CONCEPT "HEALTH" IN THE CONTEXT OF PHENOMENOLOGY

Abstract


The article attempts to examine the concept of "health" in the light of the phenomenological approach. The basis of such a review on the concept of "the Other", which is being actively developed in the framework of phenomenology. The "Other" can be represent in the life-world of the individual subject, by analogy with the body. The body is one of the poles of the identity of the individual in the social space. Analog apperception arises also by analogy with their inner world. The inner world in the same way as the physicality is the basis for the formation of a "first-sphere" individual subject of social interaction.

Согласно ВОЗ, здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Само представление о таком благополучии формируется не только на основе своего внутреннего опыта, но и на базе взаимодействия с другими людьми. Социальное взаимодействие целесообразнее всего описать в терминах феноменологии как проблему «Другого». При этом «Другой» может быть репрезентирован в жизненном мире индивидуального субъекта по аналогии со своим телом. Эта аналогия, согласно Э. Гуссерлю, представляет собой «аналоговую апперцепцию», которой он даёт следующее определение: «С самого начала ясно, что только подобие, благодаря которому внутри моей первопорядковой сферы тело, находящееся там, связывается с моим телом, может служить основанием для мотивации восприятия по аналогии, при котором это тело воспринимается как живое тело «Другого»» [1, С. 461]. Тело оказывается одним из полюсов самоидентификации индивида в социальном пространстве. По словам известного специалиста в области феноменологии тела В.Подороги, «наше тело исчезает в той точке и в тот момент, когда мы насыщаемся тем, от чего мы отказываемся, что не имеет для «чувственного» значения в самом акте восприятия. Открываясь миру, мы исчезаем» [5,17]. В. Подорога в своей книге «Феноменология тела» описывает те случаи из медицинской практики, при которых пациенты теряли ощущение своего тела или части тела вследствие психических расстройств. Этим ещё раз демонстрируется, что физическое благополучие есть неотъемлемая характеристика личности пациента. Более того, как показал А.Ф. Лосев, один из выдающихся исследователей античной культуры, по аналогии с человеческой телесностью выстраивается и представление о космосе, который в понимании античного грека ««есть живое трехмерное тело» [3]. Вместе с тем, представление о теле как основе для аппрезентации нуждается в дополнении [2]. Аналоговая апперцепция возникает также и по аналогии со своим внутренним миром. Внутренний мир точно так же как и телесность является основой для формирования «первопорядковой сферы» индивидуального субъекта социального взаимодействия. На основе такого типа аппрезентации можно реконструировать образ «Другого» и внешнего мира в целом. На этом основан немецкий объективный идеализм, который известный специалист в области феноменологии В.И. Молчанов характеризует как «приключениями трансцендентального субъекта» [4, с.70-83]. Таким образом, процесс аппрезентации в целом может быть представлен как взаимодействие двух типов реконструкции образа «Другого»: по аналогии со своим телом и со своим внутренним миром. По отношению к этим «первопорядковым сферам» все дефиниции здоровья - это «знание второго уровня» по А.Щюцу. Как писал А. Щюц, «… если общественные науки действительно направлены на объяснение социальной реальности, то научные конструкции второго уровня также должны включать в себя ссылку на субъективное значащее действие, т.е. на значение, которое действие имеет для действующего» [7]. В этом отношении «здоровье» тоже относится к социальной реальности, определяемой на основе совокупности «субъективно значащих действий». В контексте нашего рассмотрения «субъективно-значащие действия» - это конституирование на основе того или иного типа аппрезентации определённой картины мира, частью которой являются и представления общества о здоровье. В частности, с этих позиций можно охарактеризовать содержание общественного сознания современного общества. Система его смыслов имеет свою предысторию. Первоначально, как уже было упомянуто выше, мировоззрение античной Европы основывалось на представлении о космосе как о гигантском живом теле. Таким путём конституировался и социальный мир как часть космоса. В этом смысле можно утверждать, что в античной культуре возобладал тот тип аппрезентации, который построен на аналогии с «Другим» как с телом. В последующую эпоху Средневековья подлинной реальностью признавался трансцендентный Бог, который в первую очередь есть Личность. Человек сотворён по образу и подобию этой личности. Описанные исторические эпохи были основаны на двух глубинных паттернах культуры: на аппрезентации относительно собственной телесности и на аппрезетации относительно внутреннего мира личности (Средневековье). Это одни из наиболее очевидных примером описанных нами интенций «Другого» в созании представителей разных обществ. Особое место в истории занимает Древний Египет, в культуре которого, по мнению Г.Гегеля, символическая форма искусства достигла наиболее совершенной формы. Одной из таких форм Г. Гегель полагал мумию и сфинкса. По его мнению, в этих артефактах эссенция символа была выражена наиболее полно. Для нас же важно то, что такая гармония содержания и формы может быть описана в терминах феноменологии как равновесие двух типов аппрезентации. В свою очередь в последовавшее за перечисленными эпохами Новое время начался новый разворот в сторону аппрезентации, в центре которой собственное тело. Однако, это уже особый паттерн восприятия телесности, основанный на интенциях индустриальной цивилизации. Наиболее характерные черты данного паттерна описаны в работах таких философов как Э. Фромм и Г.Маркузе. Согласно Э. Фромму, основной психологической особенностью современной цивилизации является преобладание «кибернетической религии», основанной на рыночном типе характера. Одной из важнейших черт такого характера является отсутствие своего «я» как центра личности, преобладание манипулятивного интеллекта над разумом и своеобразное поклонение машине как смысловому центру такого мировоззрения. Происходит отождествление части своей личности с машиной. В результате такой человек утрачивает интерес даже к миру вещей. В своей книге «Иметь или быть» Э. Фромм описывает трансформации личности данного типа следующим образом: «Почему современные люди так любят покупать и потреблять, но не дорожат тем, что приобретают? Наиболее правильный ответ на этот вопрос заключается в самом реноме рыночного характера. Отсутствие привязанности у людей с таким характером делает их безразличными и к вещам. И, пожалуй, единственное, что для них в какой-то степени важно,- это престиж или комфорт, который эти вещи обеспечивают, но не сами эти вещи как таковые. Поскольку и к ним не существует никаких глубоких привязанностей, то в конечном счете они просто потребляются, как потребляются друзья и любовники» [6]. В дополнение к описанию сущности «кибернетической религии», предложенному Э. Фроммом можно привести структуру социального взаимодействия в рамках модели такого общества, изложенную в книге Г. Маркузе «Одномерный человек». Г. Маркузе описывает данную структуру так: «Мы можем различать истинные и ложные потребности. «Ложными» являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Утоляя их, индивид может чувствовать значительное удовлетворение, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. Результат - эйфория в условиях несчастья. [Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе [Электронный ресурс] - (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Markuze/index.php)]. Таким образом, и категория «здоровье» в таком обществе понимается не как ценность сама по себе, а как товар. В этой связи не случайно, что в современном политическом дискурсе здравоохранение относится к «сфере услуг». Можно, следовательно, утверждать, что такое положение дел на фундаментальном уровне связано с наращением равновесия между двумя рассмотренными выше типами аппрезентации.

V V Inyutin

Voronezh State Medical University

Email: inutin@invbox.ru

  1. Гуссерль Э.Логические исследования. Картезианские размышления / Э.Гуссерль.- Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000.
  2. Инютин Вл.В. Объективность в историческом познании: феноменологический подход Философия и методология истории: сб. науч.ст. VI Всероссийской науч. конф., Коломна, 27-28 ноября 2015 г. / Минобрнауки РФ, М-во образования Моск. обл. , Гос. соц-гум. ун-т / Отв. ред. С.Г. Калашников. - Коломна: ГСГУ,2015.
  3. Лосев А.Ф. История античной эстетики [Электронный ресурс]// Космос и его структура [Интернет-портал]. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lose002/txt26.htm
  4. Молчанов В. И. Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант / В.И. Молчанов // Феноменологическая концепция сознания: сб. ст. - М.: Рос.гуманит. ун-т, 1998.
  5. Подорога В. Феноменология тела / В. Подорога. - М. : «Ad Marginem», 1995. - C. 17
  6. Фромм Э. Иметь или быть [Электронный ресурс] / Э. Фромм -Режим доступа: http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe2.txt_with-big-pictures.html
  7. Щюц А.Формирование понятия и теории в общественных науках [Электронный ресурс]// Библиотека философской антропологии Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/schutz.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies