THE QUESTION OF SIGNIFICANCE SURROGACY IN FORMATION OF THE MORAL AND ETHICAL ASPECTS OF SOCIO-IMPORTANT CONCEPT

Abstract


The article discusses about socially significant moral and ethical aspects of surrogate motherhood. The results of a survey of people who have expressed their attitude to the ethical issues that arise in society due to the use of new reproductive technologies.

Full Text

Актуальность. К сожалению, медицинская статистика говорит об увеличении числа бесплодных супружеских пар. Причем, если раньше причиной отсутствия детей в 80% случаев было женское бесплодие, то в последнее время отмечается координально противоположная картина. Однако факт остается фактом: все большее количество людей сталкиваются с проблемой зачатия и рождения желанного ребенка. Казалось бы, при современном уровне развития науки и медицины можно разрешить практически любую задачу, и при бесплодии есть прекрасное решение - суррогатное материнство! Суррогатное материнство - это вспомогательная репродуктивная технология, с помощью которой женщина добровольно дает согласие на вынашивание и рождение биологически чужого ей ребенка. После того, как малыш появится на свет, его отдадут на воспитание генетическим родителям. Они и будут считаться его родителями, несмотря на то, что выносила и родила его суррогатная мать. Однако, вокруг суррогатного материнства во всем мире разгораются споры, касающиеся не только медицинских, но и религиозных, морально-этических, финансовых и других аспектов процедуры [1]. Разрешать или запрещать? И если разрешать, то на каких условиях? Допустимо ли вообще суррогатное материнство с точки зрения морали и религии [2]? История этого явления уходит в древние времена. Известны ситуации, напоминающие суррогатное материнство. У древних евреев бездетные женщины прибегали к помощи служанок, которые рожали ребенка от мужа такой женщины. Но первой на руки его брала законная жена, демонстрируя, таким образом, свое неоспоримое право на младенца [3]. Впервые о договоре суррогатного материнства стало известно в 1980 году. В наши дни наемное материнство - явление достаточно распространенное. Не смотря на то, что цены на суррогатное материнство велики, к нему прибегают люди различных слоев общества. Законы, регулирующие суррогатное материнство, в разных странах отличаются. Во Франции, Австралии, Норвегии, Швеции, Германии суррогатное материнство запрещено полностью. В Бельгии, Греции, Испании, Финляндии это явление не регулируется, но фактически имеет место. В России, Украине, Казахстане и большинстве штатов США суррогатное материнство, в том числе и коммерческое, разрешено [3]. Не смотря на то, что в России узаконен факт наличия и «использования» суррогатного материнства, основные определения и положения закреплены соответствующими документами, в данной сфере новых репродуктивных технологий существует ряд серъёзных проблем, как медицинских, экономических, юридических, так и морально-этических. Кто должен считаться матерью ребенка? Может ли суррогатная мать оставить себе генетически чужого ребенка или хотя бы иметь возможность с ним общаться? Может ли одинокая женщина или мужчина воспользоваться этой услугой? Если да, то право ребенка на полноценную семью не реализуется. Если нет, то это дискриминация «одиноких» людей!? Цель работы: изучить общественное мнение по основным морально-этическим вопросам о суррогатном материнстве. Задачи: определить актуальные морально-этические вопросы суррогатного материнства; изучить общественное мнение по данным вопросам. Материал и методы исследования. С целью изучения общественного мнения по вопросам суррогатного материнства был проведен опрос студентов 1 курса лечебного факультета ВГМА им. Н.Н. Бурденко по разработанной нами анкете, которая содержала 12 вопросов. В опросе приняли участие 110 человек (мужского и женского пола), в возрасте от 17 до 19 лет (средний возраст составил 18,3+0,4 лет). Полученные результаты и их обсуждение. Данные, полученные по итогам анкетирования в молодежной среде следующие. На вопрос «Знаете ли Вы что такое суррогатное материнство?» все опрошенные ответили положительно, однако, лишь 30% интересовались данной проблемой, при этом большинство опрошенных (80%) не считают суррогатное материнство единственным выходом при бесплодии. Большинство участников опроса ответили, что к суррогатному материнству необходимо прибегать только исходя из медицинских показаний (63,5%), по медицинским и социально-экономическим показаниям -17,6%. Никто из респондентов не поддержал суррогатное материнство исключительно из социально-экономических показаний. В приказе МЗ РФ обозначено, что данная репродуктивная технология должна осуществляться только по медицинским показаниям, однако на практике не всегда это условие выполняется. Более того, 54,1% считают, что при «частом использовании» суррогатного материнства может произойти изменение самого понятия «мама». Во многих странах законодательно закреплено, что суррогатной матерью может быть только родственница «заказчиков». Возможно, это связано с тем, что ребенка вынашивает женщина близкая к семье и не из-за материальных, а из-за гуманных побуждений, что крайне важно в современном циничном обществе. Отвечая на вопрос о степени родства суррогатной матери с матерью-заказчиком: 7,1% респондентов ответили, что суррогатной матерью должна быть только родственница; 41,2% - только не родственница. 51,8% ответили, что степень родства не важна. Много споров и разговоров среди ученых, философов, врачей и людей других специальностей идет относительно выраженности материнского инстинкта и чувств к новорожденному со стороны матери, выносившей ребенка и матери биологической. Мнения респондентов разделились: 35,3% опрошенных считают, что и у биологической матери будут столь же сильно выражены чувства и развит материнский инстинкт, что и у женщины, выносившей ребенка. 35,3% считают, что чувства матери - заказчицы будут слабее, нежели чем чувства женщины, которая сама выносила свою беременность, а материнский инстинкт и вовсе может отсутствовать. 29,4% респондентов затруднялись ответить. Позиция православной церкви по данному вопросу однозначна. Не может быть столь же сильного материнского инстинкта у женщины-заказчицы, как у матери, выносившей и родившей малыша. Более того, использование суррогатного материнства приведет к нарушению самосознания как со стороны суррогатной матери, так и ребенка, когда тот узнает каким образом он появился на свет. Интересно, что треть опрошенных (37,6%) категорически заявила, что суррогатная мать не имеет право оставить себе ребенка, лишь 18,8% уверенны, что суррогатная мать может оставить себе ребенка и почти половина опрошенных (44,7%) затруднялись ответить на данный вопрос. На вопрос: «Имеет ли право женщина, которая вынашивала ребёнка поддерживать с ним связь?» все участники опроса разделились на три группы: одни считают, что суррогатная мать имеет право общаться с ребенком 38,8%, другие - что не имеет 34,1%, третьи (27,1%) - затруднились ответить. Однако большинство опрошенных (более 40%) считают, что родители не должны рассказывать ребенку о том, что у него есть другая «мама». Выводы. 1. Все опрошенные знают, что такое суррогатное материнство. При этом большая часть опрошенных считают суррогатное материнство далеко не единственным методом борьбы с бесплодием и допускают его применение при наличии медицинских (63,5%) или при сочетании медицинских и социально-экономических показаний (17,6%). 2. Респонденты в большинстве своем (54,1%) считают, что при «частом использовании» суррогатного материнства может произойти изменение самого понятия «мама», при этом 35,3% опрошенных думают, что чувства матери - заказчицы будут слабее, нежели чем чувства женщины, которая сама выносила свою беременность, а материнский инстинкт и вовсе может отсутствовать. 3. Более трети респондентов не смогли однозначно ответить на вопросы: может ли суррогатная мать оставить себе ребенка, имеет ли право женщина, которая вынашивала ребёнка поддерживать с ним связь, должны ли родители рассказывать ребенку о том, что у него есть другая «мама»? Становится очевидно, что наше общество в большинстве своем еще не может однозначно ответить на многие вопросы, связанные с суррогатным материнством. Некоторые представители занимают крайние позиции по вопросам этой репродуктивной технологии, активно выступая за запрет. Однако, хотим мы того или нет, но все больше становится детей, которые родились именно от суррогатной матери. Поэтому вопросы, возникающие в правовых, православных, юридических, морально-этических рамках, должны как можно активнее обсуждаться, чтобы попытаться предвидеть и предотвратить нежелательные последствия. Большинство опрошенных нами респондентов считает, что суррогатное материнство - не единственный вариант решения проблемы бесплодия, к которому нужно прибегать исключительно из медицинских показаний. Мы должны беречь и не обесценивать такие важные понятия как «материнство», «мама», «папа», «родители», «дети». Переводя воспроизводство детей на коммерческие рельсы, человечество неизбежно столкнется с дегуманизацией общества, разрушением социально-важных аспектов. Результатом этого может стать крах институтов семьи, материнства и детства, гибели человечества как высоко духовной цивилизации.

About the authors

Y V Kondusova

Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko

Email: kondusova_yuliya@mail.ru

A V Kryuchkova

Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko


E S Grosheva

Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko


I A Poletaeva

Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko


A M Knyazeva

Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko


References

  1. Лебедев С В. Правовые комментарии к законодательству по вопросам сурматеринства http://www. probirka. org /surrogatnieprogrammy/ 165-sm-kommentary.html
  2. Соколова Н.А. Суррогатное материнство в новом законопроекте об охране здоровья: «зеленый свет» торговле детьми // Демография.ру, 07.07.2011.
  3. Суррогатное материнство / Материал из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki

Statistics

Views

Abstract - 2

PDF (Russian) - 2

Article Metrics

Metrics Loading ...

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies