MEDICAL EDUCATION IN THE FORMATION OF VALUESORIENTATIONS OF THE MODERN DOCTOR

Abstract


The current situation in the sphere of higher education in general and medical education in particular can be considered as a crisis. Because of the commercialization educational institutions lose the autonomy. Nowadays medical institutions are not only scientific organizations. Students of medical universities treat patients cynically. One of the causes of the crisis is the lack of education on social and human issues. In the 19th century N.I. Pirogov notices the need of the synthesis of education and upbringing. The way to overcome the crisis is a humanistic model of education that proved its effectiveness in the 15th century. It is called "studia humanitatis" and it includes science and human issues as well. An upbringing and formation of attitudes and values is also very important.

Keywords



Роль науки и исследовательских институтов в современном мире существенно изменилась. От науки не только ожидают выполнения коммерческих и технологических задач, но и предоставляют ей право отвечать на вечные философские вопросы. В связи с этим закономерным кажется говорить о возрастании роли гуманитарных и философских дисциплин, но этого не происходит [1]. Делая упор на технические и естественно-научные программы, образовательные учреждения не уделяют должного внимания гуманитарным наукам, что ведет к так называемому “кризису университета”. Современный университет готовит узкопрофильных специалистов, большинство из которых не заинтересовано в освоении философских и социально-гуманитарных предметов в объеме, превышающем вводные курсы этих дисциплин, пройденные в первые годы обучения в университете. Недостаточное внимание к гуманитарному образованию будущих врачей является одним из существенных недостатков медицинского образования. Гуманитарное воспитание специалиста необходимо не только для формирования должных ценностных ориентиров, но и для более эффективного взаимодействия с больными. На необходимости возвращения к истокам, к гуманизации образования, говорил и Н.И. Пирогов, доказывая необходимость связи естественнонаучного начала с гуманитарным. Еще в 1863 г. в статье “Университетский вопрос” он упоминал те же проблемы, что актуальны и для ситуации, в которой находится современное образование. По словам Н.И. Пирогова, университет перестал быть исключительно научным заведением, то есть подавляющее большинство студентов учится в нем не из необходимости удовлетворить потребности знания. Многие из них приходят в университет с известной практической целью, заключающейся в получении специального образования и последующем занятии определенной должности. Мы можем судить о том, что сам университет был учрежден правительством для решения двух основных задач: увеличения числа узкопрофильных специалистов и повышения уровня образования в целом. Правительство предполагало “развить в обществе присущую ему способность знать и уметь приложить свое знание”. Однако созданный университет не смог в полной мере оправдать возложенных на него надежд. В нем стало преобладать прикладное, утилитарное начало, оставляя позади научное [3, с. 320-327]. В этом Н.И. Пирогов видел кризис образования 19 века. Схожая ситуация наблюдается и сейчас. Научно-исследовательские институты превращаются в коммерческие организации, что означает также и изменение их роли. Образовательные организации выступают в качестве своего рода торговых агентов, вынуждены конкурировать с другими коммерческими структурами, и, если первоначально идея университета была неотделима от идеи его автономии по отношению к окружающей его социальной среде, то сейчас, мы можем наблюдать утрату этой автономии, а также подчинение университета принципам полезности (полезности для будущей карьеры специалиста, полезности для общества и т.д.). Таким образом, университет превращается в некую общность, вступление в которую обеспечивает получение более выгодного, более престижного положения, а также занятие высокооплачиваемой должности впоследствии [1]. Процесс коммерциализации университета имеет продолжение в виде ряда проблем, среди которых можно отметить и нарушение основного принципа научной этики: общедоступности научного знания. Нарушается также и свобода научного исследования. Становится возможной сознательная подтасовка результатов исследований в угоду интересам отдельных социальных групп. Еще одним следствием коммерциализации является тотальное коррумпирование. Сейчас уже никого не удивляет продажа мест, дипломов, степеней, что говорит о разрушении системы образования в целом, а также деформации системы нравственно-ценностных ориентаций [2]. В связи с этим целесообразно вновь вспомнить Н.И. Пирогова, настаивавшего на концепции единства образования и воспитания. По его мнению, университет должен “обучая, воспитывать и, воспитывая, обучать”. То есть необходим синтез естественно-научных дисциплин, обеспечивающих формирование высококвалифицированного специалиста, и гуманитарных, предполагающих его нравственное воспитание. Больший акцент на морально-этической стороне образования во многом помог бы предотвратить современный кризис университета. Более детальный анализ современного медицинского образования выявляет еще большие проблемы. Согласно результатам исследований Ральфа Крошо, приведенным в статье “Цинизм пронизывает современные медицинские школы”, среди студентов-медиков наблюдается снижение уровня сочувствия к пациентам от первого года обучения к последнему. В процессе обучения студенты становятся более циничными. Под влиянием университета формируется особая философия, согласно которой цинизм рассматривается как одно из лучших качеств будущего врача. Также отмечает Р. Крошо и то, что под воздействием современного медицинского образования все меньшее число студентов желают впоследствии начинать медицинскую практику [6]. Это объясняется во многом тем, что важным фактором современного образования становится ориентация его на производство того знания, которое будет полезно для экономической модернизации. Научное знание начинает рассматриваться как экономический ресурс. За способами решения настоящих проблем в сфере медицинского образования, следует обратиться к прошлому. Синтез естественного и гуманитарного знания лежал в основе представлений о должном образовании в эпоху Ренессанса (15-16 вв.). Этот идеал закрепился в понятии “studia humanitatis”, означающем, по мнению одного из родоначальников ренессансного гуманизма Салютати, соединение добродетели и учености. Причем понятие “ученость” предполагала универсальность знания, а также обязательное владение словесностью. В основе представления об универсальности знания лежал синтез наук. В отличие от средневековья, теперь разные науки могли сочетаться. Человек мог (и должен был) одновременно заниматься и словесностью, и математикой, и медициной. Гуманистически образованному человеку следовало также уметь хорошо говорить, убеждать собеседника. Кроме того, обращалось большое внимание и на “добродетель”: гуманисты стремились к нравственному воздействию на ум и сердце человека. История показывает, что подобный подход к образованию сформировал множество великих деятелей культуры и науки. В контексте разговора о медицинском образовании следует упомянуть Леонардо да Винчи (1452-1519), прославившегося не только своими уникальными полотнами, но и значительным вкладом в анатомию. Настаивая на необходимости познания опытным путем, Леонардо одним из первых стал проводить вскрытия и систематически изучать строение человеческого тела. Он подробно описал и зарисовал многие мышцы, кости, внутренние органы. Многие из его анатомических зарисовок по точности и мастерству превосходят не только современные ему работы, но и последующие. Леонардо также внедрил новые методы анатомического исследования: распилы костей и органов, инъецирование воском сосудов и желудочков мозга, промывание органов проточной водой [4, с. 270]. Эпоха Возрождения оказала существенное влияние на развитие медицинских наук и медицинского образования. С преодолением средневекового догматизма возросла роль естественно-научных дисциплин. Много внимания уделялось попыткам рассчитать идеальные пропорции человеческого тела и исследованию анатомии. Активно стала развиваться биология, чему способствовало изобретение таких приборов, как термометр, барометр, микроскоп. Многие мыслители того времени обращались к изучению растительного мира, выпускали многочисленные издания, посвященные данному предмету. Отто Брунфельс, по праву называемый одним из отцов ботаники, в труде “Живые изображения трав” (150-1536 гг.) описал растения Германии, собранные путем гербаризации. Работа Леонарда Фукса “Описание растений” (1542 г.) также представляла собой подробное описание растений, сопровождаемое их изображениями и словарем ботанических терминов. Вместе с ботаническими трудами создавались трактаты по фармацевтике. Возросло количество университетов. К концу 15 в. в Европе их насчитывалось более пятидесяти. Практически в каждом университете функционировали медицинские кафедры. В 1490 г. был открыт первый анатомический театр. Стали печататься медицинские книги. Но эпоха Возрождения характеризуется не только научным подъемом и возрастанием роли медицинского образования. Важен также и пронизывающий все сферы жизни гуманизм. В медицине он проявился в развитии клинического метода, щадящей хирургии, обращении к человеку. Значимо то, что наряду с получением хорошего медицинского образования, будущий врач изучал гуманитарные науки, воспитывался гуманистами, что способствовало формированию его нравственного облика и возникновению отношения к человеку как к высшей ценности. Главными целями врача, таким образом, становились получение и совершенствование знаний и служение людям. Это тот идеал, возвращение к которому поможет преодолеть современный кризис университета. Идея синтеза наук давала плодотворные плоды и на русской почве. В 19 в. для того, чтобы попасть на медицинский факультет российских университетов, необходимо было получить классическое гимназическое образование, которое предполагало развитие всесторонне сбалансированной личности. Новое поколение воспитывалось на основе изучения литературы и истории, древних и современных европейских языков. Считалось, что так происходит приобщение юношества к идеалам европейской культуры. Таким образом создавалась новая социальная прослойка - медицинская интеллигенция. За счет соединения духовного и практического начал в системе образования, будущие врачи оказывались готовыми к нелегкой ежедневной практической деятельности. Они не только профессионально выполняли свои прямые обязанности, излечивая болезни, но и стремились просвещать народ, пытались облегчить их материальное положение. Истинной целью земских врачей было служение людям. Их беспокоили условия жизни крестьян и рабочих. На земских собраниях врачи пытались представить результаты собственных исследований крестьянского быта, чтобы повлиять на улучшение их жизни. Врачи оказывали людям не только медицинскую, но и материальную помощь. Медицинская интеллигенция не только пыталась решать прагматичные вопросы, касающиеся их профессиональных обязанностей и карьерных притязаний, но и проявляла общественную инициативу в организации социокультурного пространства [5, с. 176]. Подобное понимание своих обязанностей и целей не было бы возможным без соответствующего нравственного воспитания и освоения гуманитарных дисциплин. Выводы. Синтез гуманитарного и практического знания на медицинских факультетах не раз показал себя наиболее продуктивной моделью медицинского образования. Именно так было воспитано не одно поколение высококвалифицированных врачей, оказывающих реальную помощь населению, выполняющих культурно-просветительскую миссию и отличающихся чутким отношением к больным. Этот опыт не оставляет поводов сомневаться в необходимости сочетания узкопрофильного обучения с широким социально-гуманитарным образованием для преодоления кризиса университета и превращения науки и образования в движущую силу социально-экономического развития страны.

I A Belenova

Voronezh State Medical University

T A Smirnova

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education Lomonosov Moscow State University

Email: vrnvgma@mail.ru

  1. Кудашов В.И. Философия современного медицинского образования / В.И. Кудашов // Сибирское медицинское обозрение. - 2011. - №4.
  2. Куренной В. Бастард модерна. О текущем кризисе университета. http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyj-zapas-77-32011/10299-bastard-moderna-o-tekushhem-krizise-universiteta.html.
  3. Пирогов Н.И. Университетский вопрос / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.
  4. Сорокина Т.С. История медицины / Т.С. Сорокина. - М.: Академия, 2008.
  5. Яворская Ю.А. Медицинская интеллигенция в социокультурном пространстве российской провинции: 1860-е - 1917 гг. - Краснодар, 2003.
  6. Crawshaw, Ralph. Cynicism pervades modern medical schools. 10 июня 2009 http://www.thelundreport.org/resource/cynicism_pervades_modern_medical_schools.

Views

Abstract - 1

PDF (Russian) - 0

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies