EUTHANASIA AS A MEDICO-SOCIAL PROBLEM
- Authors: Sviridov AS1
-
Affiliations:
- Voronezh State Medical Academy
- Issue: No 60 (2015)
- Pages: 87-91
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/1990-472X/article/view/4792
- DOI: https://doi.org/10.18499/1990-472X-2015-0-60-87-91
Cite item
Full Text
Abstract
In this article euthanasia is taken up as a medical and social problem. It raises a question, if it is ethical for a doctor to practice euthanasia. The paper looks into the problem of euthanasia prohibition as an attempt to protect a doctor from a crime and it has not only a practical but also a symbolic significance for maintaining a social status of medicine. According to the article legalization of euthanasia can damage the profession of physician and a society as a whole, therefore it cannot be justified.
Keywords
Full Text
В конце XX века человечество столкнулось с принципиально новыми проблемами, порождёнными бурным развитием науки и общества и неготовностью людей к их морально-этическому решению. В 70-х годах прошлого века в Соединённых Штатах Америки сформировалась новая философия, пытающаяся найти и обосновать моральные стандарты по отношению ко всему феномену жизни на планете. Речь идёт о «праве на смерть» и эвтаназии, критериях жизни и «лёгкой смерти». Во всём цивилизованном мире развернулись острые дискуссии о праве человека на смерть, о допустимости легализации умерщвления больных. Вопросы эвтаназии становятся частью культуры современного человека. Перечислим некоторые из них. Необходимо ли бороться за жизнь? Эвтаназия - это милосердие или грех? Может ли убийство быть моральным? Кто должен осуществлять эвтаназию? Есть ли альтернатива эвтаназии? Проблема эвтаназии обсуждается и является предметом спора и в социологии, и в психологии, и в юриспруденции, и в философии, и, наконец, в медицине. Со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это». С недавнего времени, однако, у врачей всё чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти. Как обществу следует относиться к этой тенденции? Как к освобождению от устаревших запретов или как к некой вседозволенности, которая одновременно неверна с моральной точки зрения и опасна для нашего общества на практике? В медицинском плане утолить боль можно всегда. Развитие анальгетической фармакологии, лучшее понимание эффектов анальгезии и оптимальных условий её использования способствуют тому, что врач в наши дни более оснащён препаратами и владеет широким спектром методов работы в этой области. Часто боль, «стойкая к обезболиванию», возникает вследствие изначально неправильного болеутоления и недостаточной дозировки. Утолить боль фармакологическим методом возможно, но одного этого недостаточно. Драма большинства пациентов, находящихся в терминальном состоянии, носит, в основном, социально-психологический характер: они чувствуют себя покинутыми не только врачом, а часто и родственниками. И как раз в такой момент приходит мысль об эвтаназии, просьба о которой, по своей сути, есть крик о помощи. Но сегодня находятся такие врачи, которые используют анальгетики в огромных дозах для того, чтобы под прикрытием обезболивания произвести настоящую эвтаназию. Более того, известны случаи (надо признать, что они пока редки), когда врачи формируют у больного в терминальном состоянии мнение об эвтаназии как о единственно верном решении. Они оказывают психологическое давление, пользуясь своим авторитетом и тем, что, зачастую, врач - единственный, кому в данный момент вообще можно доверять. Как правило, такой «уговор» - это тайна двоих: пациента и врача. Когда же пациента не станет, врач продолжает свою практику, и наказания не последует, так как единственный свидетель, являясь ещё и самоубийцей, уже никогда ничего никому не скажет. Общественное мнение об отношении к эвтаназии и в России, и в странах ближнего зарубежья за последние 10-15 лет претерпело значительные изменения. Убежденных сторонников эвтаназии среди врачей, к сожалению, становится всё больше. Об этом свидетельствуют последние социологические исследования. Например, в столице Казахстана Астане было проведено социологическое исследование, целью которого было изучение мнений врачей об эвтаназии. Среди опрошенных - практикующие врачи, преподаватели Медицинской академии, сотрудники Министерства здравоохранения, фельдшеры и медицинские сёстры. Возрастной состав респондентов следующий: медицинские работники до 29 лет составили 52,6%, в возрасте 30-39 лет - 21,7%, 40-49 лет - 15,5%, 50 лет и старше - 10,2%. Анализ анкет показал, что 42,5% врачей поддерживают эвтаназию, отвергают 37,6%, затрудняются с ответом - 19,9%. На вопрос «Смогли бы вы собственноручно прекратить жизнь безнадёжно больного?» 18,5% врачей ответили «да», 54,1% - нет и 27, 4% - затруднились с ответом [1]. Таким образом, становится ясно, что большинством врачей эвтаназия одобряется, но исполнять её, по их мнению, должен кто-то другой. Может быть, палач? Известнейший отечественный юрист А. Кони, практиковавший до революции и обращавшийся к исследованию разных проблем, имевших социальное и правовое значение, считал возможным допустить эвтаназию в медицинскую практику, правда при наличии и строгом соблюдении следующих условий: - сознательные и устойчивые просьбы больного; - невозможность облегчить страдания больного известными средствами; - точная доказанность невозможности спасти жизнь больного и единогласное коллегиальное решение врачей об этом; - предварительное уведомление органов прокуратуры [5]. А. Кони в одном из своих выступлений называл типы самоубийств, «понятных с нравственной точки зрения». Он пишет: «Сюда же можно отнести редкие самоубийства, совершаемые в состоянии тяжкой неизлечимой болезни, мучительной для окружающих, ложащейся на них тяжким бременем, истощающим их трудовые и душевные силы. Тут руководящим мотивом является сознательный альтруизм» [5]. Однако, в своей статье «Самоубийство в законе и жизни», А. Кони противоречит себе: «Осуществление желания «уйти» идёт вразрез с естественным чувством самосохранения...» [5]. Если противники эвтаназии проиграют борьбу сторонникам эвтаназии, то в России могут наступить времена, когда, как в современной Бельгии, в аптеках будут продаваться наборы для эвтаназии - одноразовый шприц с ядом. В апреле 2005 года в этой стране в продаже появились эти наборы. Стоимость такого набора в пластиковом контейнере составляет 60 евро. Продажа «наборов искусственной смерти» должна облегчить подготовку к процедуре эвтаназии семейным врачам, которые, согласно официальной статистике, в 40% случаев проводят эвтаназию на дому у пациента. С каждым годом жертв эвтаназии всё больше и больше. Увеличивается и количество судебных разбирательств, связанных с эвтаназией, так как становятся известны случаи откровенных убийств под прикрытием данной процедуры [4]. В России сдерживающим фактором является юридическая поддержка. В статье 45 Уголовного кодекса под недвусмысленным названием «Запрещение эвтаназии» было записано, что удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти «какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни» [3] медперсоналу запрещается. Лицо, осуществляющее эвтаназию или побуждающее больного к эвтаназии, несет уголовную ответственность. Этический кодекс российского врача в статье 14 предусматривает: «Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии». В современном общественном мнении проблема эвтаназии становится ключевой. Её осмысливают и обсуждают на всех уровнях государственной и общественной жизни. В биомедицинской этике эвтаназия рассматривается как первая проблема научного изучения человека и условий его жизнедеятельности, ибо она «пропускает через себя» все остальные проблемы вмешательства людей, прежде всего медиков, в естественные процессы жизни человека. Цивилизованному обществу не должна быть безразлична человеческая жизнь. Необходимо развить такое самосознание в обществе, которое позволило бы ему понять, что врач-специалист исторически давно помогает человеку родиться, что врач-специалист помогает человеку всю его жизнь оставаться здоровым и он, врач-специалист, никак не может помогать в самоубийстве больных. Задача социологии и сверхзадача медицины - сохранение жизни и процветание общества - совпадают в биоэтике. Биоэтика - современная форма профессиональной биомедицинской этики, в которой морально-этические проблемы медицины рассматриваются в контексте прав человека, члена общества. Основным моральным принципом биоэтики является принцип уважения прав человека, т.е. принцип уважения автономии пациента, его достоинства и социальной целостности. В биоэтике остро ставится вопрос об участии пациента в принятии врачебного решения. В медицине проблема личности и его окружения стоит так же остро, как в социологии. Носителем человеческого достоинства является каждый, независимо от его социального статуса и финансовых возможностей. Биоэтика выступает как основной способ разрешения конфликтов и нравственных дилемм на стыке медицины и социологии. Биоэтику нужно понимать не только как область знаний, но и как формирующийся социальный институт, который предполагает наличие этических комитетов при больницах, научно-исследовательских институтах. Специализированные биоэтические организации должны включать в себя наряду с медиками и юристов, и психологов, и социологов. Основная задача - выработка рекомендаций по решению конфликтных ситуаций на стыке медицины и социологии, медицины и юриспруденции. В рамках биоэтики происходит формирование системы гуманистических принципов поведения учёных и медиков на основе общечеловеческих ценностей. Уважение к человеческому достоинству всегда связано с признанием свободы личности делать выбор в соответствии с её духовными ценностями. Биоэтика, как социальный институт, признаёт не только субъективно-личностное, но и объективно-социальное измерение возникающих проблем. Речь идёт о социальных последствиях политики, которая будет допускать врачебные действия, заведомо приводящие к смерти больного. Остаётся открытым вопрос, этично ли для врача согласие на осуществление эвтаназии. Разрешение эвтаназии несовместимо с издавна существующим запретом для врачей убивать своих больных. Доверие общества к врачам базируется на том, что медицина призвана исцелять и её возможности не должны использоваться для приближения смерти. Запрещение убийства является попыткой защитить врача от зла и имеет не только практическое, но и символическое значение - для сохранения социального статуса медицины. В определённых случаях «поддерживаемое врачом самоубийство или проведение эвтаназии может выглядеть с его субъективно-личностных позиций милосердным, однако с объективно-социальных позиций эта деятельность может нанести вред медицинской профессии в частности и обществу в целом, а поэтому не может быть оправдана» [2]. Биоэтика требует выработки определённого отношения человека к смерти. Медикализация современной культуры приводит к проблеме допустимости или недопустимости эвтаназии, как тихой «блаженной» смерти или как умышленного умерщвления безнадёжных больных. По определению видно, что эвтаназия - одна из острейших и противоречивых проблем биоэтики. Традиционно понятие врача связано с исцелением людей от болезней и травм, с устранением страданий и сохранением жизни. Вовлечение врача в медицинские вмешательства, приводящие к смерти больного, станут разрушительными для самой медицины. Убежденных сторонников эвтаназии среди врачей, к сожалению, становится всё больше. Об этом свидетельствуют последние социологические исследования. Задача социальной медицины состоит в том, чтобы не допустить легализации эвтаназии в России. И первым шагом должна стать борьба за голоса и сердца людей, в первую очередь, врачей. Именно врачи ставят диагноз, прописывают лечение, информируют пациента о его состоянии и имеют большой кредит доверия у больных и их родственников. Задача социологии и сверхзадача медицины - сохранение жизни и процветание общества совпадают в биоэтике. Биоэтика - современная форма профессиональной биомедицинской этики, в которой морально-этические проблемы медицины рассматриваются в контексте прав человека, члена общества.×
References
- Карп Л. Л. Проблема эвтаназии: «за» и «против» / Л. Л. Карп, Т.Б. Потапчук // Социс. - 2010. - № 2. - С. 135-138.
- Кашапов Ф.А. Философские основания биоэтики: диссертация на соискание ученой степени доктора филос. наук / Ф.А. Кашапов. Челябинск. - 2006. - 380 с.
- Конституция Российской Федерации. М.: Тандем, 2000. 40 с.
- Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине / А.Я. Иванюшкин. М.: Медицина. - 2009. -№1 - 30 с.
- Кони А.Ф. Собрание сочинений: в 8 т. / А.Ф. Кони. М.: Юридическая литература. - 1966. - Т. 4. Самоубийство в законе и жизни. - 480 с.