ROLE OF MICROBIOLOGICAL MONITORING IN ALMATY MULTIDISCIPLINARY HOSPITAL


Cite item

Abstract

Microbiological monitoring is the most important component of the epidemiological safety of the medical and diagnostic process, an integral part of the process of providing epidemiological surveillance for infections associated with the provision of medical care [1].

Purpose. Determine the effectiveness of microbiological monitoring of patients, study the microbiological spectrum and resistance of microflora to antibiotics with the study of the antibiotic graph.

Materials and methods. Data on antimicrobial sensitivity of microorganism strains isolated from the wound compartment (55 patients) and sputum (258 patients) were retrospectively analyzed. The microbial landscape was studied, based on the results of records in disease histories for six months (October 2021 - April 2022). Microbiological studies were performed on the basis of the City Clinical Hospital No. 4 in Almaty according to the approved regulatory documents [5]. Results. Thus, the results of our study showed a high percentage of excretion of gram-positive flora in sputum and wound separation. In most cases, microflora was sensitive to moxifloxacin, levofloxacin and gentamicin with different degrees of severity. There was a difference in the resistance of the sputum flora to erythromycin, and the microflora of the wound secretible to oxacillin. This indicates the need to make changes in the tactics of administering and treating these patients in accordance with the principles of rational use of antimicrobials [6].

Conclusion. Rational antimicrobial therapy can be carried out with timely and guaranteed receipt of information on the sensitivity of microorganisms to antimicrobial drugs. The spread of antibiotic-resistant microorganisms in medical organizations significantly reduces the effectiveness of antibacterial therapy and is associated with the threat of the spread of ubiquitous strains. Targeted observations of the resistance of infectious agents to these drugs represent one of the effective ways to prevent antibiotic resistance [1].

Full Text

Актуальность. Микробиологический мониторинг играет важную роль для оценки и корректировки проводимой антимикробной терапии на основе организации своевременного и рационального взаимодействия лечащего врача и сотрудников бактериологической лаборатории.[1] Известно, что устойчивость к противомикробным препаратам остается серьезной проблемой общественного здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ, при этом, по оценкам только Европейского союза/Европейской экономической зоны, каждый год более 670 000 инфекций вызываются бактериями, устойчивыми к антибиотикам, и примерно 33 000 человек умирают как прямое следствие. Эффективное лечение инфекции возможна лишь при адекватной антимикробной терапии [2]. Мы посвятили свое исследование анализу спектра микрофлоры в мокротах и в ране у больных, а также изучению чувствительности флоры к антибиотикам. Устойчивость к противомикробным препаратам сегодня является одной из самых серьезных угроз общественному здравоохранению как в глобальном масштабе, так и в Европейском регионе ВОЗ [3], что приводит к росту расходов на здравоохранение, неэффективности лечения и смертности. [4] Подбор эмпирической антибактериальной терапии, как правила, основывается на выявлении предполагаемого первичного очага инфекции. В этой связи для практического применения может быть полезным анализ чувствительности на конкретных возбудителей, а микрофлоры в целом в различных биологических средах [7].

Цель – изучить микробиологический спектр и резистентность к антибиотикам возбудителей с изучением антибиотикограммы, а также базируясь на основании чувствительности к противомикробным препаратам аргументировать рекомендации по рациональной антибиотикотерапии.

Материал и методы исследования. Выполнено ретроспективное исследование на базе многопрофильной городской клинической больницы. Изучены результаты оценки микробного пейзажа за 6 месяцев (10.2021-04.2022) по данным журнала лабораторий регистрации анализов исследования посевов мокроты и раневого отделяемого на выявления возбудителя пациентов. Анализ чувствительности осуществляли согласно утвержденным нормативным документам [5]. Ретроспективно проанализированы данные о чувствительности к антимикробным препаратам штаммов микроорганизмов выделенных при исследовании из раневого отделяемого (55) и мокроты (258), в общем количестве 313 анализов.

Полученные результаты и их обсуждение. Установлено, что доля встречаемости возбудителей в мокроте для грибов рода Candida составила 67,8% грамположительных, 27,9% грамотрицательных и 4,3% штаммов. Анализируя частоту встречаемости отдельных видов, следует отметить, что грибы рода Candida представлены только видом C. albicans – 4,3%.

Среди грамположительных бактерий преобладали стрептококки – 43,1%, а из грамотрицательных энтеробактерии, которые составили 22,6%. Стрептококки были представлены четырьмя видами: Streptococcus viridans – 14,6%, Streptococcus pyogenes - 12,4, Streptococcus Pneumonia – 10,1%, Streptococcus salivaris – 6%. Стафилококки встречались в 24,7% с преобладанием вида Staphylococcus aureus 15,6%. Энтеробактерий были представлены тремя видами: E.Coli – 9%, Klebsiella oxytoca – 7%, Klebsiella Pneumonia – 6,6%.

Таким образом, нами выявлено, что преобладала грамположительная флора (67,8%), которая в основном представлена Staphylococcus aureus (15,6%), имеющая высокую чувствительностью к моксифлоксацину, левофлоксацину, амикацину и резистентностью к цефтриаксону, к оксациллину, к эритромицину. Аналогичная чувствительность наблюдалась Streptococcus viridans (14,6%), но резистентность отмечается к эритромицину, к оксациллину, к линезолиду.

Пневмококки (10,1%) и Streptococcus pyogenes (12,4%) высевались практически с одинаковой частотой, но отличались по спектру антибиотикочуствительности. У пневмококков отмечается высокая чувствительность к оксациллину и цефтриаксону и резистентность к эритромицину и к цефазолину. Также Streptococcus pyogenes отличались высокой чувствительностью к моксифлоксацину, амикацину, ампициллину, устойчивостью к гентамицину, к цефтриаксону и к оксациллину.

Грамотрицательная флора встречалась в результатах посевово у 27,9% пациентов. E.Coli (9%), имела высокую чувствительность к моксифлоксацину, гентамицину, левофлоксацину и резистентность к оксациллину и к эритромицину.

У Klebsiella oxytoca (7%) отмечается высокая чувствительность к цефтриаксону, к эритромицину, к амикацину и устойчивость к эритромицину, к тобрамицину, к гентамицину. У Klebsiella Pneumonia (6,6%) отмечалась высокая чувствительность к цефуроксиму, моксифлоксацину, к амикацину а также резистентность к эритромицину, к дорипенему, к амикацину. Pseudomonas aeruginosa (4,8%) обладала высокой чувствительностью к гентамицину, амикацину, моксифлоксацину и резистентность к цефтриаксону, к эритромицину к цефазолину.

Также встречались в небольшом количестве посевов (0,5%) Proteus vulgaris. Грибы представлены Candida albicans (4,3%), имели высокую чувствительностью к кетоканазолу, а устойчивость к нистатину.

Таким образом, результаты нашего исследования показали высокий процент выделения грамположительной флоры. Большинстве случаев к левофлоксацину и моксифлоксацину с разной степени выраженности была чувствительна вся флора, а устойчива вся флора была к эритромицину.

В раневом отделяемом выявлено в 54,4% посевов грамположительные, в 38,6% посевов грамотрицательные микроорганизмы. На долю грибов рода Candida albicans пришлось 7%.

Среди грамположительных бактерий преобладали стафилококки – 54,4%, с преобладанием вида Staphylococcus aureus 32,7%, а из грамотрицательных энтеробактерии, которые составили 22,6%. Энтеробактерий были представлены тремя видами: E.Coli – 21,3%, Klebsiella Pneumonia – 1,38%.

У грамположительных возбудителей - Staphylococcus aureus выявлена чувствительностью к моксифлоксацину, левофлоксацину и к дорипенему, а также резистентностью к оксациллину. Следующий по частоте встречаемости микроорганизм E. coli обладал высокой чувствительностью к дорипенему, тобрамицину, а устойчивостью к оксациллину.

Staphylococcus epidermidis имела высокую чувствительностью к моксифлоксацину и к левофлоксацину и была резистентна к оксациллину. Остальные микроорганизмы с незначительной частотой встречаемости так же обладали чувствительностью к моксифлоксацину и к левофлоксацину и устойчивостью к оксациллину.

Результаты исследования свидетельствуют, что микробиологический мониторинг на уровне стационара должен стать обязательным в системе инфекционного контроля и безопасности медицинской деятельности. Результаты, получаемые в ходе микробиологического мониторинга, являются индикаторной основой для выбора и включения антимикробных препаратов в схемы лечебного процесса. При целенаправленном проведении микробиологического мониторинга возбудителей инфекционных заболеваний в стационарах возможно не только получить достоверную информацию о распространенности микроорганизмов, резистентных к антибактериальным препаратам, но и своевременно учитывать ее при назначении антимикробной терапии. Эти сведения также необходимы для проведения мероприятий по сдерживанию роста антимикробной резистентности возбудителей инфекционных заболеваний [1].

Выводы. Рациональная антимикробная терапия может быть основана на своевременном и качественном получении информации о составе микрофлоры и её чувствительности к антимикробным препаратам.

Распространение в медицинских стационарах штаммов устойчивых микроорганизмов существенно снижает эффективность антибактериальной терапии и связано с угрозой распространения повсеместно значимых штаммов в широких масштабах. Без сомнений, целенаправленная оценка устойчивости возбудителей инфекций к данным препаратам представляет собой один из эффективных путей к профилактике антибиотикорезистентности. [1]

×

About the authors

Fatima A. Zinbay

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov

Author for correspondence.
Email: zinbay.zinbay2@mail.ru
Kazakhstan, Almaty

Magzhan N. Nuralim

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov

Email: dok_make@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2591-0345
Kazakhstan, Almaty

Samal T. Dyussengaliyeva

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov

Email: dyussengaliyeva@list.ru
Kazakhstan, Almaty

References

  1. Микробиологический мониторинг антимикробной резистентности потенциальных возбудителей инфекций кровотока / А.С. Захватова, М.Г. Дарьина, Ю.С. Светличная, и др. // Инфекция и иммунитет, 2022. – Т.12. – С. 185–192.
  2. Antimicrobial resistance surveillance in Europe 2022.
  3. European strategic action plan on antibiotic resistance. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2011
  4. European strategic action plan on antibiotic resistance. Sixty-first Regional Committee for Europe: Baku, 12–15 September 2011
  5. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № ҚР ДСМ-105. «Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям, использующим потенциально опасные химические вещества"»
  6. Микробиологические показатели пациентов с подтвержденной инфекцией COVID-19 / Н. М. Бисенова // Наука и Здравоохранение, 2020. – Т. 22, № 6.
  7. Микробиологический пейзаж отделения трансплантации почки / А.Б. Зулькарнаев, А.В. Ватазин, М. Крстич // 2013

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies