ETHICS IN THE ECONOMY


Cite item

Abstract

The paper looks into various problems of relationship between economics and ethics in the context of transformation of scholarly approaches to the issue in the course of history. It lays emphasis on the relating to modern life relationship of ethics and economics’ alternative estimates. The authors identify the major component of social and human life activities, responsible for national and spiritual specifics of the 21st century economy. Besides, it is stressed that the source of spiritual wealth is a man himself with his state of health, skill, experience and other virtues. The paper shows the need for a shift in the value system, motivated by objective changes in economic, social, spiritual, cultural and intellectual spheres aiming to ensure public interests. It is also noted that at the heart of acceptability or unacceptability estimates of any particular decisions relating to economic life is economic efficiency based on value components as well as social, moral, and ethical components, which are difficult to value in monetary terms.

Full Text

В процессе исторического развития взаимосвязь этики и экономики прошла несколько этапов трансформации взглядов на эту проблему. Так, например, А. Смит отделил экономику от этики и замкнул всё на хозяйственную жизнь, в то время как Карл Маркс соединил этику и экономику, но на передний план вывел экономические интересы, а этические нормы опустил до уровня борьбы за них. Далее процесс восстановления единства этики и экономики, где превалирующую роль начинает играть этика, проанализовал М. Вебер. Этика признается первичной в логическом и историческом смысле. Она консервативна, если трансформируется, то очень медленно. Он рассматривает экономику как относительно мобильную подвижную хозяйственную жизнь на которую воздействуют этические нормы. При этом этические нормы М. Вебер рассматривает и как импульс, и как препятствие экономическому развитию. Однако, события ХХ века продемонстрировали невиданные успехи рыночного хозяйства у народов с совершенно иным укладом жизни, другими этико-культурными ценностями. Тому свидетельством служат Япония, «азиатские тигры» и особенно Китай. Последний невиданными темпами развивает рыночную экономику на основе этики конфуцианства, идеологии марксизма (маолизма) и базиса действительно смешанной экономики. В результате имеет рыночную экономику, но с четко выраженным этико-национальным лицом. Согласно позиции американского экономиста Т. Веблена, традиции, обычаи, взгляды людей отстают от изменений в области производства, что вызывает необходимость разрешений противоречий между устаревшими «институтами» и «новой средой». Становится очевидным, что познание процессов социально-экономического развития общества невозможно без взаимосвязи экономики и этики. Применительно к современной действительности во взаимосвязи этики и экономики выделены некоторые альтернативные оценки: - этика полностью формируется и управляется экономическими интересами; - этические нормы выходят за рамки экономического анализа; - принципиальное различие между этическими нормами и экономическими интересами не существует, поэтому этика не может быть предметом исследований экономической теории; - этика является предметом экономической теории как важнейшая предпосылка социально-экономического развития общества. В последнем положении содержится ключ к пониманию не только процессов прошлого, но и в еще большей степени - настоящего и особенно будущего. Анализ происходящих в обществе процессов должен базироваться на принципах и моделях социально-экономического развития, но с учетом национальных особенностей, материальных и духовных составляющих жизнедеятельности народа. Формирование рыночной экономики необходимо соотносить с имеющимися в стране реальными политическими, духовно-культурными, психологическими, социальными и экономическими предпосылками, исходя из которых только и возможно осуществить адаптацию той или иной общетеоретической модели к реальной национальной социально-экономической действительности. Забвение национальной составляющей бытия человека неизбежно ведет к тупиковой ситуации, а в худшем случае, к социальному протесту и взрыву. Даже К. Маркс, разработав всеобщие принципы смены социально-экономических фармаций обращал внимание на то, что в различных исторических обстоятельствах одни и теже мероприятия приведут к совершенно различным результатам. Еще до начала реформ в России 1990 года американский экономист Дж. Гэлбрейт обращал внимание на пагубность рецептов западных «специалистов», предостерегал от радикальности проведения социальных реформ и призывал сохранить в нашей стране социальные завоевания. Он подчеркивал, что рецепты «социальной терапии» означают движение к «дикому капитализму» XIX в. со всеми его контрастами. Результаты реформ не только подтвердили его правоту, но и превзошли все ожидания. Необходимость сдвига в системе ценностей, обусловленная изменениями в экономической, экологической, интеллектуальной, духовно-культурной сферах вызывает все большую ориентацию на общественные интересы, глобальные подходы, этические оценки жизнедеятельности нации и мирового сообщества. Уже в настоящее время экономисты, социологи, философы обращают внимание на неполноту ориентации на чисто рыночные механизмы, которые всё больше ориентируются на общественные потребности, что требует смены парадигмы развития и механизмов его реализации. Отсюда вытекает необходимость изменения образа мышления и внесения корректив в систему социально-экономических и этико-культурных ценностей, причем речь идет об изменении структуры потребностей, а не об их сокрашении. Это требует ограничения потребностей в материальных благах рамками достаточной необходимости для достойной жизнедеятельности людей и обращения взоров потребителей на духовные блага, связанные с совершенствованием личности и общественными деяниями на основе нравственных начал, моральных ценностей как способа осознания собственного бытия. В данном аспекте проблемы заслуживает внимания разработанный Исследовательским институтом социального развития при ООН в качестве нового показателя оценки социально-экономического благосостояния стран мира индекс человеческого развития, который объединяет в себе стоимостные и натуральные показатели. Причем натуральные показатели, как правило, отражают социальный аспект жизнедеятельности общества той или иной страны. Для обеспечения единства экономических и социальных показателей для последних введена шкала коэффициентов, в соответствии с которыми подлежит корректировке чисто экономический показатель - валовой внутренний (национальный) продукт на душу населения. Утверждение подобного рода показателей в качестве официальной статистической отчетности на международном и национальном уровнях позволит по-новому взглянуть на состояние и развитие тех или иных стран. Но главное заключается в том, что такой подход позволяет учитывать духовные ценности, а значит жить в новом тысячелетии существенно скорректировав старую методологию прошлого. Таким образом, этика и экономика - это две взаимосязанные, взаимодействующие и взаимообусловливающие составляющие жизнедеятельность человека и общества. Поэтому этика, олицетворяющая систему морально-нравственных ценностей, должна включаться в экономику с целью анализа важнейшей предпосылки социально-экономического развития, игнорирование которой может вызвать отторжение народов чуждой по духу модели экономической системы общества.
×

About the authors

O I Alekseeva

Voronezh State Medical University

Email: o.alekseeva@vsmaburdenko.ru

A A Malikov

Voronezh State Medical University

Email: a.malikova@vsmaburdenko.ru

References

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Экономисть, 2010.
  2. Любимцева С.В. Трансформация экономических систем. - М.: Экономисть, 2003.
  3. Осипова И.Н. Этика и культура управления: учеб. пособие. - М.: Форум, 2011.
  4. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело, 1991.
  5. Эклунд К. Эффективная модель. - М.: Экономика, 1991.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies