QUIZ AS INTERACTIVE LEARNING STUDENTS FORM

Abstract


The articlepresents the possibility of using an interactive method of learning and knowledge control of the students designed for the teaching of the discipline "Pharmacognosy".

Актуальность. Основная задача высшей медицинской школы - подготовка всесторонне развитой, творческой личности специалиста, обладающего суммой профессиональных и общекультурных компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом. Поэтому очень важно обеспечить процесс обучения такими образовательными технологиями, которые позволяют сформировать вышеуказанные компетенции и превратить их в жизненные навыки. Материал и методы исследования. Метод (методы) должны быть эффективными, вызывать интерес у обучающихся, давать надежный результат при использовании в педагогическом процессе высшей медицинской школы, быть воспроизводимыми в работе и обеспечивать объективный контроль знаний, умений и навыков. К таким технологиям относят интерактивные формы обучения. Интерактивная технология обучения подразумевает не только двустороннее общение преподавателя и студентов, но и студентов между собой, обучает работать в команде, уважать мнение другого, свободу слова, искать самостоятельные пути решения проблем и т.д., повышает эффективность учебного процесса. Причем интерактивные методы обучения не обязательно должны предусматривать использование сетевых электронных образовательных ресурсов и электронных средств обучения. Они могут осуществляться на основе анализа учебных научно-педагогических текстов и заданий, использовавшихся ранее и продолжающих использоваться сейчас, например, профессиональных журналов «Российские аптеки», «Аптекарь» и других, ориентированных на читателей фармацевтического сообщества. Эти методы являются по сути компетентностноориентированными заданиями для увеличения общих и профессиональных знаний в системе 6 непрерывного фармацевтического и медицинского образования. Полученные результаты и их обсуждение. В этих аспектах мы используем викторину, которая рассматривается в качестве интерактивного метода обучения и контроля знаний студентов в рамках одного из разделов дисциплины «Фармакогнозия». Викторина включает в себя несколько раундов: «Кроссворды на обмен», «Латинский» кроссворд», «Что? Где? Когда?», «Вопросы от преподавателя». Предварительно студентам дается задание подготовить индивидуальные кроссворды из 20 слов на соответствующую тему. Для составления кроссворда на компьютере студенты могут воспользоваться онлайн-генераторами и компьютерными программами. Наиболее удобным, на наш взгляд, является онлайн-сервис «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com/crossword-ru/), который дает возможность с легкостью оформить и распечатать работу. Данный сервис бесплатный, регистрация не требуется. Недостатком данного сервиса является отсутствие возможности включения в вопрос рисунка. Разработаны и уточнены предварительные требования для подготовки таких видов кроссвордов. Во-первых, вопросы к словам кроссворда должны быть краткими, но емкими, однозначными для понимания, могут включать формулы и рисунки. Они должны быть разнообразными по тематике, то есть всесторонне охватывать раздел дисциплины. Во-вторых, вопросы и ответы кроссворда должны быть хорошо выверены. В случае ошибки в составлении кроссворда оценка составившему его студенту снижается. В-третьих, слова-ответы в кроссворде могут быть только именами существительными, причем как именами нарицательными, так и именами собственными (например, фамилии ученых, страны и др.), только на русском языке. В-четвертых, кроссворды могут быть представлены как в рукописном варианте, так и в печатном. При рукописном варианте работа должна быть написана аккуратно, понятным подчерком. В-пятых, обязательно, чтобы кроссворд и вопросы к нему были на одной стороне листа (для удобства заполнения кроссворда). В-шестых, на кроссворде, в правом верхнем углу отмечается ФИО и группа студента, его создавшего. При проведении викторины студенческая группа делится на две команды при участии преподавателя, задача которого состоит в формировании команд, примерно равноценных по уровню успеваемости входящих в них студентов. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Викторина предусматривает четыре раунда: Первый раунд - «Кроссворды на обмен». Студенты по командам меняются кроссвордами. Если в группе - нечетное количество студентов и одному человеку не хватило кроссворда, преподаватель дает ему «свой», резервный вариант. Чаще всего это кроссворд, подготовленный ранее студентами другой группы. Та команда, которая первой закончила решение кроссвордов другой команды, побеждает в данном раунде. Члены команды помогают друг другу при решении (разгадывании). В случае подозрения на ошибку или неточность в составлении кроссворда капитан команды обращается к преподавателю. Последний принимает решение об обращении к студенту, составившему кроссворд, и проводится уточнение спорного момента. За победу в этом раунде команда получает 3 балла. Второй раунд - «Латинский» кроссворд». Этот кроссворд предусматривает то, что студент отвечает на вопросы, поставленные на русском языке, латинскими наименованиями лекарственного растительного сырья, видовыми и родовыми названиями производящих растений и семейств, заполняя требуемые клетки на латинском языке. Вопросы могут включать любые характеристики лекарственного растения или сырья. Готовится он обычно преподавателем в двух вариантах (для двух команд), но в составлении подобных кроссвордов могут принимать участие и студенты. Количество вопросов - 10. На команду дается один вариант кроссворда. Количество копий определяется в зависимости от количества студентов в команде (из расчета один кроссворд на два студента). Выигрывает та команда, которая первая заполняет полностью одну копию кроссворда.За победу в этом раунде команда также получает 3 балла. Третий раунд - «Что? Где? Когда?». Команды на занятии составляют по 5 вопросов для другой команды, исходя из содержания изучаемого блока дисциплины. Вопросы должны предусматривать краткие ответы (например, «что такое…?», «Высокомолекулярные соединения, обладающие вяжущими свойствами», «Какое окрашивание образуется при…», «На чем основан метод…?», «К какому семейству…?», «Назовите предшественника…», «назовите вещество по представленной формуле (рисунок формулы)» и др.). На составление вопросов командам дается максимум 4 минуты. Затем вопросы проверяются без озвучивания преподавателем, при необходимости корректируются и передаются капитанам команд. Далее эти рассмотренные вопросы поочередно задаются капитанами команды для получения ответа от другой команды. Команде дается 30 секунд на обсуждение ответа, по истечение которых капитан команды определяет отвечающего. Команда, задающая вопрос, определяет правильность, ответа и оценивает ответ в 1 балл - при верном ответе, 0,5 балла - при частично верном, 0 баллов - при неверном ответе. При возникновении споров правильность ответа определяет преподаватель. Четвертый раунд - «Вопросы от преподавателя». Преподаватель готовит 10 вопросов, также предусматривающих краткие ответы (см. предыдущий раунд). Преподаватель задает вопрос, после чего члены каждой команды совещаются. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку и определил отвечающего. Если ответ был выкрикнут без вышеуказанной последовательности действий, то этот ответ не засчитывается. При неполном или неправильном ответе право ответа переходит к другой команде. Система оценки ответов - такая же, как в раунде «Что? Где? Когда?», но правильность ответа определяет преподаватель. При частично правильном или неправильном ответе команды преподаватель сообщает верное решение вопроса. Оценка результатов викторины. По завершение последнего раунда накопленные каждой командой баллы складываются. Побеждает та команда, которая накопила большее количество баллов. Для того, чтобы оценить каждого студента, необходимо учитывать правильность и уровень составления личного кроссворда, активность студента в последующих раундах. Оценка действий осуществляется по пятибалльной системе: «отлично»: кроссворд составлен безошибочно, содержит вопросы, всесторонне охватывающие раздел изучаемой дисциплины. Студент активно и результативно участвовал в обсуждении вопросов последующих раундов. «Хорошо»: кроссворд составлен не более, чем с одной ошибкой, содержит вопросы, всесторонне охватывающие раздел дисциплины, либо без ошибок, но вопросы однообразны, но сформулированы точно и имеют однозначный для понимания ответ. Студент недостаточно активно участвовал в обсуждении вопросов последующих раундов. «Удовлетворительно»: кроссворд составлен не более, чем с двумя ошибками, содержит вопросы, всесторонне охватывающие раздел дисциплины; либо без ошибок, но вопросы однообразны, содержат неточности формулировок. Студент практически не участвовал в обсуждении вопросов последующих раундов, был не активен. Оценку «Неудовлетворительно» получают студенты, если кроссворд составлен более, чем с двумя ошибками, содержит вопросы с неоднозначными формулировками ответов. Студент не участвовал в обсуждении вопросов последующих раундов, был не активен. Нами установлено, что подобная форма обучения очень эффективна как для получения знаний студентами, так и для контроля за освоением требований, предъявляемых компетенциями. Абсолютное большинство студентов, которые принимают участие в викторине, отмечают ее положительное влияние на возможность лучшего усвоения информации, на повышение интереса к практическим занятиям, на приобретение навыков работы в команде и так далее. Подобные дидактические средства вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность студентов, стимулируют у них сознательный поиск информации в изучаемой области. Составление, решение кроссвордов способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Остальные элементы викторины («Что? Где? Когда?», «Вопросы от преподавателя») помогают студенческому общению, межличностному взаимодействию, учат подчиняться мнению других или, наоборот, стать лидером и руководить действиями других участников викторины, способствуют получению и осмыслению знаний. Выводы. По нашему мнению, проведение учебного занятия или его части в подобной «персонально-соревновательной» форме создает преподавателю лучшие условия для выполнения наиболее сложной части его педагогической деятельности - оценке качества освоения студентами элементов основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 060301 - Фармация. На этапе текущего контроля успеваемости преподаватель получает «больше свободного времени» для оценки персональной активности, уровня знаний, поведенческих реакций студентов группы, их готовности соблюдать принятые в обществе моральные и правовые нормы поведения, способность и умение анализировать происходящее, оценить наличие у студента логичности и аргументированности проводимого анализа, умение участвовать в дискуссии, полемике, проявлять элементы толерантности. Ему, преподавателю, представляется возможность более объективно оценить овладение каждым студентом публичной речью, грамотности применения профессиональной терминологии при проведении обсуждения поднимаемых вопросов.

E V Mikhaylova

Voronezh N.N. Burdenko State Medical Academy

Email: milenok2007@rambler.ru

G I Shvedov

Voronezh N.N. Burdenko State Medical Academy

T A Bredihina

Voronezh N.N. Burdenko State Medical Academy

  1. Гордеева В.В. Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов / В.В. Гордеева // Известия пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 736-738.
  2. Зубрилин А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний / А.А. Зубрилин // Информатика и образование. - 2002. - № 8. - С.19-25.

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 1

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies