HEALTH AND HEALTH CARE - ISSUES OF INTERACTION

Abstract


The article examines the complexity and ambiguity of development of scientifically grounded concept of human health, and the problems and contradictions. The authors substantiate the reorientation of health on the health strategy, on maintaining and protecting human health.

Здоровье, бесспорно, является важнейшей ценностью человека, в полном смысле слова, основополагающей ценностью. Ведь без здоровья все остальные ценности практически утрачивают свое содержание и смысл. Как точно заметил в своих «Записках врача» В.В. Вересаев, «С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит, потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно - высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!» [2, С. 31]. В ряду ведущих человеческих ценностей здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. Вместе с тем здоровье всегда выступало одной из важнейших теоретических и практических проблем, которую человечество стремилось осмыслить и решить. По своей очевидной практической значимости и бесспорной актуальности она выступает одной из сложнейших проблем современной науки. Проблема сохранения здоровья по своей остроте и важности не уступает проблемам охраны окружающей среды, исчерпания сырьевых ресурсов или демографической проблеме. И ведь, когда здоровье есть, - его не чувствуют, не замечают. И только с его потерей человек осознает его истинное значение и содержание, его непреходящую ценность и приоритетность. Ведь какую бы значимую роль не играла болезнь в жизни людей, ее ценность в принципе не может быть выше ценности здоровья, уже потому, что она есть ущербная, ослабленная жизнь, а здоровье - это сильная жизнь во всей полноте ее богатства. Однако в отечественном и мировом здравоохранении издавна существует удивительный парадокс. Хотя, как общеизвестно, главная декларированная цель здравоохранения - это здоровье человека, однако практически все усилия и деньги вкладываются, как правило, в излечение болезни. Отсюда вытекает фундаментальная проблема, которую необходимо отчетливо и ясно понимать, адекватно осознавать и целенаправленно решать: принципиальное несоответствие между жизненно важными потребностями людей в эффективном обеспечении своего здоровья, с одной стороны, и реальными целями, а также возможностями системы здравоохранения удовлетворить эти потребности, с другой стороны. Имеются все основания полагать, что пока не будет преодолен так называемый болезнеориентированный, патоцентрический подход здравоохранения, эту проблему в принципе решить не удастся. Это объясняется в частности тем, что до недавнего времени во всем обществе, да и в научно-экспертном сообществе бытовало устойчивое убеждение, что для понимания здоровья достаточно обыденного здравого смысла. Поэтому большинством ученых здоровье воспринималось как малоинтересный и не очень перспективный для глубокого теоретического изучения предмет. Такое мнение обусловлено также еще и тем обстоятельством, что в своей повседневной жизни люди обычно склонны значительно чаще придавать ведущее значение различным нарушениям и диссонансам, привычно усматривая в феномене здоровья всего лишь отсутствие недуга, свободу от тех проблем, разрешением которых поглощено их сознание. О проблемах здоровья долгое время рассуждали либо слишком отвлеченно и умозрительно, с высоты философских абстракций, либо чересчур редуцированно, с сугубо медицинских позиций. И только в последние годы предпринимаются последовательные попытки сформировать самостоятельный концептуальный подход к проблемам здоровья и болезни. Это выражается в появлении и разработке новой отрасли науки - валеологии. Валеология - это интегративная наука, изучающая и объединяющая духовное, психическое и физическое здоровье человека и его связь с окружающей средой, с социумом [1, С. 8 - 9]. Но пока эта наука еще находится в стадии становления, до сих пор не имеет единой концептуальной основы и методологии. Она представлена широким спектром идей и концепций, зачастую противоречащих друг другу, необоснованно претендующих на роль универсальных теоретических схем и глобальных проектов всеобщей гармонизации жизнедеятельности индивидов и общества. Поэтому валеология пока еще не смогла стать полноценной и убедительной альтернативой патоцентризму, господствующему в мировом здравоохранении. Надо откровенно признать, что проблема односторонней ориентации здравоохранения на патологию и санацию проявляется во всем мире. В самых разных странах мира усилия и деньги направляются прежде всего и главным образом на больного человека, на болезнь. Соответственно, в отечественном и мировом здравоохранении безраздельно доминирует стратегия управления болезнью. Хотя уже многие специалисты признают эту стратегию в сущности тупиковой. И неслучайно все явственнее проглядывает тревожная и даже в перспективе социально опасная тенденция - экспонентный рост затрат на здравоохранение при одновременном снижении их эффективности [3]. Поэтому на повестку для должна быть поставлена задача разработки принципиально иной стратегии для здравоохранения - стратегии управления здоровьем человека. Следует заниматься не только больными, но и здоровыми людьми. Причем не по традиционному для отечественной медицины «остаточному принципу». Необходимо наряду с различными программами, направленными на медицинскую помощь и реабилитацию больных людей, активно и целенаправленно работать со здоровым населением, направлять серьезные и последовательные усилия на сохранение и поддержание здоровья людей. Нам представляется, что накопленные современной наукой эмпирически и теоретически обоснованные представления о природе и механизмах болезни и патологии настоятельно необходимо дополнить столь же основательно обоснованным знанием о здоровье, его природе, механизмах, условиях. Иначе не избежать чрезмерно узкого, фрагментированного и одностороннего понимания психической и соматической реальностей. При отсутствии четких, всесторонне обоснованных и систематизированных представлений о феномене здоровья и о здоровой личности не удастся преодолеть поверхностные оценочные суждения, отражающие зачастую лишь научные и социокультурные предпочтения, нежели саму природу здорового человека. При этом важно отчетливо понимать, что ориентировать на здоровье следует все же не столько больницы и поликлиники, врачей и медсестер, сколько в первую очередь самих граждан, всех людей «от мала до велика». Людям следует помочь в полной мере и всерьез осознать непреходящую ценность здоровья и необходимость активных и постоянных усилий по его сохранению и укреплению. В связи с этим встает в своем подлинном значении проблема основательной и систематической мотивации человека на здоровье. Только по-настоящему мотивированный человек способен на целенаправленные, осмысленные и результативные действия по сбережению своего здоровья, по добровольному и осознанному самоограничению в отношении вредных привычек и факторов риска развития заболеваний, по прочному закреплению здорового образа жизни [4]. Несомненно, что степень и характер осознанности индивида по отношению к собственному здоровью напрямую зависит от социокультурного контекста. При смене исторических эпох и культурных установок существенно меняются критерии и нормы здоровья. Показательным примером может служить античная эпоха, когда требование гармоничного развития человека распространялось, прежде всего и в первую очередь, на совершенство его телесного облика. Современное общество также накладывает свой специфический отпечаток на отношение человека к здоровью и приемлемым способам его поддержания, по-своему интерпретирует и детерминирует нормы красоты и здоровья, пути их достижения [7, 8, 9]. Так, в настоящее время, широкое распространение получили разнообразные СПА-технологии, с помощью которых стала возможной существенная коррекция внешности и тела человека, при этом массированно используются различные средства фитнес-индустрии, косметологии и пластической хирургии. Потребители этой сферы услуг стремятся преобразить и исправить внешность целиком или отдельные, не удовлетворяющие их идеалам и закрепившимся социокультурным стереотипам части тела, например, прибегают к коррекции объемов губ, груди, формированию гипертрофии мышечной массы и т.д. Однако при этом они совершенно не задумываются о систематическом поддержании своего здоровья, соблюдении здорового образа жизни, возлагают иллюзорные надежды исключительно на суррогатные, а подчас даже на откровенно опасные приемы и средства коррекции. Как видим, проблема сохранения здоровья тесно связана с влиянием социокультурных стереотипов на самооценку и паттерны поведения индивида [6, С. 602]. Данное влияние в наши дни реализуется через создание и внедрение в общественное сознание таких идеалов и норм красивого и здорового человеческого тела, которые практически недостижимы с помощью традиционных естественных методов, но требуют вмешательства специалистов и современных технологий. В любом случае следует понимать, что здоровья в абсолютном виде не существует, абсолютное здоровье - это идеал, манящий, но вряд ли достижимый. Поэтому правильнее было бы говорить, что каждый конкретный человек может быть здоров только лишь условно. Однако степень и содержание этой условности могут варьироваться весьма широко. Заметим, кстати, что ни один человек не бывает вполне здоров на протяжении всей свой жизни [5, С. 41]. Здоровье каждого конкретного человека всегда существует в определенных условиях, как природных, так и социальных. Принято различать жизненные условия нормальные (подходящие) и ненормальные, вредные. При этом условия, нормальные для одного человека, могут быть ненормальными для другого. Выводы. Все это вместе взятое объясняет проблематичность попыток определить исчерпывающим образом здоровье, его условия и ведущие к нему пути. Однако дальнейшая разработка системы эмпирически и теоретически обоснованных представлений о здоровье выступает первейшим императивом развития медицинской науки.

A V Smirnov

Voronezh State Medical University

Email: alex48sm@mail.ru

E V Smirnova

Voronezh State Medical University

Email: 2012smirnova@mail.ru

  1. Апанасенко Г.Л. Валеология: стратегия здравоохранения будущего / Г.Л. Апанасенко // Материалы IV национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. - СПб.: Здоровый мир, 1997. - С. 8 - 10.
  2. Вересаев В.В. Записки врача / В.В. Вересаев. - М.: Советск. писатель, 1936. - 206 с.
  3. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Журавлева. - М.: Наука, 2006. - 238 с.
  4. Ильин Е. П. Мотивации и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
  5. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
  6. Супрун Д. Н. Психологические условия развития мотивации сохранения здоровья / Д. Н. Супрун // Психология - наука будущего. Материалы V Международной конференции молодых ученых. 28-29 ноября 2013 года, Москва / отв. ред. А. Л. Журавлев [и др.]. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - С. 601-603.
  7. Сурнов К. Г. Психологический мониторинг интеграции современных технологий в жизнь социума как метод формирования оптимальной внутренней картины здоровья / К. Г. Сурнов, И. В. Цветкова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса. Материалы II межрегион. науч.-практ. конф., Москва, 11 - 13 ноября 2010 г. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - Кн. 1. - С. 62 - 64.
  8. Тищенко П. Д. Био-власть в эпоху биотехнологий / П. Д. Тищенко. - М.: ИФРАН, 2001. - 134 с.
  9. Тхостов А. Ш. Обратная сторона социализации. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации / А. Ш. Тхостов, К. Г. Сурнов // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 16 - 24.

Views

Abstract - 1

PDF (Russian) - 0

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies