CIVILIZATION DISEASES. FEATURES OF MODERN TYPE OF THE PERSON

Abstract


Health is a difficult, global, sociocultural and universal phenomenon having an inherent value for people. In the last decades appeared a new term - "civilization diseases" (diseases of the XX-XXI centuries) which means the diseases on the base of human society development, such as diseases connected with internal problems, violation of moral norms and mechanisms of adaptation to adverse factors of the anthropogenically changed environment in the conditions of the prompt growth of scientific and technical progress, typical for this century, and some other manifestations of human activity having global character. Seventy five percent of all cases of death in the industrial countries belong to civilization diseases. The group of civilization diseases includes pathologies of cardiovascular, nervous, immunological, digestive, endocrine systems. Among them cardiovascular, oncological, pulmonary diseases and diabetes are leading reasons of mortality, disability and temporary incapacity. The relevance of this subject responds to the fact that the health of the person gets still greater importance in modern conditions of the global moral and ecological crisis which is characterized by negative tendencies in dynamics of health, so an ordinary increasing interest in a health problem in its general scientific, philosophical and anthropological aspects appears. The solution of the problem of health improvement is possible only by means of changing the person and his worldview. It is necessary to form the health of the person completely in the unity of his body, his soul and his spirit with the corresponding hierarchy of material and spiritual values.

Здоровье - извечная проблема человека и неизбежная тема его мечтаний. Здоровье во всех обществах, конфессиях, в любом этносе входит в число социальных ценностей. Степень его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то, что здоровье никогда не считалось антиценностью - факт, установленный многими этнографами и социологами. В условиях первобытного строя главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. На этой ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала осознаваться. Физически и интеллектуально самые сильные представители общины становились вождями, предводителями племени, руководителями охотничьих групп. Как видим, индивидуальное здоровье для жизни племени было определяющим, оно осознавалось как витальная ценность и культивировалось в племени с детства. Анализ античных текстов и монографий, посвященных античности, приводит к выводу, что античное мировосприятие обретает целостность и своеобразие в универсальном понятии «порядка» - упорядоченности, согласованности и соразмерности. Здоровая душа развивается согласно собственной природе - гармонично и согласованно, воспроизводя первопринцип порядка, уподобляясь космосу и приближаясь к «Высшему Благу». Средневековье также ценило воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Эти античные принципы совпадали с основными христианскими добродетелями. По учению богословов тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования силы духа, выражающейся в вере в Бога. И если античная философия выделяла в человеке две составляющие - душу и тело, то библейское осознание значения веры открывает в бытии человека еще одну сферу - сферу духа. Главными добродетелями признаются такие способности души , как вера, надежда, любовь, праведность, смирение, способность к лишению себя плотских утех: сытой еды, теплой одежды, красивого жилища, светских развлечений и т. п. Отношение к здоровью меняется в средневековой медицине. В это время происходит углубление специализации медицинского труда, выделение его из системы других знаний, в том числе философских. Отношение к здоровью «очеловечивается» и «спускается на землю». Медицина в IX - X вв., преимущественно на Востоке, достигла чрезвычайно высокого уровня. Здоровье в их трактовках уже рассматривается в оппозиции здоровье-нездоровье, а не в оппозиции здоровье-болезнь, что подчеркивает необходимость не только лечения болезни, но и исследования режима здоровых людей. В дальнейшем, на протяжении всего Нового и Новейшего времени, позиция здоровье-нездоровье концентрируется в наибольшей степени в пространстве спорта - укрепления своего тела и формирования физической культуры. В эпоху Возрождения человеческая личность, своеобразие и уникальность каждого индивида приобрели невиданную ранее ценность и значимость. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. С антропоцентрической установкой связан и характерный для Возрождения культ красоты. Не случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего, прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, выступает в тот период главенствующим видом искусства, а фигура художника-творца становится как бы символом эпохи. В эпоху Ренессанса и Нового времени философы, художники, ученые стремятся к правдивому изображению природы человека. Ф. Бэкон относил здоровье к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. В Новое время начинает преодолеваться противопоставление здоровья физического и здоровья духовного. Значительную роль в этом сближении сыграли научные открытия XVII - XVIII веков в естествознании. Они не только показали несостоятельность дуалистической концепции души и тела, но и убедительно подтвердили их взаимодетерминированность. Ведущей концепцией этого периода предстает признание здоровья человека «первым благом» и «основанием всех других благ жизни», т. е. выделение в числе основополагающих ценностного аспекта здоровья. В философско-антропологической мысли начала XX в. усилилось осознание дихотомии души и тела, биологического и социального в человеке. Появились учения, в которых доминирующим фактором в становлении и развитии человека и его здоровья рассматривались либо биологические, либо социальные обстоятельства. В современных условиях в науке начинает преодолеваться фрагментарный подход к рассмотрению здоровья и укореняется интегративный подход к нему как единству физического и духовного. Анализ современной ситуации в обществе свидетельствует о том, что и бинарная трактовка здоровья исчерпывает себя, а подлинная интегративность формируется с включением в характеристики здоровья третьей составляющей - социального здоровья человека и общества [2, С. 412]. Схематично эти изменения можно представить следующей «цепочкой»: «физическое» - первобытное общество; «гармония души и тела» -античность; «духовное» - средневековье; сближение «физического и духовного» - Новое время; интеграция «физического, духовного и социального» - современность. Отношение современного человека к своей болезни представляет собой важный уровень системы отношений в социальной ситуации развития заболевания и включает следующие аспекты: • отношение человека к своим ощущениям, чувствам и эмоциям, к себе как личности в целом; отношение к информации о своем диагнозе; отношение к окружающим, включая мнение пациента о том, как к нему и его болезни относятся другие люди; • отношение к социальным ситуациям, в которые включен пациент (учебе, работе, лечебному процессу и др.); отношение к прошлому, настоящему и будущим перспективам его жизни. Типы пациентов и их отношение к болезни Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без основания видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление активно содействовать врачу в процессе лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза (инвалидизация) - переключение интересов на области жизни, доступные больному. При благоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, на своей работе. Эргопатический (Эр). «Уход от болезни» в работу, несмотря на тяжесть заболевания. «Одержимость» работой выражена подчас больше, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением, во что бы тони стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности. Анозогнозический (Ан). Отрицание очевидности болезни. Отказ от обследования и лечения. Легкомысленное отношение к болезни и лечению - «все само собой обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Анозогносты, как правило, не отличаются высоким интеллектом, они малообразованны, часто подвержены алкоголизации и наркотизации. Истинную анозогнозию следует отличать от псевдоанозогнозии, когда психотравмирующий фактор (наличие болезни) вытесняется механизмом психологической защиты, блокирующим тревогу. Истинную анозогнозию нельзя путать с алекситимией - неспособностью выразить словами (вербализировать) свои ощущения. Многие пациенты не умеют изложить жалобы, анамнез, затрудняются рассказать о взаимоотношениях в семье, нередко не понимают сути вопросов врача. Тревожный (Т). Беспокойство, мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых методов лечения, новой информации, «авторитетов». Постоянное тревожное состояние. Такие пациенты предпочитают слушать мнения других, а не прерывно высказывать жалобы. Опасаются возможных осложнений болезни, неудач лечения, других неудач (в работе, в семье и т. д.). Защита от тревоги - приметы и ритуалы. Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и других неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Сочетание желания лечиться и неверия в успех лечения, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур. Неврастенический (Н). Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях. Раздражение изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием, часто слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость, несдержанность, неспособность ждать облегчения. Поведение по типу «раздражительной слабости». Меланхолический (М). Неверие в выздоровление, в улучшение состояния. Депрессия, пессимистический взгляд на все окружающее. Неверие в успех лечения даже при явном улучшении объективных показателей. Апатический (Ал). Безразличие к исходу болезни, результатам лечения. Утрата интересов к жизни. Пассивное исполнение назначений врача при настойчивом побуждении. Сенситивный (С). Озабоченность возможным неприятным впечатлением, которое может произвести известие о болезни на окружающих. Такой пациент опасается, что окружающие станут относиться к нему пренебрежительно, считать его неполноценным, боится стать обузой для близких. Эгоцентрический (Эг). Болезнь напоказ. Страдания и переживания пациента должны полностью завладеть вниманием окружающих. Другие люди, требующие внимания, воспринимаются как «конкуренты», отношение к ним неприязненное. Болезнь «условно приятна», пациенту «не выгодно» стать здоровым. Паранойяльный (П). Болезнь воспринимается как результат чьего-то злого умысла, «сглаза» и «порчи». Процедуры, лекарства вызывают подозрения. Врачи зачастую обвиняются в халатности и т. п. Дисфорический (Д). Настроение мрачное, озлобленное. Вид угрюмый. Ненависть к здоровым. Вспышки злобы с обвинением в своей болезни других. Близкие должны во всем угождать больному (иногда «мнимому»). Проблема здоровья человека должна решаться в русле комплексного, системного подхода. Социально-философский анализ здоровья позволяет выяснить место здоровья в жизни общества и человека, выявить диалектику естественной и социальной его сторон, проанализировать место здоровья в структуре ценностей и основные условия его формирования, сохранения и укрепления [4, С. 183-184]. В последние десятилетия появился и постепенно закрепился термин - «болезни цивилизации» (болезни XX-ХXI вв.). Интересен результат вскрытия более 300 погибших солдат американской армии во время Корейских событий в пятидесятые годы, возраст которых равнялся 22 годам, они не имели признаков атеросклероза и при жизни считались абсолютно здоровыми. Но при патологоанатомическом исследовании у 75% из них были поражены коронарные сосуды атеросклеротическими бляшками. У каждого четвертого просвет артерий оказался суженным на 20%, а у каждого десятого - на 50%. Такую картину можно наблюдать у жителей стран с высоким жизненно-экономическим потенциалом. Существует множество теорий обусловленности здоровья. Одной из самых распространенных среди них является теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации. Эту теорию представили еще в 50-х гг. XX в. французские медики Э. Гюан и А. Дюссер, в России - академик Б.Н. Чумаков [7, С. 26]. Болезни цивилизации - заболевания человека, связанные с духовным неблагополучием, нарушением морально-нравственных норм и механизмов адаптации к неблагоприятным факторам антропогенно-измененной среды в условиях стремительного роста научно-технического прогресса. Стадии надлома и разложения цивилизации сопровождаются, как правило, увеличением числа заболеваний, характерных для каждой эпохи. На современном этапе перехода западной цивилизации в постиндустриальное пространство люди столкнулись с реальной возможностью самоуничтожения человечества, поскольку преобразующая сила общественного производства стала сравнима помощи с природными процессами. В связи с этим человечество встало перед необходимостью решения таких глобальных проблем, как предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение гонки вооружений, изучение космоса, охрана здоровья и ликвидация наиболее опасных заболеваний, установление неблагоприятных последствий НТР и экологического кризиса. Проявлениями последнего являются изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического фонда, недостаточная энергетическая, ресурсная и продовольственная обеспеченность, демографический дисбаланс, растущая загрязненность окружающей среды [5, С. 32-33]. К. Лоренц, австрийский зоолог, считает психическим заболеванием, коллективным помешательством тот факт, что люди, опьяненные своими технологическими победами, делают глупость, прилагая технические средства к живой природе и разрушая, таким образом, основы собственной жизни. Сегодня населению планеты Земля предоставлен выбор: либо разумное управление дальнейшим социальным прогрессом, либо гибель цивилизации. Ресурсоемкость основанного на научной технологии стиля жизни превышает естественные ограничения нашей среды обитания. Практиковать этот стиль жизни можно лишь за счет других живущих на Земле людей и за счет потомков. В настоящее время так живут почти 13 % населения Земли. Они поглощают около 70 % не возобновляемых ресурсов и выбрасывают такую же долю загрязняющих веществ [6, С.111]. Основной характеристикой постиндустриального (информационного) общества является то, что информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье, а массовое, стандартизованное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которого лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супертехнологии [6, С.117]. Система «человек - человек» заменяется системой «человек - компьютер - человек», что неизбежно ставит вопрос о социальной изолированности субъекта, разрыве понимания между людьми разных компьютерных поколений [6, С.120]. Не подлежит сомнению тот факт, что медицина оказала особое влияние на судьбу человечества. Во многом благодаря ее заслугам существенно изменилась демографическая ситуация. Побеждены заболевания, порождавшие массовые эпидемии (чума, натуральная оспа). В результате открытия новых терапевтических методов значительно увеличилась продолжительность жизни людей. Найдены способы лечения болезней, считавшихся прежде неизлечимыми. Однако на смену побежденным болезням приходят новые , более жестокие и изощренные по форме, мимикрирующие, стремящиеся обмануть иммунную систему. К группе болезней цивилизации относят патологии сердечно - сосудистой, нервной, иммунной, пищеварительной, эндокринной систем. Из них сердечно - сосудистые, онкологические, легочные болезни и сахарный диабет прочно заняли ведущие места среди причин смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности [1, С.9]. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) семьдесят пять процентов всех случаев смерти в индустриальных странах относятся к болезням цивилизации. Первое место занимают сердечно - сосудистые заболевания (атеросклероз и его осложнения: инсульты, инфаркты, - гипертоническая болезнь). Далее - онкологические. На третьем месте - ятрогенные заболевания, т.е. заболевания, возникающие от перенасыщенности современными лекарствами. Следует назвать среди болезней цивилизации: ожирение; сахарный диабет; болезни прямой кишки (колиты, рак); венозная недостаточность и варикозная болезнь; аллергические заболевания; болезни позвоночника и суставов (остеохондроз и остеоартроз); эректильная дисфункция у мужчин и многие другие. Что же заставляет выделять эти заболевания в отдельную группу? Среди бесспорных факторов риска наиболее существенными и распространенными являются следующие: гипокинезия и гиподинамия; переедание и связанная с ним избыточная масса тела; постоянное психоэмоциональное напряжение, неумение отключаться и правильно отдыхать; злоупотребление алкоголем и табакокурение. Гипокинезия (от греч. hypokinesia - недостаточность движения) - ограничение количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимом в период заболевания и сопровождающееся в ряде случаев гиподинамией. Переедание. Современный человек добывает пищу легким движением руки, открывая дверку холодильника несколько раз в день. Его желудок при приеме больших ее количеств не растягивается, как воздушный шарик, а просто в нем расходятся складочки, из которых он состоит. Постоянное переедание приводит к увеличению массы тела - ожирению, а ожирение - к болезням. Кроме того, современный человек ушел от гармонии с природой, он уже не ложится спать с заходом солнца и не просыпается, когда его первые лучи проникают в пещеру и т.д. Пробуждение от звонка будильника уже не физиологично и вызывает стресс, и так целый день на протяжении многих лет. А неуверенность в завтрашнем дне, бесконечные революции, войны, перестройки и кризисы? Все это привело к тому, что современный человек, по мнению ученых, находится в состоянии хронического стресса и горе тому, кто не умеет с этим стрессом бороться. [7, С. 26-27]. С начала XX столетия уровень заболеваемости стал расти в геометрической прогрессии. Для настоящего времени характерно исключительно быстрое нарастание социальных изменений. В то же время запрограммированные эволюцией биологические процессы меняются крайне медленно. В столкновении первого со вторым и заключается одна из причин болезней цивилизации. Свое конкретное клиническое выражение это несоответствие находит прежде всего в так называемом неврозе неотреагированных эмоций, который лежит в основе возникновения инфарктов миокарда, гипертонической болезни, атеросклероза, сахарного диабета и широкого спектра неврологических заболеваний. Следствием все возрастающей механизации и автоматизации труда является гиподинамия - резко сниженная мышечная активность. Доля физического труда в деятельности человека сто лет назад составляла 98 %, а сейчас - около 2 %. Не тренированность организма способствует развитию сердечно - сосудистой патологии, ожирения. Второе место по распространенности занимают опухолевые заболевания. Диагноз «рак» сегодня стал приговором для многих миллионов людей. Саркомы, лейкозы еще в начале XX века встречались в единичных случаях. В 1913 году немецкий врач Адлер насчитал 375 случаев рака легких в мире. А уже в 1970 году в СССР были зарегистрированы 50 000 заболевших, в 1985 году в США - 125 000. В большей части случаев ведущим этиологическим фактором этого заболевания является курение. Среди факторов, вызывающих опухоли, выделяют: химические (неорганические удобрения, пестициды, никель, асбест, выхлопные газы); физические (ионизирующее излучение, наземные испытания ядерного оружия, рентгеноизлучение); иммунологические (вследствие приема лекарств); генетические (из-за генетических поломок, вследствие болезней родителей, их вредных привычек). Современная цивилизация характеризуется значительным ростом числа заболеваний, в основе которых лежат порочные наклонности человека. К ним относятся табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, сифилис, трихоманадиоз, гонорея, хламидиоз, уреаплазмоз, СПИД, гепатит В, цитомегаловирусная инфекция. Последнюю, к примеру, породили новые методы лечения (искусственное оплодотворение, трансплантация органов и тканей), создавшие дополнительные возможности проникновения цитомегаловируса в организм человека. Распространение употребления алкоголя, табака, наркотических веществ и все возрастающая их популярность среди молодежи приводят к росту числа онкологических заболеваний, слабоумия, деградации личности. На протяжении многих веков туберкулез унес неисчислимое количество человеческих жизней. В конце XX столетия, после длительного периода относительного затишья, заболеваемость туберкулезом значительно возросла, появились остро прогрессирующие его формы, напоминающие «скоротечную чахотку». В 1993 году ВОЗ объявила туберкулез проблемой «всемирной опасности». В настоящее время треть населения планеты инфицирована туберкулезом. Одной из самых распространенных болезней в экономически развитых странах, особенно США, является ожирение. Пищевая промышленность широко применяет консерванты, являющиеся канцерогенами [1 , С.9-10]. Сахарный диабет - это заболевание, которое, по данным Европейской ассоциации по изучению сахарного диабета (EASD), можно отнести к неинфекционной пандемии. За последние 3 года еще 86 млн. людей пополнили ряды больных сахарным диабетом. Сегодня в мире насчитывается более 246 миллионов больных сахарным диабетом (то есть 6 процентов всего взрослого населения планеты). Причем около половины из них - люди 35-55 лет. В России в настоящее время зарегистрировано более 2,5 миллиона больных диабетом. По оценкам экспертов, реально их число в 3-4 раза больше! На лечение диабета и его осложнений уходит до 25 процентов бюджета здравоохранения России; 90 процентов из этих средств тратится на осложнения диабета. Каждый год в мире заболевают 6 миллионов человек. Каждые 10 секунд в мире диабет уносит одну жизнь. За год он убивает более 3,5 миллиона человек. Осложнения диабета приводят к тому, что смертность от болезней сердца и от инсульта у больных сахарным диабетом в 2-3 раза выше, чем у не больных им. Слепота настигает их в 10 раз, а гангрена нижних конечностей почти в 20 раз чаще [3, С. 1]. Охрана здоровья и борьба с наиболее опасными заболеваниями - одна из глобальных задач человечества, поскольку является центральной в деле сохранения жизни на Земле. Среди факторов, формирующих здоровье населения, решающую роль играют не только здоровый образ жизни, состояние окружающей среды, наследственность и уровень здравоохранения, но и культурный и духовный потенциал общества. Прогресс цивилизации должен быть сопряжен с духовным самосовершенствованием людей, с отказом от абсолютизации материальных ценностей и возрождением гармонии между человеком и природой в духе лучших достижений народов. В дисбалансе отношений человека с природой кроется первопричина всех болезней цивилизации [1, С.11].

I P Gorshkov

Voronezh State Medical Academy

Email: Anna-volynkina@mail.ru

A P Volynkina

Voronezh State Medical Academy

Email: En-do@yandex.ru

V I Manannikova

Voronezh State Medical Academy

Email: Polnolunie2016@mail.ru

  1. Агаджанян Н.А., Чижов А.Я., Ким Т.А. Болезни цивилизации. - М., 2003.
  2. Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов // Психологический вестник. - Вып. 3. - Ростов-н/Д., 1998.
  3. Воронецкая Елена. Болезнь цивилизации. Сахарный диабет. Газетная группа «Коммуна», 2005. www.kommuna.ru.
  4. А.С. Татров. Психология: учебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2010. - 284 с.
  5. Парахонский А.П. Учение В.И. Вернадского и здоровье населения // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 9.
  6. Человек. Общество. Культура. (Введение в историю мировых цивилизаций): Учебное пособие для студентов под ред. Т.П. Мальковой / Т.В. Богомолова, В.О. Богомолова, Е.Е. Гришнова, Т. П. Малькова, И.Р. Назарова, М.А. Фролова. - Москва, 2012.
  7. Шурыгина Ю.Ю. Научно-практические основы здоровья: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 220 с.

Views

Abstract - 5

PDF (Russian) - 0

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies