ECOLOGICAL CRISIS AND THE NEED FOR FORMATIONOF ENVIRONMENTAL OUTLOOK

Abstract


Opinions Russian philosophers cosmists on the economic activity of people. Crisis of technocratic culture and threat of existence of a civilization. The defining role of the personality during global ecological crisis. Illness as category of human culture. The development of competencies of the students in the evaluation of tuberculosis morbidity risk factors with a focus on the formation of the environmental focus of people's behavior.

Один из русских философов-космистов Н.Ф. Фёдоров в своём труде «Философия общего дела» заявляет, что главная цель общего дела человечества состоит в управлении хаотическими силами природы: «…нет в природе целесообразности…, …её должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность» [1, С.71]. Средством для наведения порядка должна стать хозяйственная деятельность. Эту мысль развивает С.Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства» в 1912 г.: «Человек создаёт как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту - он творит культуру. Рядом с миром естественным создаётся мир искусственный, творения человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению» [2, С.13-32]. По существу, такое представление о космогонической функции человека, оправдывает его стремление преобразовывать естественный мир биосферы в искусственные технократические инфраструктуры. Однако череда катастроф со всей очевидностью показала кризис роста техногенных систем. Технический прогресс, сопровождавшийся чувством оптимизма и ощущением вседозволенности, неистощимости ресурсов, сопровождался ростом экологической и геополитической агрессивности. В конечном счете, произошёл сдвиг в самих природных и социально-экономических основах существования цивилизации. Человечество, по словам В.И. Вернадского, обретя разум, перестраивает биосферу, переводя её в качественно новое состояние - ноосферу. Такую великую вселенскую трансформацию он рассматривал как закон природы. «Мы живём в небывалую геологически яркую эпоху. Человек своим трудом и своим сознательным отношением к жизни перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни, биосферу. Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создаётся стадия ноосферы. Сейчас в биосферной земной оболочке происходит бурный расцвет, дальнейшая история которого представляется грандиозной» [3, С. 56-57]. В то же время в биосфере существуют группы организмов, враждебных человеку, обладающих высоким биологическим потенциалом, способных к активному видообразованию. Эволюция всегда протекает в борьбе за существование и носит адаптивный характер. По В.И. Вернадскому «Человек реально понял, что он житель планеты. …Он, как и всё живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определённой земной оболочке, с которой он неразрывно связан и, уйти из которой не может. Его существование есть её функция, он несёт её с собой повсюду. И он её закономерно непрерывно изменяет». Человек руководствуется в этом взаимодействии своим разумом. Вернадский пишет: «…Подобно тому, как живое, преобразуя косное, создаёт биосферу, человечество научной мыслью и трудом, преобразуя биосферу, создаёт ноосферу». Непредвзятый взгляд на причины современных экологических катастроф даёт ясное понимание того, что они являются результатом хищнического отношения общества к природе в процессе хозяйственной деятельности. Поэтому таким важным представляется осознание роли человеческого разума в создании ноосферы. Человек в процессе хозяйственной деятельности абсолютизирует свои жизненные интересы и возводит барьер между собой и природой - источником своей жизни, порождая экологический конфликт как часть противоречия современной культуры. Именно личность, как субъект культуры, в ходе своего формирования, играет в данном процессе определяющую роль, а не только простое участие научной мысли, функционирующей в качестве «оптимизатора» экологии, который через экологическое воспитание формирует экологическое мировоззрение и решает грандиозную культурологическую задачу по преодолению отчуждения человека от природы - положения, в котором человек оказывается вне культуры. Таким образом, современные экологические проблемы оказывают на культуру гуманизирующее воздействие. Принцип взаимозависимости должен быть базисом динамического взаимодействия природы и человеческой мысли, поскольку, как мысль, так и само человеческое существование целиком зависит от природы. Обобщая опыт предыдущих тысячелетий, можно утверждать: цивилизация всё ещё жива потому, что до сих пор люди, делаясь сильнее благодаря техническому прогрессу, становились вместе с тем и мудрее. Они совершенствовали правила компромисса во взаимоотношении между собой и природой, последовательно адаптируя возрастающее техническое могущество к нормам культурного поведения. Выживание человека в условиях глобального экологического кризиса, несомненно, зависит от научных знаний, внедрения в практику новых достижений. Но достижения науки и техники не смогут принести ожидаемых результатов без опоры на нравственное воспитание, на определённые культурные традиции. Вернадский был убеждён, что научное мировоззрение нельзя отделять от религии, философии и искусства, которые определяют нравственные ориентиры развития общества. Культуру называют негенетической памятью людей. Академик Д.С. Лихачёв подчёркивал: «…гуманитарные науки и искусства формируют нравственный мир каждого отдельного человека и всего общества в целом» [4]. Господствующее мировоззрение, этические нормы как признаки культуры также играют важную роль в сохранении социума. Б.П. Буравков замечает, что болезнь и здоровье во многом категории человеческой культуры, а не естественнонаучные понятия, и рациональные компоненты синтеза должны органически сливаться с культурными для того, чтобы в ходе теоретического синтеза медицина не потеряла своей сущности. Синтез направлений медицины следует рассматривать как синтез разных медицинских культур, а в самой культуре необходимо выделить основание, которое снимало бы формы, но удерживало бы сущность медицины [5, С. 20 - 21]. Необходимо отметить, что экологические, гуманитарные, морально-нравственные проблемы социума требуют от специалиста-профессионала высокого уровня знаний и глубокого понимания, в том числе, и медико-социальных рисков заболеваемости социально-обусловленными болезнями. Кафедра фтизиатрии ВГМУ имени Н.Н. Бурденко, ориентируя студентов в правильной оценке медико-биологических и социально-гигиенических факторов риска заболеваемости населения туберкулёзом, содействует формированию у обучающихся компетенций, без которых немыслима полноценная и многогранная врачебно-служебная и культурно-просветительская деятельность современного врача. Среда обитания, обусловливая наше здоровье, требует от современного человека строгого следования верно выбранным нравственным ориентирам с совокупной экологической направленностью культурных и биологических норм поведения людей.

V A Nikolaev

Voronezh State Medical University

Email: doktornikolaev@mail.ru

O V Velikaya

Voronezh State Medical University

Email: alexvel@rambler.ru

N A Stogova

Voronezh State Medical University

Email: stogova.51@mail.ru

  1. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Русский космизм. - М., 1993. - С.71.
  2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1912. - С. 13-32.
  3. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. Тр. Биогеохимической лаборатории. Т. XVI. - М., 1980. - С. 56-57.
  4. Лихачев Д.С. Интервью в связи со 125-летием со дня рождения В.И. Вернадского // Наука в СССР. - 1988. - №2.
  5. Буравков Б.П. Методологические проблемы синтетической медицины // Философские проблемы биологии и медицины. Сб. ст. научн. конференции. Выпуск 1 / Под ред. д.м.н., проф. И.Э. Есауленко. - Воронеж: ВГМА, 2014. - С. 20-21.
  6. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Русский космизм. - М., 1993. - С.71.
  7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1912. - С. 13-32.
  8. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. Тр. Биогеохимической лаборатории. Т. XVI. - М., 1980. - С. 56-57.
  9. Лихачев Д.С. Интервью в связи со 125-летием со дня рождения В.И. Вернадского // Наука в СССР. - 1988. - №2.
  10. Буравков Б.П. Методологические проблемы синтетической медицины // Философские проблемы биологии и медицины. Сб. ст. научн. конференции. Выпуск 1 / Под ред. д.м.н., проф. И.Э. Есауленко. - Воронеж: ВГМА, 2014. - С. 20-21.

Views

Abstract - 2

PDF (Russian) - 0

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies