THE NUCLEAR HEXAGRAMS AND A PROCESS OF THE REVERSE DEVELOPMENT OF 64 HEXAGRAMS SYSTEM TO THE GRAND TERMINUS (GENERAL METHODICAL AND MEDICAL ASPECTS)


Cite item

Abstract

The work contains a deep research in nuclear hexagrams. The general methodological and medical sense of nuclear hexagrams is considered. A scheme representing the process of the reverse development of 64 hexagram system of Taiji is offered. 4 groups and 16 main subgroups of hexagrams are determined with a common nuclear structure.

Full Text

Символы шестидесяти четырех гексаграмм содержаться в «Каноне перемен» и благодаря своим особенностям используются далее в качестве универсальных графических моделей традиционной китайской науки, встречаясь в различных прикладных дисциплинах [1]. Рассматривая шестьдесят четыре гексаграммы И Цзин в аспекте графических моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки (БАТ), возникает возможность построения многоуровневых моделей лечебного воздействия. На основе четырех центральных линий/черт «коренных гексаграмм» (бэнь гуа) формируются «вплетенные гексаграммы» (ху гуа). При этом вторая, третья и четвертая линии/ черты составляют нижнюю триграмму, а третья, четвертая и пятая линии/черты образуют верхнюю триграмму вплетенной гексаграммы [6; 11; 12]. Вплетенные гексаграммы представляют собой особую категорию фигур - гуа, выявляющих внутреннюю основу и скрытую сущность шестидесяти четырех гексаграмм. Ху гуа почти всегда является совершенно новой гексаграммой, имеющей собственное субстанциально-символическое содержание. Исключение составляют две гексаграммы - Цянь «Творчество» и Кунь «Исполнение», когда ху гуа полностью совпадает с бэнь гуа [6]. Рассматривая процесс формирования отдельных вплетенных гексаграмм, следует отметить две гексаграммы № 63 Цзи цзи и № 64 Вэй Цзи. Построение ху гуа на основе центральных линий/черт данных гексаграмм обнаруживает интересную закономерность: бэнь гуа № 63 Цзи цзи формирует ху гуа № 64 Вэй цзи, а бэнь гуа № 64 Вэй цзи - ху гуа № 63 Цзи цзи. Эти две гексаграммы преобразуются, как бы воспроизводя друг друга. При этом, если продолжать процесс последовательного построения ху гуа на основе четырех центральных линий/черт предшествующей гексаграммы, то формируется бесконечная последовательность взаимопревращения двух гексаграмм: бэнь гуа № 63 Цзи цзи - ху гуа № 64 Вэй цзи, бэнь гуа № 64 Вэй цзи - ху гуа № 63 Цзи цзи, бэнь гуа № 63 Цзи цзи - ху гуа № 64 Вэй цзи и т. д. Во вплетенной гексаграмме следует выделять составляющие ее триграммы, которые именуются центральными триграммами, так как образуются на основе четырех центральных линий/черт коренной гексаграммы. В некоторых случаях потребуется учитывать параметры центральных триграмм, определяющие характер их взаимодействия с триграммами «тело» (ти) и «функция» (юн) коренной гексаграммы [8]. Фигура «тело» символически представляет структуру клеток и тканей, а фигура «функция» - функции органов и систем человеческого организма [2]. С точки зрения традиционной китайской медицины (ТКМ) вплетенные гексаграммы и центральные триграммы указывают на корни заболевания, скрытые под поверхностной симптоматикой. Ху гуа символически отражает каузальную этиологию заболевания, указывая на первоначальное повреждающее искривление гомеостаза организма, которое определяет уязвимость человека при воздействии патогенных факторов [12]. Концепцию последовательного формирования вплетенных гексаграмм также применяет M. Shima [12], интерпретируя ее особым образом в некоторой степени отличающимся от наших представлений об этом процессе «… если продолжать создавать новые «скрытые» гексаграммы из «ядерных» триграмм в пределах каждой предшествующей гексаграммы, то все они в конце концов станут либо Кунь, либо Цянь. Другими словами все они сворачиваются до инь или ян. Что предполагает, что корень всех болезней в дисбалансе инь и ян, которые в человеческом организме первично проявляются как ци и кровь». Наши исследования процесса последовательного формирования вплетенных гексаграмм показали, что шестьдесят четыре гексаграммы субстанциально - символически взаимосвязаны с четырьмя вплетенными гексаграммами № 1 Цянь («Творчество»), № 2 Кунь («Исполнение»), № 63 Цзи цзи («Уже конец») и № 64 Вэй цзи («Еще не конец»). Дальнейшее формирование вплетенных гексаграмм на основе центральных триграмм данных гексаграмм осуществляется особым образом. При этом гексаграммы № 1 Цянь и № 2 Кунь не образуют новых фигур, в данном случае вплетенные гексаграммы полностью совпадают с коренными. Гексаграммы № 63 Цзи цзи и № 64 Вэй цзи формируют бесконечную последовательность, чередуясь, бесконечно воспроизводят друг друга. Таким образом, формируется бесконечный круг взаимопревращений гексаграмм № 63 Цзи цзи и № 64 Вэй цзи, составленных триграммами Кань и Ли. Процесс бесконечного циклического изменения гексаграмм № 63 Цзи цзи и № 64 Вэй цзи символически представляет собой концепцию «Великого предела». «Великий предел», традиционно изображается в виде круга, разделенного волнообразной чертой, в котором имеются темная и светлая область, ян - светлая часть и инь - темная часть. В каждой из частей потенциально содержится противоположный принцип, представленный двумя точками - светлой и темной. Часть круга Тай цзи с белой точкой в черной области соответствует триграмме Кань, а триграмме Ли соответствует сектор круга с черной точкой в светлой области [5]. По нашему мнению, последовательное формирование вплетенных гексаграмм приводит к сворачиванию шестидесяти четырех гексаграмм до уровня восьми триграмм (ба гуа), четырех символов (сы сян), двух образов (лян и - инь и ян) и в конечном итоге приводит к «Великому пределу». Данные положения, разработаны на основе, составленной ранее (Т. П. Чибисов, 2003), схемы. Указанная схема, графически представляет процесс обратного развития системы шестидесяти четырех гексаграмм до уровня «Великого предела» (Тай цзи) (см. рис.) Рис. Схема последовательного формирования вплетенных гексаграмм и процесса обратного развития системы шестидесяти четырех гексаграмм до «Великого предела» (Тай цзи) Основой для построения данной схемы служит один из наиболее ранних вариантов изображения схемы «Великого предела» в виде точки с концентрически расширяющимися окружностями [1]. Гексаграммы имеют двойное числовое значение, в соответствии с порядками Фу Си и Вэнь Вана [1; 5; 6; 10]. Ближе к центру схемы - «Великому пределу», указаны номера гексаграмм в последовательности, приписываемой Фу Си. Именно круговое расположение гексаграмм в порядке Фу Си использовалось в качестве образца при расстановке шестидесяти четырех гексаграмм на внешней окружности и шестнадцати вплетенных гексаграмм на следующей к центру окружности. Окончательное положение гексаграмм соответствует авторскому взгляду на процесс сворачивания схемы шестидесяти четырех гексаграмм. В современном расположении гексаграмм канонической части И цзин используется порядок Вэнь Вана, учитывая это, в тексте настоящей статьи гексаграммы пронумерованы соответственно последовательности Вэнь Вана. Следующее направление в исследовании последовательного процесса формирования вплетенных гексаграмм заключается в установлении и идентификации ядра гексаграмм. Внутреннее субстанциально символическое ядро шестидесяти четырех гексаграмм представлено четырьмя центральными линиями/чертами, наложенными друг на друга. Mondo Secter (1993), предлагает четыре модели для идентификации шестнадцати вплетенных гексаграмм [11]. При рассмотрении четырех центральных линий/черт шестидесяти четырех гексаграмм, мне удалось установить шестнадцать фигур (тетраграмм). Шестнадцать фигур представляют все возможные варианты комбинаций из четырех линий/черт, представленных непрерывной - янской и прерывистой - (иньской) линиями/чертами. Таким образом, выделяются шестнадцать тетраграмм, являющихся субстанциально - символическим ядром шестидесяти четырех гексаграмм. Шестнадцать тетраграмм являются составной частью системы восьмидесяти одной тетраграммы «Канона Великой Тайны» (Тай сюань цзин) [3]. Тетраграммы Ян Сюна представляют собой фигуры, состоящие из трех типов линий/черт - прерывистой, непрерывной и дважды прерванной. При этом шестнадцать тетраграмм составлены при помощи всего двух типов линий/черт - прерывистой и непрерывной. Данные тетраграммы, использовались далее для идентификации ядра шестидесяти четырех гексаграмм. На основе общего строения ядра определены шестнадцать главных подгрупп гексаграмм. Подгруппа № 1 Чжун («Центр») состоит из гексаграмм № 1 Цянь («Творчество»), № 28 Да го («Переразвитие великого»), № 43 Гуай («Выход») и № 44 Гоу («Переченье»). Подгруппа № 2 Чжоу («Окружение») включает в себя гексаграммы № 13 Тун жэнь («Родня»), № 31 Сянь («Взаимодействие»), № 33 Дунь («Бегство») и № 49 («Смена»). Подгруппа № 4 Сянь («Преграда») - гексаграммы № 6 Сун («Тяжба»), № 10 Люй («Наступление»), № 47 Кунь («Истощение») и № 58 Дуй («Радость»). Подгруппа № 5 Шао («Наименьший») - гексаграммы № 12 Пи («Упадок»), № 17 Суй («Последование»), № 25 У ван («Беспорочность») и № 45 Цуй («Воссоединение»). Подгруппа № 10 Сянь («Хвала») - гексаграммы № 5 Сюй («Необходимость ждать»), № 9 Сяо чу («Воспитание малым»), № 48 Цзин («Колодец») и № 57 Сунь («Проникновение»). Подгруппа № 11 Ча («Ошибка») - гексаграммы № 37 Цзя жэнь («Домашние»), № 39 Хуань («Препятствие»), № 53 Цзянь («Течение») и № 63 Цзи цзи («Уже конец»). Подгруппа № 13 Цзэн («Возрастание») - гексаграммы № 29 Кань («Повторная опасность»), № 59 Хуань («Раздробление»), №60 Цзе («Ограничение») и № 61 Чжун фу («Внутренняя правда»). Подгруппа № 14 Жуй («Острота») - гексаграммы № 3 Чжунь («Начальная трудность»), № 8 Би («Приближение»), № 20 Гуань («Созерцание») и № 42 И («Преумножение»). Подгруппа № 28 Гэн («Перемена») - гексаграммы № 14 Да ю («Обладание великим»), № 32 Хэн («Постоянство»), № 34 Да Чжуан («Мощь великого») и №50 Дин («Жертвенник»). Подгруппа № 29 Дуань («Отделение») - гексаграммы № 30 Ли («Сияние»), № 55 Фэн («Изобилие»), № 56 Люй («Странствие») и № 62 Сяо го («Переразвитие малого»). Подгруппа № 31 Чжуан («Притворство») - гексаграммы № 38 Куй («Разлад»), № 40 Цзе («Разрешение»), № 54 Гуй мэй («Невеста») и № 64 Вэй цзи («Еще не конец») (64). Подгруппа № 32 Чжун («Множество») - гексаграммы № 16 Юй («Вольность»), № 21 Ши хо («Стиснутые зубы»), № 35 Цзинь («Восход») и № 51 Чжэнь («Молния»). Подгруппа № 37 Цзуй («Год») - гексаграммы № 11 Тай («Расцвет»), № 18 Гу («Исправление»), № 26 Да чу («Воспитание великим») и № 46 Шэн («Подъем»). Подгруппа № 38 Шэн («Изобилие») - гексаграммы № 15 Цянь («Смирение»), № 22 Би («Убранство»), № 36 Мин и («Ровный свет») и № 52 Гэнь («Сосредоточенность»). Подгруппа № 40 Фа («Закон») - гексаграммы № 4 Мэн («Недоразвитость»), № 7 Ши («Войско»), № 19 Линь («Посещение») и № 41 Сунь («Убыль»). Подгруппа № 41 Ин («Соответствие»), состоящая из гексаграмм № 2 Кунь («Исполнение»), № 23 Бо («Разорение»), № 24 Фу («Возврат») и № 27 И («Питание»). При сопоставлении вплетенных гексаграмм «второго порядка» с ядром коренных гексаграмм обнаруживается следующая закономерность: третья и четвертая линии/черты коренных гексаграмм формируют ядро вплетенных гексаграмм «первого порядка», на основе четырех линий/черт которого формируются вплетенные гексаграммы «второго порядка». Таким образом, ху гуа «второго порядка» образуются третьей и четвертой линиями/чертами коренных гексаграмм. Кроме того, третьи и четвертые линии/черты шестидесяти четырех гексаграмм, наложенные друг на друга представляют собой четыре символа (сы сян). На основе общего субстанциально - символического содержания третьей и четвертой линий/черт выделяются четыре группы гексаграмм: тай ян, шао инь, шао ян и тай инь. Группа тай ян - гексаграммы № 1 Цянь («Творчество»), № 13 Тун жэнь («Родня»), № 14 Да ю («Обладание великим»), № 28 Да го («Переразвитие великого»), № 30 Ли («Сияние»), № 31 Сянь («Взаимодействие»), № 32 Хэн («Постоянство»), № 33 Дунь («Бегство»), № 34 Да чжуан («Мощь великого»), № 43 Гуай («Выход»), № 44 Гоу («Переченье»), № 49 Гэ («Смена»), № 50 Дин («Жертвенник»), № 55 Фэн («Изобилие»), № 56 Люй («Странствие») и № 62 Сяо го («Переразвитие малого»). Группа шао инь - гексаграммы № 5 Сюй («Необходимость ждать»), № 9 Сяо чу («Воспитание малым»), № 11 Тай («Расцвет»), № 15 Цянь («Смирение»), № 18 Гу («Исправление»), № 22 Би («Убранство»), № 26 Да чу («Воспитание великим»), № 36 Мин и («Ровный свет»), № 37 Цзя жэнь («Домашние»), № 39 Цзянь («Препятствие»), № 46 Шэн («Подъем»), № 48 Цзин («Колодец»), № 52 Гэнь («Сосредоточенность»), № 53 Цзянь («Течение»), № 57 Сунь («Проникновение») и № 63 Цзи цзи («Уже конец»). Группа шао ян - гексаграммы № 6 Сун («Тяжба»), № 10 Люй («Наступление»), № 12 Пи («Упадок»), № 16 Юй («Вольность»), № 17 Суй («Последование»), № 21 Ши хо («Стиснутые зубы»), № 25 У ван («Беспорочность»), № 35 Цзинь («Восход»), № 38 Куй («Разлад»), № 40 Цзе («Разрешение»), № 45 Цуй («Воссоединение»), № 47 Кунь («Истощение»), № 51 Чжэнь («Молния»), № 54 Гуй мэй («Невеста»), № 58 Дуй («Радость») и № 64 Вэй цзи («Ещё не конец»). Группа тай инь - гексаграммы № 2 Кунь («Исполнение»), № 3 Чжунь («Начальная трудность»), № 4 Мэн («Недоразвитость»), № 7 Ши («Войско»), № 8 Би («Приближение»), № 19 Линь («Посещение»), № 20 Гуань («Созерцание»), № 23 Бо («Разорение»), № 24 Фу («Возврат»), № 27 И («Питание»), № 29 Кань («Повторная опасность»), № 41 Сунь («Убыль»), № 42 И («Преумножение»), № 59 Хуань («Раздробление»), № 60 Цзе («Ограничение») и № 61 Чжун фу («Внутренняя правда»). В результате проведенного исследования текста «классического Канона перемен» и «Медицинского И цзин» [6; 10; 11; 12] установлены общие и характерные свойства гексаграмм четырех групп [4; 7] и шестнадцати главных подгрупп [7]. Учитывая наличие общих свойств гексаграмм, разработаны оптимизированные модели хронопунктурного воздействия на биологически активные точки [7]. Следует иметь в виду, что гексаграммы И цзин, рассматриваемые как модели лечебного воздействия на организм человека, представляют собой точные, строго дифференцированные и универсальные схемы. Однако при практической реализации данных моделей необходимо в обязательном порядке учитывать все особенности и клинические показания к выбранному методу лечебного воздействия. Материалы исследования вплетенных гексаграмм, в адаптированном для врачей рефлексотерапевтов варианте, докладывались на семинаре Школы традиционной китайской медицины «Медицина Перемен» Мастера ТКМ А. И. Фалева [9]. Там же впервые продемонстрирована, составленная мной, «Схема последовательного формирования вплетенных гексаграмм и процесса обратного развития системы шестидесяти четырех гексаграмм до «Великого предела» (Тай цзи)». Далее схема была модифицирована и в настоящий момент представляет собой многоуровневые хронотопобиологические модели лечебного воздействия на организм человека [7], включающие в себя элементы двух канонических систем И цзин и Тай Сюан Цзин. Разработаны две базы данных: диагностическая «База данных модифицированных параметров анатомо-физиологических и морфо-функциональных параметров человеческого организма» и лечебно - диагностическая «База данных оптимизированных моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки 12 основных меридианов».
×

About the authors

T P Chibisov

The study of diagnostics and treatment “Orion”

References

  1. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература». 1993. - 432 с.
  2. Резников К. М. / Двухкомпонентная модель процессов восстановления структуры и функции при патологии // Прикладные информационные аспекты медицины: научно-практический журнал. - Воронеж ВГМА им. Н. Н. Бурденко, 2005. - Т. 8, № 1-2. С. 3-7.
  3. Уолтерс Дерек. «Книга Великой Тайны»: забытое дополнение к «Книге перемен». Пер. с англ. под ред. А. Костенко. - К.: «София». М.: ИД «Гелиос», 2002. - 224 с.
  4. Фалев А. И., Чибисов Т. П. / База данных модифицированных параметров анатомо-физиологических и морфо-функциональных параметров человеческого организма // № 2004620206 / зарегистрировано в Реестре баз данных 20 августа 2004 г.
  5. Чень Чжао. Хэ Сун и ло дянь нао чжэнь цзю сюе (Применение Хэ Суном принципа «Перемен» и ЭВМ в чжэнь цзю терапии). Тайбэй, 1982. - 187 с.
  6. Чжоу Цзинхуа. Дао И - Цзина. Пер. с англ. - К: «София», Ltd. 1996. - 368 с.
  7. Чибисов Т. П. / База данных оптимизированных моделей хронопунктурного воздействия на биологически активные точки 12 основных меридианов // № 2004620262 / Зарегистрировано в Реестре баз данных 10 ноября 2004 г.
  8. Чибисов Т. П. / Хронологические периоды воздействия на биологически активные точки (БАТ) // Прикладные информационные аспекты медицины: научно-практический журнал. - Воронеж ВГМА им. Н. Н. Бурденко, 2005. - Т. 8, № 1-2. С. 125 - 133.
  9. Чибисов Т. П. Семинар Школы традиционной китайской медицины Мастера ТКМ А. И. Фалева «Медицина Перемен» / Методология «Канона перемен» в традиционной китайской чжэнь - цзю терапии. М., 2004.
  10. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен»: 2-е изд., испр. И доп. Под редакцией А. И. Кобзева. Составление, статьи, био- и библиография А. И. Кобзева, предисл. к 1-му изд. Н. И. Конролда, статьи В. А. Алексеева, примеч. А. И. Кобзева и Н. И. Конролда. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 606 с.: ил.
  11. Mondo Secter. I Ching clarified. Published by the Charles E. Tuttle Company, Inc. Boston, Massachusetts, 1993. - 172 p.
  12. Miki Shima. The medical I Ching: Oracle of the Healer Within. Published by: Blue Poppy Press. A Division of Blue Poppy Enterprises, Inc. Doulder, CO, 2004. - 224 p.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies