ROLE OF MEDICAL ETHICS AND DEONTOLOGY IN SHAPING ATTITUDES OF DOCTORS TO THEIR PROFESSIONAL DUTY

Abstract


Ethics is traditionally considered one of the philosophical sciences. The real ethical and moral phenomena of human activity appeared much earlier ethics as a science, the formation of which is related to the emergence of a system of scientific knowledge about morality. In contrast to the moral ethics as a philosophical theory of morality does not arise spontaneously, but on the basis of conscious, theoretical work on the study of morality.

С позиции истории развития этических взглядов этика определялась как практическая философия, обосновывающая цели практической деятельности на базе идей о должном и сущем, о добре и зле, о счастье и смысле жизни. Этика трактует мораль как сферу общественной жизни на основе определенных норм и ценностей, регулирует отношения между людьми на основе моральных требований и понятий. Задачи этики состоят не только в том, чтобы объяснять мораль, но и в том, чтобы предложить обществу более совершенную норму и модель поведения. Этика и дает определение морали, и объясняет ее, и одновременно учит морали. Этика разъясняет то, как следует выполнять нравственные нормативы поведения, выделяя специфику содержания и формы этих нормативов[1]. Этика содержит в себе как учение о морально-сущем, о реально проявляющейся нормативности в поведении людей, так и учение о морально-должном, о том, как каждый человек должен вести себя в обществе, как должен определять свои нравственные цели, потребности и интересы. Этика к изучению морали подходит с позиций принципа историзма, учитывая то, что каждое общество имеет свои особенности реализации моральных норм и требований, свои нравы и принципы поведения. Мораль в истории общества эволюционирует, совершенствуется, прогрессирует, по-разному проявляются ее особенности в разные исторические периоды. Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Таким образом, несмотря на кажущийся всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали общества, существуют еще и особые нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких норм представляет собой одну из ветвей нравственного прогресса человечества, поскольку они являются отражением возрастающей ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она способствует применению общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, помогает успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика дает возможность специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности. Задачей профессиональной этики является не выдача готовых рецептов на все случаи жизни, но обучение культуре нравственного мышления, указание надежных ориентиров для решения конкретных ситуаций, влияние на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценка выработанных стереотипов поведения в различных областях профессиональной деятельности [2]. Медицинская этика (медицинская деонтология) - дисциплина раздела профессиональной этики, изучающая медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа). Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного [3]. Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками. Медицинская деонтология рассматривает вопросы соблюдения врачебной тайны, проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинской среде [4,5]. Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально нашли в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение [6]. Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и Законом РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь"[7]. Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению Минздравом РФ[8].Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания. Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.За свою врачебную деятельность врач, прежде всего, несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации - перед судом. Но врач, прежде всего, должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть. Выводы. Медицинская этика и деонтология регламентирует поведение врача в медицинской среде, вопросы взаимоотношений между врачом и пациентом, оказания своевременной высококвалифицированной медицинской помощи.

V I Grechkin

Voronezh State Medical University

Email: kaf.f.ter@yandex.ru

A V Pertsev

Voronezh State Medical University

Email: pertsev.vrn@yandex.ru

G I Sapronov

Voronezh State Medical University

Email: medkat@vsmaburdenko.ru

  1. Организационные и методические основы учебно - воспитательной работы в медицинском вузе: сборник научных статей. Выпуск №2/[под ред.И.Е. Есауленко]. -Воронеж: Научная книга, 2010. -472 с.
  2. Этические основы воспитания духовности в медицинском вузе: Материалы к конференции. / Под ред. проф. И.Э. Есауленко. Воронеж. гос. мед. акад. - Воронеж, 2003. - 145 с.
  3. Современные проблемы формирования учебной деятельности студентов медицинского вуза: Материалы конференции 29 марта 2002 г. Воронеж. гос. мед. акад. - Воронеж, 2002. - 272 с.
  4. К вопросу об организации научно - исследовательской работы студентов. Малыш Е.Ю., Ромашов Б.Б., Гречкин В.И.// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии/ Сб. ст. по материалам ХХХIХ междунар. Науч. Практ. Конф. №4(39).ЧастьI. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014, с.127-132.
  5. Некоторые аспекты оптимизации преподавания внутренних болезней на кафедре факультетской терапии. Гречкин В.И., Сапронов Г.И., Пахоленко О.А. // Инновации в науке. 2015. № 44. С. 62-67.
  6. Формирование у студентов медицинского вуза этико-деонтологических принципов взаимоотношений врача и пациента. Гречкин В.И., Сапронов Г.И., Пахоленко О.А. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №40. С. 88-94.
  7. Методические приемы в изучении и преподавании внутренних болезней на кафедре факультетской терапии. Перцев А.В. // В сборнике: Международна научна школа «Парадигма». Лято - 2015 сборник научнистатии в 8 тома. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. 2015. С. 196-198.
  8. Инновационный подход в преподавании внутренних болезней на кафедре факультетской терапии. Феськова А.А., Будневский А.В., Дробышева Е.С., Перцев А.В. // Инновации в науке. 2015. № 44. С. 143-147.

Views

Abstract - 4

PDF (Russian) - 0

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies