстательной железы [10]. Стареющие фибробласты способны индуцировать эпителиально-мезенхимальный переход в эпителиальных клетках рака простаты, инициировать ангиогенез опухоли и привлекать клетки-предшественники эндотелия, что указывает на их роль в онкогенезе. Важным аспектом функционирования фибробластов является взаимодействие с бактериальной флорой, микробиотой. Всё больше свидетельств того, что нарушения здоровой микробиоты кишечника, мочевыводящих путей и простаты, ассоциированные в том числе, с возрастом принимают участие в возникновении, развитии и поддержании провоспалительного фона, а также в прогрессировании рака. Различные протеазы, вырабатываемые бактериями - коллагеназа, эластаза и гиалуронидаза разрушают внеклеточный матрикс, поддерживают воспаление, приводят к ремоделированию матрикса и способствуют образованию кислородных радикалов, повреждающих ДНК [11].

Внеклеточный матрикс предстательной железы в норме состоит из фибриллярных структур, таких как коллаген, ламинины, фибронектин и протеогликаны, обеспечивающие структурную поддержку и функциональность клеток.  В патогенезе развития рака внеклеточный матрикс претерпевает изменения, становится дезорганизованным и неоднородным, а также увеличивается отложение коллагена I, III, IV и V типов, а также некоторых протеогликанов - версикан, декорин и перлекан. Данные изменения спосбствуют повышению повышению жёсткости стромы и изменению его биомеханических свойств. Макрофаги обладают высокой пластичностью, и способны регулировать функции в соответствии с особенностями тканей и иммунными сигналами, адаптируясь микроокружению. Богатый рецепторный аппарат макрофагов считывает изменения в биомеханике волокон стромы и способствует поляризации макрофагов в M2 фенотип, связанный по данным литературы с более агрессивным течением рака [12].

Тучные клетки, имеющие миелоидное происхождение, также являются клетками стромального компонента предстательной железы. Благодаря наличию развитого и разнообразного рецепторного аппарата, способности синтезировать и высвобождать в процессе дегрануляции множество биологически активных веществ, данные клетки активно вовлечены в процессы функционирования как железистого, так и стромального компонента.  Наиболее значимыми из которых являются гистамин, протеазы – триптаза и химаза, некоторые металлопротеиназы, апоптотические факторы, проангиогенные факторы, трансформирующий фактор роста бета (TGFβ) и другие. Относительно недавно тучные клетки при раке предстательной железы были признаны новыми независимыми прогностическими маркерами. Высокая плотность тучных клеток ассоциирована с благоприятным прогнозом опухолевого процесса [13]. Среди множества различных цитокинов TGF-β имеет важное значение в развитии предстательной железы и патогенезе рака. Данный цитокин с множественными плейотропными эффектами регулирует клеточную пролиферацию, дифференцировку, поддерживает тканевой гомеостаз, способствует выработке внеклеточного матрикса, образованию новых сосудов и иммунному ответу [14].

Заключение. Строма является важным элементом в строении предстательной железы и характеризуется высокой динамичностью, разнородностью и специфичностью для каждого типа опухоли. Стромальные компоненты, включая внеклеточный матрикс, фибробластический дифферон, макрофаги, тучные клетки, Т и В-лимфоциты тесно взаимодействуют друг с другом и в совокупности способствуют возникновению, прогрессированию опухоли и формированию терапевтической резистентности. Хорошо скоординированные взаимодействия между стромальной и паренхиматозной эпителиальной тканями имеют решающее значение для органогенеза предстательной железы и поддержания ее нормальной структуры и функции.

×

About the authors

Timofey Alexeyevich Avdeev

Voronezh State Medical University named after N.N.Burdenko

Author for correspondence.
Email: a_v_d_e_e_v222@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-6469-0965
Russian Federation

Maya Igorevna Gutorova

Voronezh State Medical University named after N.N.Burdenko

Email: maya36rus@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-5419-9448
Russian Federation

Vladislav Olegovich Sudakov

Voronezh State Medical University named after N.N.Burdenko

Email: Vladissudakov@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-1601-0893

References

  1. Sanches BDA, Maldarine JS, Vilamaior PSL, Felisbino SL, Carvalho HF, Taboga SR. Stromal cell interplay in prostate development, physiology, and pathological conditions. Prostate. 202; 81(13):926-937. doi: 10.1002/pros.24196.
  2. Mojtaba Yousefi, Niloofar Eshaghian, Neda Heidarzadeh-Esfahani, Gholamreza Askari, Hamid Rasekhi & Omid Sadeghi. (2024) Dietary intake and biomarkers of linoleic acid and risk of prostate cancer in men: A systematic review and dose-response meta-analysis of prospective cohort studies. Critical Reviews in Food Science and Nutrition 64:24, pages 8553-8569.
  3. González LO, Eiro N, Fraile M, Beridze N, Escaf AR, Escaf S, Fernández-Gómez JM, Vizoso FJ. Prostate Cancer Tumor Stroma: Responsibility in Tumor Biology, Diagnosis and Treatment. Cancers (Basel). 2022; 14(18):4412. doi: 10.3390/cancers14184412.
  4. Di Carlo E, Sorrentino C. The multifaceted role of the stroma in the healthy prostate and prostate cancer. J Transl Med. 2024; 22(1):825. doi: 10.1186/s12967-024-05564-2.
  5. Pederzoli F, Raffo M, Pakula H, Ravera F, Nuzzo PV, Loda M. Stromal cells in prostate cancer pathobiology: friends or foes?. Br J Cancer. 2023; 128(6):930-939. doi: 10.1038/s41416-022-02085-x.
  6. San-Jose Manso L, Alfranca A, Moreno-Pérez I, Ruiz-Vico M, Velasco C, Toquero P, Pacheco M, Zapatero A, Aldave D, Celada G, Albers E, Fenor de la Maza MD, García J, Castro E, Olmos D, Colomer R, Romero-Laorden N. Immunome profiling in prostate cancer: a guide for clinicians. Front Immunol. 2024 Nov 20;15:1398109. doi: 10.3389/fimmu.2024.1398109.
  7. Евтушенко В.М. Роль соединительнотканной стромы в формировании компонентов предстательной железы человека в постнатальном онтогенезе. Мир медицины и биологии, vol. 11, no. 4-1 (53), 2015, pp. 114-118.
  8. Ittmann M. Anatomy and Histology of the Human and Murine Prostate. Cold Spring Harb Perspect Med. 2018; 8(5):a030346. doi: 10.1101/cshperspect.a030346
  9. ChallaSivaKanaka S., Vickman R.E., Kakarla M., Hayward S.W., Franco O.E. Fibroblast heterogeneity in prostate carcinogenesis. Cancer Lett. 2022; 525:76-83. doi: 10.1016/j.canlet.2021.10.028.
  10. Heaphy CM, Yoon GS, Peskoe SB, Joshu CE, Lee TK, Giovannucci E, Mucci LA, Kenfield SA, Stampfer MJ, Hicks JL, De Marzo AM, Platz EA, Meeker AK. Prostate cancer cell telomere length variability and stromal cell telomere length as prognostic markers for metastasis and death. Cancer Discov. 2013;3(10):1130-41. doi: 10.1158/2159-8290.CD-13-0135.
  11. Pernigoni N, Guo C, Gallagher L, Yuan W, Colucci M, Troiani M, Liu L, Maraccani L, Guccini I, Migliorini D, de Bono J, Alimonti A. The potential role of the microbiota in prostate cancer pathogenesis and treatment. Nat Rev Urol. 2023. 20(12):706-718. doi: 10.1038/s41585-023-00795-2.
  12. Gu Q, Qi A, Wang N, Zhou Z, Zhou X. Macrophage dynamics in prostate cancer: Molecular to therapeutic insights. Biomed Pharmacother. 2024;177:117002. doi: 10.1016/j.biopha.2024.117002.
  13. Johansson A, Rudolfsson S, Hammarsten P, Halin S, Pietras K, Jones J, et al Mast cells are novel independent prognostic markers in prostate cancer and represent a target for therapy. Am J Pathol 2010; 177:1031–41.
  14. Shree B., Das K., Sharma V. Emerging role of transforming growth factor-β-regulated long non-coding RNAs in prostate cancer pathogenesis. Cancer Pathog Ther. 2022; 1(3):195-204. doi: 10.1016/j.cpt.2022.12.003.

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies