THE PARTICIPATION OF THE CHURCH IN THE ORGANIZATION OF CARE FOR PATIENTS AND DISABLED PEOPLE IN THE XVII-XVIII CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF VORONEZH DIOCESE)
- Authors: Komolova EV1
-
Affiliations:
- Voronezh branch of Russian state social University
- Issue: Vol 9, No 1 (2006)
- Pages: 193-196
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2070-9277/article/view/1514
- DOI: https://doi.org/10.18499/2070-9277-2006-9-1-193-196
Cite item
Full Text
Abstract
Examines the historical aspects of the Church's involvement in charitable aid to the sick and the disabled.
Full Text
Религиозная деятельность, осуществляемая церковью, помимо культовой (связанной с отправлением обрядов) включает в себя и внекультовую, которая реализуется в двух сферах: духовной и практической. Последняя включает в себя милосердие и благотворительность, которые являются традиционными сферами сотрудничества церкви, общества и светской власти. Церковь и государство совместно осуществляли благотворительную деятельность, предпринимая шаги по организации больниц, богаделен и других заведений для нуждающихся. В этом вопросе наибольшую долю нагрузки брали на себя монастыри. Согласно нормам христианства смысл основания монастыря состоял в желании отказаться от земных благ ради служения Богу. Однако с этой целью возникли лишь немногие монастыри в XVII в. на юге России: Елецкий на Каменной горе, Красногорский Лебедянский, Острогожский Пятницкий. В большинстве же случаев монашество принималось по иным причинам. Это можно видеть из достаточно обширных источников пополнения братии монастырей. В монастыри постригались чаще старые или больные люди, бывшие военные, получившие тяжелые увечья, и их вдовы. Часто монашество принимали в старости. Эта цель была основной при возникновении монастырей - Борщевского, Семилуцкого, Покровского, Даншинского, Донецкого Предтечева, Мигулинского, Усть-Медведицкого, Кременского, Шатрищегорского. Таким образом, монастыри стали как бы первыми «домами престарелых» или «геронтологическими центрами». Кроме этого в монастыри постригались инвалиды. И поскольку приютов тогда не было, то их заменяли монастыри, многие из которых и основывались с этой целью. Монастыри можно считать первыми «реабилитационными центрами» для инвалидов. Одним из методов реабилитации в монастырях была трудотерапия. Местное население по мере своих возможностей помогало при устроении и содержании монастыря. Например, строительство нового женского монастыря в Усмани было сопряжено с большими расходами, которые необеспеченное население не могло разделить. Поэтому старицы и вдовы стали хлопотать об устроении для них хотя бы богадельни. Богадельня была учреждена в 1667 г. и позже переросла в женский монастырь. Семилуцкий монастырь получил при своем основании название «больничного», потому что «постригаются полоняники выходя из полону раненые и увечные». Здесь поправляли здоровье и иноки воронежских монастырей. Эта обитель содержалась на средства местного населения. Она вполне может считаться одной из первых больниц в воронежском крае. Воронежский Покровский монастырь был пристанищем для казачьих вдов. Донское казачество не раз выступало с ходатайством перед правительством за этот монастырь. В XVIII в. монастырям, которые считались средоточиями просвещения и нравственности, Петр I посчитал возможным добавить более практические функции, чем «прославление Божьего имени», превратив их в инвалидные дома, богадельни и больницы. В монастырях впоследствии стали содержаться душевнобольные, невменяемые и сексуальные преступники, пьяницы и др.. Подобную политику Петр проводил и в отношении церквей. Еще в XVII в. при всей бедности храмов встречались начатки благотворительности. При воронежских Покровской и Рождественской церквях в 1615 г. упоминались по две кельи нищих, которые «питаются от церкви Божии» , при Ильинской церкви в 1629 г. - 8 дворов нищих. В окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. при Успенском монастыре было 10 дворов «вдовьих» и 32 двора нищих. При соборной Благовещенской церкви существовала богадельня. В ноябре 1715 г. азовскому генерал-губернатору Ф.М. Апраксину был послан указ Петра I, который предписывал организовать при церквях госпитали для сохранения «зазорных младенцев», которых жены и девки рождают беззаконно и стыда ради «отметывают». Необходимо было объявить им, чтобы они приносили детей к госпиталям и клали тайно в окно, поскольку в случае убийства младенцев им грозила смертная казнь. Содержать госпитали предполагалось из неокладных доходов. В 1758 г. в Воронежской губернии было приказано построить богадельни для раненых и увечных солдат. В 1779 г. в г. Задонске из-за недостатка городских строений больница была помещена в монастырских зданиях. Помимо этого со всех епархий, в том числе и Воронежской ежегодно собирались «лазаретные деньги» (на устройство военных госпиталей и лечение раненых солдат). Надо сказать, что из Воронежской епархии эти деньги присылались исправно, в отличие, например, от соседней Белгородской, откуда они не присылались совсем. Так, из Воронежской епархии в Синод было прислано лазаретных денег: в 1718 г. - 572 р. 50 к., в 1719 г. - 596 р. 67 к., в 1720 г. - 618 р. 97 к., в 1721 г. - 570 р. 96 к.. Благотворительность была одной из важнейших сфер деятельности воронежских архиереев. На религиозные праздники (Пасху и Рождество) архиереи имели обыкновение посылать подаяние в богадельни. А епископ Тихон Задонский часто и не по праздникам посылал в Елец келейника с милостыней в богадельни. Бедным и нищим был к нему свободный доступ во всякое время. Нищих стекалось к Тихону I множество, и всем он раздавал милостыню. Заболевших Тихон I мог принять в свою келью и держать до выздоровления. Однако не всегда все зависело от архиереев. По штату 1764 г. при Воронежском архиерейском доме положено быть богадельне на 25 человек «с жалованьем на каждого по 5 руб. в год». Но богадельни не было, и деньги на нее не выдавались. Епископ Тихон III в 1783 г. обращался в Воронежскому и Харьковскому генерал-губернатору В.Черткову с сообщением, в котором говорилось, что бедные, престарелые и больные «не могущие иметь призрения» нередко приходят к нему с просьбой определить им «пристанище и пропитание», но он вынужден им отказывать, так как богадельни построено не было. Тихон III просил рассмотреть возможность выделения необходимых средств на ее построение и даже, более того, требовал выдачи всех причитающихся на богадельню денег с 1764 г. по 1783 г. (2375 руб. по 125 р. в год). Эта просьба Епископа Тихона III была передана В.Чертковым в Сенат, откуда последовал такой ответ: «постройку для убогих богаделенного дома и призрение оных оставить по принадлежности рассмотрению воронежского наместничества приказу общественного призрения». В 1798 г. ассигнование несуществующей богадельни при Воронежском архиерейском доме Синодом было увеличено вдвое и стало составлять 250 р. Но, сообщая об этом воронежскому епископу Мефодию, Синод в тоже время спрашивал, существует ли богадельня и если нет, то когда упразднена. Получив ответ, что при Воронежском архиерейском доме богадельни никогда не было, Синод предписал Мефодию приложить «пастырское свое попечение о учреждении оной при монастырях», поручая настоятелям тех монастырей «иметь оных богаделенных под своим присмотром». Если же при монастырях не окажется подходящих для богадельни зданий, то предписывалось «устроить» новые. Через несколько месяцев Мефодий сообщал, что богадельни учреждены в Богородицком Задонском на 13 человек (мужчин) и на 12 человек (женщин) в Воронежском Покровском девичьем монастырях. С 1793 г. стала отпускаться сумма на содержание больницы «для немоществующаго монашеского чина», находящегося при архиерейском доме. В 1793 г. на эти цели высылалось 40 руб., в 1798 г. - 100 руб.. Стоит отметить, что сегодня церковь продолжает традиции помощи больным и инвалидам. В Воронеже при епархии создано научно-просветительское общество православных врачей имени святителя Антония (Смирницкого). Оно объединяет врачей различных специальностей, психологов, биологов, студентов медицинских вузов. Врачи этого общества посещают удаленные сельские приходы, безвозмездно помогая нуждающимся в медицинской помощи. 11 февраля 2006 г. такая благотворительная акция проводилась в селе Урыв на базе местной больницы. 11 ноября 2005 г. Воронежская епархия совместно с Воронежской медицинской академией и научно-просветительской организацией православных врачей провели на базе Воронежской государственной медицинской академии духовно-медицинскую конференцию «Взаимодействие Церкви и медицины». В ее программу были включены доклады практикующих медиков, пастырей, психологов на разную тематику, в частности о нравственных парадигмах медицины, медицинских методиках с точки зрения православного вероучения, религиозном воздействии при лечении психических заболеваний и др.. Помимо этого в различных медицинских учреждениях организуется ряд встреч с представителями духовенства. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил 27 апреля 2006 г. специальную коррекционную школу интернат № 9 г. Воронежа для воспитанников с отклонением в развитии. В середине 90-х годов прошлого века в интернате стали проводиться занятия по Основам Православия, а затем сооружен домовый храм. В марте 2006 г. настоятель Никольского храма пос. Рамонь протоиерей А.Киняк с прихожанами посетили психо-неврологическтй диспансер в пос. Бор. Настоятель храма Иоанна Богослова с. Нижний Мамон Верхнемамонского района иерей В.Яковлев «окормляет болящих», находящихся на излечении в больнице села, по договоренности с руководством медицинского учреждения. В 2006 г. в г. Борисоглебска состоялся ряд встреч членов местной организации Всероссийского общества слепых с клириками Борисоглебского благочиния. Во время общения были разрешены многие вопрос, в частности - обеспечения слабовидящих аудиокассетами с церковными песнопениями. Таким образом, церковь оказывала практическую помощь государству в организации больниц, госпиталей, инвалидных домов, богаделен. Более того, при отсутствии специально организованных больниц на юге России в этот период роль монастырей как первых госпиталей особенно ценна. Кроме практического аспекта здесь можно выделить и духовный, а именно реализацию церковью компенсаторной функции религии, которая состояла в том, чтобы облегчить верующим тяготы и переживания. Человек, нуждаясь в эмоциональном утешении перед лицом неопределенности, физического и душевного страдания, насилия и материальной нужды, мог получить в храме или монастыре необходимую помощь, в том числе и медицинскую.×
References
- Атеистический словарь / Под ред. М.П. Новикова. М., 1985. С. 126.
- ГАВО. Ф. И-184. Оп. 1. Д. 1. Л. 7 об.
- Никольский П.В. Монашество на Дону // Воронежская старина. Воронеж, 1907. Вып. 6. С. 54-55.
- Княжинский Б. Успенский девичий монастырь в г. Усмани, упраздненный в XVII столетии // Воронежская старина. Вып. 14. С. 170.
- Семилуцкий Спасопреображенский монастырь // Воронежские епархиальные ведомости. 1883. № 17. С. 682.
- Зверев С.Е. Древние акты Воронежского Покровского девичьего монастыря. Рязань, 1890. С. 36.
- Материалы по истории монашества на Дону: Обзор грамот Коллегии Экономии / Сост. П. Никольский // Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 2. С. 155-156.
- Введенский С.Н. Св. Митрофан Воронежский как церковный и государственный деятель эпохи преобразований // Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. С. 82.
- Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М, 2002. С. 96-97.
- Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1891. Т. 2. С. 2.
- Там же. С. 5.
- Окладные книги Рязанской митрополии 1676 г. // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 105.
- РГАДА. Ф. 248. Кн. 63. Л. 707-708.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1995. Кн. 18. С. 432.
- Карнович Б.Г. Св. Тихон I-й епископ Воронежский и Елецкий // Воронежский юбилейный сборник в память 300-летия г. Воронежа. Воронеж, 1886. Т. 1. С. 61.
- ОДиД. СПб., 1897. Т. 5. С. 224 и прил.
- Там же. С. 56-61.
- Олейников Т.М. Воронежский архиерейский дом в XVII-XVIII вв. // Воронежская старина. Воронеж, 1913. Вып. 12. С. 321.
- http://www.vob.ru/news/2006/02/pismo.htm
- http://bible.startua.com/news/r/19259
- Копылов В. Пасхальная радость в интернате. - (http://www.vob.ru/)