CONCEPT "HEALTH" IN PHENOMENOLOGICAL INTERPRETATION


Cite item

Abstract

The article analyzes the origins of the concept based on the conceptual apparatus of phenomenology and psycholinguistics, which is the basis of the concept of "health". Two types of representation have been identified and their interaction in the formation of this concept has been analyzed. It is shown how cognitive processes are related to the physical state of the human body. On the basis of the psycholinguistic concept of a universal objective code, the universality of the results obtained during the analysis of the concept "health" proposed in the article is demonstrated. In general, an attempt has been made to combine the approaches of social phenomenology and psycholinguistics to the problem of studying concepts.

Full Text

Согласно определению ВОЗ, здоровье есть состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [7]. Приведённая дефиниция неявно предполагает позитивистское допущение, согласно которому научный характер имеют лишь строго верифицируемые положения. Тем самым самому явлению здоровья навязывается внешняя установка, препятствующая постижению сути явления. Такого рода предзаданным интерпретациям, называемым в феноменологической философии «естественными установками», один из выдающихся представителей феноменологии, Э. Гуссерль, противопоставлял феноменологическую установку как результат процедуры феноменологической редукции, позволяющей «вынести за скобки» второстепенные черты явления, на которых основана естественная установка. Исходя из принципов феноменологической редукции, можно выделить два источника, на которых основывается интуиция понятия «здоровье» как концепта. Это соединение структуры повседневности и аппрезентация. Структуры повседневности, в первую очередь, представляют собой интерсубъективное пространство социального взаимодействия. Именно оно является материалом наблюдений за социальной реальностью, становящихся основой многочисленных философских концепций об обществе и положении в нём человека, которые, согласно другому известному представителю феноменологии - А. Шюцу, можно охарактеризовать как «знания второго уровня». Сам А. Щюц пишет по этому поводу следующее: «… если общественные науки действительно направлены на объяснение социальной реальности, то научные конструкции второго уровня также должны включать в себя ссылку на субъективное значащее действие, т.е. на значение, которое действие имеет для действующего» [9]. Таким субъективно значащим действием для индивидуального субъекта является взаимодействие с «Другим». Проблема «Другого» актуальна в контексте разбираемого вопроса в связи с невозможностью однозначного понимания состояний другого сознания в контексте классических философских концепций. С этой проблемой сталкивались как философы Нового времени, так и представители современной аналитической традиции. Наиболее оптимальным представляется всё же модифицированный феноменологический подход. В классическом варианте этого подхода Э. Гуссерль описывает социальное взаимодействие с «Другим» так: «С самого начала ясно, что только подобие, благодаря которому внутри моей первопорядковой сферы тело, находящееся там, связывается с моим телом, может служить основанием для мотивации восприятия по аналогии, при котором это тело воспринимается как живое тело «Другого»» [2, с. 461]. Под первопорядковой сферой здесь понимаются интенциональные переживания субъекта. В первую очередь, это переживания, связанные с восприятием себя как телесного существа и восприятие «Другого» именно как другого тела. В этой связи представляет особый интерес книга современного представителя феноменологического подхода В. Подороги «Феноменология тела». В. Подорога [5] определяет тело как способ присутствия субъекта в мире становления. В. Подорога, анализируя тезис М. Мамардашвили о том, что человек «думает о мысли с помощью немысли», утверждает, что в языке соединение двух отдельных мыслей грамматически происходит посредством глагольных форм, указывающих на вид такой связи. Так возникает физический образ мысли в сознании субъекта, а сам смысл конституируется на языке тела. Вторая сторона аппрезентаци, не рассматривавшаяся Э. Гуссерлем, представляет собой аналогию со своим сознанием. Это свойство аппрезентации, столь же древнее, как и язык тела, выражается на базовом уровне в том, что сознание воспринимается как независимо существующая сущность. Наиболее архаичным проявлением анлоговой апперцепции данного типа является анимизм. В дальнейшем, как отмечал исследователь первобытного мышления Э.Тейлор [6], следы первобытного мышления прослеживаются в построениях современного объективного идеализма. «Трансформации» этого идеализма на примере немецкой классической философии были изучены известным специалистом в области феноменологии сознания В. Молчановым, который представил результаты своих изысканий в книге «Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант». В ней он охарактеризовал различные концепции объективного идеализма, возникшие в рамках немецкой философии 18-19 веков как «приключения трансцендентального субъекта». Таким образом, во втором типе апперезентации интерсубъективный мир неосознанно сводится к взаимодействию с Другим через образ всеобщего субъекта, выстраиваемый по аналогии с собственным сознанием. Сам субъект социального взаимодействия, не осознавая того, соединят оба типа аппарезентации в момент восприятия «Другого». Свои собственные состояния как телесные, так и психологические, начинают переноситься на «Другого», создавая необходимый для коммуникации «жизненный мир». Здоровье, как понятие, имеет в качестве первоосновы чувственно-предметный концепт тела, подчиняющийся общим законам аппрезентации с одной стороны, и представление о интерсубъективном мире как мире взаимодействующих сознаний с другой. В этой связи само представление о здоровье сводится к осознанию себя как целого в качестве тела и, одновременно как отдельно существующего сознания. Сам этот процесс подробно описан тем же В. Подорогой на материалах обследования пациентов, страдающих психическими заболеваниями различного вида. В их жалобах часто указывается на иллюзию исчезновения какого-либо органа (руки, сердца). На уровне сознания данные симптомы часто сопровождались раздвоением личности. Встречались и обратные примеры восприятия своего сознания как отдельно существующего от тела. В данном случае болезнь выступала лишь предельным состоянием, позволяющим сделать явными те механизмы восприятия, которые в общем случае остаются не осознаваемыми. Таким образом, концепт, являющийся основой представления индивидов о здоровье, связан с образами своего тела и своего сознания, выраженными на языке невербальных форм мышления. Сущность таких форм была исследована в рамках психолингвистики. Классическим представителями этого направления лингвистики были психолингвисты Н.И. Жинкин и И.Н. Горелов. В своих работах они ввели представление об универсальном переметном коде (УПК). Согласно Н. И. Жинкину УПК определяется как непроизносимый без слов языка как материальных знаков [4, 5]. В результате обозначающее выступает так же и как знак. УПК универсален и не зависит от конкретной культуры, в которой сформировано сознание индивидов. Иными словами, если образ собственного тела, осознание его целостности представляют собой часть УПК, то они как центральная смысловая часть концепта «здоровье» универсальны и определяют восприятие своего состояния как соответствующего или несоответствующего этому образу на бессознательном уровне. Выводы. Осознание своего состояния как здоровья или болезни зачастую может носить по преимуществу когнитивный характер, не связанный с реальным положением вещей, что было покакано В. Подорогой в приводившихся выше примерах. Очевидно, что данный вывод может быть применим к менее выраженным состояниям, что свидетельствует о большой роли когнитивных, в том числе и не всегда осознаваемых процессов не только в восприятии своего состояния, но и в воздействии на него. Примерами могут служить восточные практики контроля над болью, а так же опыт узников концлагерей, описанный психологом и философом В.Франклом в книге «Человек в поисках смысла» [8]. Согласно этому описанию, симптомы многих уже имевшихся у узников болезней подавлялись благодаря вере в скорое освобождение из заключения.
×

About the authors

V V Inyutin

Voronezh State Medical University

Email: inutin@inbox.ru

I I Boldyreva

Voronezh State Medical University

Email: boldyrevairi@mail.ru

References

  1. Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике / И. Н. Горелов. - М., 2003. - 320 с.
  2. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления / Э. Гуссерль.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 752 с.
  3. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. - 1964. - № 6. - С. 26-38
  4. Котов Р.Г., Новиков А.И. Предисловие // Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
  5. Подорога В. Феноменология тела / В. Подорога. - М. : Ad Marginem, 1995. - 339 с.
  6. Тейлор Э. Первобытная культура [Электронный ресурс] / Э. Тейлор // Библиотека Гумер - история. Режим доступа: http://gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/
  7. Устав ВОЗ: принципы [Электронный ресурс]: ВОЗ. - Режим доступа: http://www.who.int/about/mission/ru/
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
  9. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках [Электронный ресурс] /А. Щюц // Библиотека философской антропологии.- Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/schutz.htm

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies