VELIKAYa OTEChESTVENNAYa VOYNA: K VOPROSU O DUKhOVNO-NRAVSTVENNYKh OSNOVAKh POBEDY
- Authors: Lupareva NN1, Subbotin EA1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 8, No S2 (2019)
- Pages: 8-9
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/80
Cite item
Full Text
Abstract
Изучаются духовно-нравственные основы победы Советского государства над фашистской Германией. Отмечается особая роль православного мировоззрения, заложенная в народное сознание ещё в годы Российской империи.
Full Text
Традиционно, рассуждая о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне, ссылаются на возможности социалистической пропаганды, подвиг народа во имя социалистического Отечества. Однако победа в этой кровопролитнейшей в истории России войне имела более глубокие корни. Интересно мнение американского историка Д. Гланца: «Для того чтобы постепенно складывающаяся новая Красная Армия вышла победительницей после четырёх лет беспрецедентной войны, потребовался опаляющий опыт войны и гибель довоенной Красной Армии» [3; 146]. Основную часть этой армии формировали молодые люди, рожденные после событий 1917 г. Теперь в строй вставали 35-40-летние мужчин, многие из которых воевали на фронтах Первой мировой войны и имели за неё Георгиевские кресты и медали. Призыву подлежали военнообязанные вплоть до 1890 года рождения, но есть данные и о призыве более старших возрастов вплоть до 1885 г. Многие выдающиеся советские военачальники, такие как Д.М. Карбышев, имели опыт службы в рядах царской армии в 1914-1918 гг. Советские школы авиастроения и танкостроения базировались на опыте и трад Туполев в досоветский период работал в КБ Игоря Сикорского. Знаменитый советский конструктор артиллерийского вооружения В.Г. Грабин являлся выпускником Петроградского артиллерийского училища, все преподаватели которого занимали высшие воинские чины императорской армии. Ориентируясь на этих людей И.В. Сталин был вынужден вернуться к образу великих предков, ввести погоны, легализовать Церковь. Заслуженные в Первой мировой войне Георгиевские кресты и медали, им позволили носить рядом с советскими наградами. Если довоенная Красная Армия стремилась подчеркивать отсутствие преемственности с императорской русской армией, то в годы Великой Отечественной войны акцентирование этой связи стало обыденным явлением. Так, в Красную армию возвращались понятия «офицер» и «офицерство». Само название войны Великая Отечественная было явной отсылкой к войне 1914-1918 гг., которая в Российской империи именовалась Второй Отечественной. В этом же ключе можно говорить и о реформе обмундирования красноармейцев, которая включала в себя возрождение близкой к императорской армии системы знаков различия. Если до 1941 г. погоны расценивались как символы контрреволюции, то в годы войны они заняли своё законное место на плечах русских солдат и офицеров. На знаменитом параде в Москве 7 ноября 1941 г. Сталин, утверждавший за 10 лет до войны, что «история России есть история ее битья», вдруг обратился к русским святым князьям Александру Невскому и Дмитрию Донскому и к еще недавно запрещенным русским национальным героям Кузьме Минину, князю Пожарскому, полководцам Суворову и Кутузову. Были учреждены правительственные награды: ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова - в честь глубоко верующих, жертвенно служивших Церкви и Родине людей, двое из которых являются православными святыми [4; 62]. С 40-х гг. XIX в. в русской армии священной традицией считалось начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские подвиги. В годы Великой Отечественной войны традиция была возрождена. Коренным образом изменились и военные операции советских войск. Они получили имена великих сынов России: «Кутузов», «Багратион», «Суворов», «Румянцев». Итоги операции «Багратион», в результате которой была освобождена Белоруссия, Восточная Польша и часть Прибалтики, совсем не походили на итоги боев 1941-1942 и даже 1943 г. Героический подвиг защитников Родины в 1941-1945 гг. был безусловно продолжением традиций служения Отечеству, сформированных в течение тысячелетней российской истории. Участник Великой Отечественной войны красноармеец А.И. Деревенец вспоминал: «обиженных и обездоленных в Советском Союзе было более чем достаточно, вспомнить хотя бы дикую бесчеловечную коллективизацию и раскулачивание, а ещё и “расказачивание ”. А потом уничтожение “врагов народа” - честных и преданных Родине людей. Погибли миллионы невинных ни в чём людей. Однако чувство верности своей, хоть и жестоко обидевших этих людей, Родине оказалось выше незаслуженных обид и испытаний» [3; 151]. В условиях войны на уничтожение весь русский народ, все солдатство и офицерство обратились к коренным, подспудным, столетиями складывавшимся идеалам Святой Руси. Это понимал и Сталин, который в беседе с американским послом А. Гарриманом так охарактеризовал народные цели войны: «Мы хорошо понимаем, что они [советские люди] воюют не за нас, а за свою Матушку-Россию» [4; 222]. Опыт старших поколений, мировоззрение которых базировалось на вечных, неоспоримых ценностях, безусловно, способствовал повышению морально-психологической стойкости молодых красноармейцев. Одним из важных воспитательных моментов такого воздействия являлась передача опыта восприятия молодым бойцом возможной смерти. В дореволюционной армии смерть в бою считалась почётной и рассматривалась через призму православного мировосприятия, как смерть за Веру, Царя и Отечество, как смерть «за други своя» [1; 30]. Не будет преувеличением сказать, что русский народ пусть не де-юре, но де-факто поменял дух и цели войны. Из схватки двух тоталитарных систем она по сути превратилась в апокалиптическое противостояние православного Третьего Рима с оккультным Третьим рейхом. В этом и состоит великий духовно-нравственный подвиг русского народа и русской армии. И именно демографический потенциал Российской империей вооружил Советский Союз теми ресурсами, которые дали возможность выстоять в невиданной доселе в мировой истории войне и на голову сокрушить врага, несмотря на изначально проигрышное для нашей страны соотношении материально-технических факторов. Когда мы говорим о солдатах-победителях 1945 г., мы должны помнить, что большинство из них родилось и получило воспитание во времена Российской империи. Однако это нисколько не умаляет подвига молодых поколений, рожденных и воспитанных уже в советской стране. Нашей целью является лишь восстановление широкого исторического контекста событий 1941-1945 гг.×
References
- Музафаров А.А. Роль наследия Российской империи в Великой Отечественной войне. Демографический аспект // Роль духовно-патриотической идеи в Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: РИСИ, 2015. С. 16-31.
- Мультатули П.В. Вклад Русской Православной цивилизации в Великую Победу 1945 г. // Роль духовно-патриотической идеи в Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: РИСИ, 2015. С. 7-15.
- Мультатули П.В., Музафаров А.А. Великая Отечественная война. Победа духа и традиции. М.: РИСИ, 2016. 184 с.
- Решетников Л.П. Вернуться в Россию. М.: ООО «Духовное преображение», 2017. 320 с.
- Сидоров А.Ю. Значение духовно-нравственных факторов Победы в Великой Отечественной войне // Роль духовно-патриотической идеи в Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: РИСИ, 2015. С. 59-64.