PREODOLENIE P'YaNSTVA V ROSSII VTOROY POLOVINY 19 VEKA KAK PRIMER KhRISTIANSKOGO MILOSERDIYa

Abstract

Full Text

Идея христианского милосердия всегда была опорой государства в самые трудные времена, ориентиром для лучших представителей общественности. Сострадание к падшим один из примеров христианского милосердия. К такому падению приводит человеческий порок пьянство, разрушающий душу и совесть. Известно, что до «царевых кабаков», открытых в России при Иване Грозном для опричников, пили мед и пиво, реже привозное вино. Сразу стало ясно, что народ в пьянстве остановиться не может. Царь Алексей Михайлович в 1652 году для сдерживания пьянства ограничил продажу спиртного до одной чарки в руки. В пост, скоромные дни и воскресенье продажу вина запретили. В истории нашей страны существует пример борьбы с этим злом - всенародное движение за трезвый образ жизни. Великий писатель и гуманист Л.Н. Толстой не мог остаться в стороне от трезвенного движения, его глубоко заботила судьба, пьянствующего народа идущего по пути духовного падения и деградации. Инициативой Л.Н. Толстого было создание первого в России общества трезвости «Согласие против пьянства» в 1887 году. «Ужасаясь перед тем страшным злом и грехом, которое происходит от пьянства, мы, нижеподписавшиеся, порешили: во первых, (сами) для себя никогда ничего самим не пить пьяного - ни водки, ни вина, ни пива, ни меда, и не покупать (и не делать и не держать у себя ничего пьяного) и не угащевать ничем пьяным других людей; по мере сил внушать другим людям, и особенно детям, о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни, и привлекать людей в наше согласие. Просим всех согласных с нами заводить себе такой лист и вписывать в него новых братьев и сестер и сообщать нам. Братьев и сестер, изменивших своему согласию и начавших опять пить, просим сообщить нам». Это текст воззвания, написанного Л.Н. Толстым для общества трезвости. Обращаясь, к разуму и сердцу людей он написал статью «Пора опомниться». «Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но и сами пьяные, поощряют их. … пьющие и торгующие вином и наступают на других людей и хотят споить мир, то пора и людям разумным понять, что им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их и их детей не споили заблудшие люди. Пора опомниться!». Какие же причины привели народ к татальному пьянству во второй половине 19 века? Мы берем этот период, потому что он является наиболее ярким примером, когда неравнодушие и сострадание смогло изменить образ жизни очень и очень многих людей. Манифест от 27 февраля 1861 года освободил российских крестьян от крепостной зависимости. Налицо было установление юридической свободы, но реально крестьяне должны были выкупать у помещиков свои наделы и жилища, что явилось для бывших крепостных неразрешимой проблемой. Оставшись без «барской заботы» селяне, с семьями и скудным скарбом потекли в города, где оседали в трущобах, погибая физически и нравственно. Пьянство среди бедного населения России приобрело масштабы национальной катастрофы. Река беспробудного пьянства убивала совесть православного человека. Невозможно было требовать от глубокого пьяницы хороших поступков, участия в общественной деятельности и вклада в процветание государства. С 1870 года по 1987 год в России умерло от опоя 76786 мужчин и 7431 женщина. Веками в России существовала практика винных откупов, которая теперь, после отмены крепостного права вызвала небывалое недовольство народа, границы держащиеся феодальными отношениями теперь были, убраны и гнев переполнил чашу людского терпения. К тому же прибыль от продажи спиртного хорошо пополняла казну. В 1858 году народное возмущение против откупной системы переросло в новое общественное течение «трезвенное движение». В деревнях на общих сходах крестьяне принимали решения об отказе от пьянства. Для тех, кто пренебрегал решением «общества» предусматривались наказания, такие как штраф и даже порка в присутствии всех жителей деревни. Доходило до того, что участники трезвенного движения громили государственные и частные питейные заведения. В результате такого способа борьбы со злом, каким было пьянство, государственная казна терпела большие убытки. И все-таки акциз на спиртное не был введен. Одним из первых опытов по приобщению солдат к другому образу жизни было создание в 1872 году Постоянной комиссии по устройству народных чтений в армейских частях. Идея принадлежала губернатору Санкт-Петербурга Ф.Ф. Трепову. В авангарде противодействия пьянству, как правило, стояли священники, неравнодушные к людской беде и уважаемые своими прихожанами. В 1890 году в селе Нахабино, в 30 км от Москвы, священник отец Сергей Пермский, организовал общество трезвости. Прибыв, в село в 1887 году он ужаснулся, увидев духовное и физическое падение селян. Молодые и старые, дети - пили все. Он поставил себе цель бороться со злом. Читал проповеди, вел беседы с каждым из пьющих. Личным примером попытался повести людей, к трезвому образу жизни пообещав, отказаться от спиртного перед иконой Святого Сергия Радонежского и целовал крест. Трудно было отцу Сергею, образ воинствующего пьяницы, не давал колеблющимся, встать на путь трезвости. И все же на седьмом году в обществе уже состояло 330 человек, а уже в 1889 году достигло 70 000. В Нахабино в день приезжало до 100 человек, стремящихся избавить от пьянства. И были это люди из разных общественных слоев, но которых объединяло желание найти новый путь в жизни. В конце 19 века одной из самых известных общественных организаций, борющихся за повышение культурного уровня сограждан и трезвый образ жизни, стало Александро-Невское братство, созданное священником Александром Васильевичем Рождественским. В 20 лет он окончил Духовную академию в 1897 году и выбрал бедный приход Воскресенской церкви (Петербург). Приходской люд состоял их торговцев и заводских рабочих. Изнурительная работа и безрадостная жизнь! Только винный угар давал им забытье. Беседы молодого священника привлекли к его делу много людей, появились активисты. Их деятельность состояла в создании библиотек, читальней, организации лекций. Буквально сгорев, на поприще милосердия и борьбы с пороками человека Александр Рождественский, умер в 30 лет. Его дело продолжил протоиерей Петр Алексеевич Миртов. В 90-е годы 19 века в Самаре купец И.А. Чуриков собрал группу своих единомышленников объединенных идеей «нравственного перевоспитания» отказа от спиртного и курения. У них были последователи и в Москве, и Петербурге. В 1914 году общество при Воскресенской церкви было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, деятельность которого распространилась на всю территорию России. Вступившие в общество клялись в церкви не пить в течение определенного срока и при этом целовали икону Святого Сергия Радонежского, обещание регистрировалось в особой книге. Перемены в образе жизни членов общества были заметны всем. Ранее пьющие люди приобрели, опрятный внешний вид стали заботиться о семье, стремились найти работу, отказывались от занятия «нищенством». Обучение грамоте населения, повышение общего культурного уровня то же было одним из способов борьбы за отвращение человека от пьянства. Это направление борьбы за трезвый образ жизни возглавляли А.Н. Стрекалова и Н.В. Корф. В Москве первое собрание Комиссии по устройству публичных народных чтений состоялось 3 ноября 1874 года, а 21 ноября в народной столовой на Варваренке было проведено публичное народное чтение. Когда была, введена государственная монополия на спиртное в 1894 году, было создано общество «Попечительство о народной трезвости». По всей территории России стали создаваться такие попечительства, которые вели надзор за правильным ведением торговли крепкими напитками. Общество «Попечительство о народной трезвости» стремилось повысить культурный уровень в народе, занималось лечением алкоголиков, печатало просветительскую литературу. В Москве появились народные дома, помещения для них арендовали или строили новые. 28 января 1885 года на средства В.А. Морозовой была открыта бесплатная библиотека-читальня, которой было присвоено имя И.С. Тургенева. К 1914 году фонд библиотеки насчитывал 14 тысяч томов. Посетителями этой библиотеки были: рабочие, студенты, прислуга. Число посетителей достигало 600 человек в день. Возможность бесплатного просвещения и занятия досуга показывает, что народ воспользовался, появившейся возможностью преодолеть страшный порок.
×

About the authors

I N Burdykina

I V Tatarinova

References

  1. Власов П.В., «Благотворительность и милосердие в России» - Москва, «Центрполитграф», 2001 г.
  2. Гузиков Б.М., Мейронян А.А., «Алкоголизм у женщин» - Ленинград, «Медицина», 1988 г.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies