BITVA ZA SEVASTOPOL': VOYNA I MEDITsINSKAYa PROFESSIYa V SOVREMENNOM KINEMATOGRAFE
- Authors: Pankova M1, Voinova PA1, Boldyreva II1, Fomina NN1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 8, No S2 (2019)
- Pages: 4-5
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/78
Cite item
Full Text
Abstract
Анализируется изображение войны и медицинской профессии в современном кинематографе. Материалом для анализа стал фильм «Битва за Севастополь», вышедший на экраны в 2015 г. По мнению авторов, образ врача в фильме «Битва за Севастополь», равно как и сам фильм, производит впечатление неоднозначности и недосказанности.
Full Text
В следующем 2020 г. мы будем праздновать 75-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне. Это событие навсегда останется в памяти благодарных потомков. Фильмы о войне никогда не теряли своей актуальности и не побоимся этого слова "зрелищности". Восхищаться героизмом, проявленным на полях сражений, мужеством советских военных, офицеров и солдат, плечом к плечу сражавшихся за Отечество, присуще каждому сознательному российскому гражданину. Нельзя остаться безучастным, размышляя о страшной и одновременно величественной истории военных лет. Накануне Дня Победы, в очередной раз, просматривая старые фильмы о войне, испытываешь гордость за свою страну и бесконечную благодарность за жизни, которые сложили наши деды и прадеды ради мира и нашего будущего. На советских фильмах о Великой Отечественной войне было воспитано не одно поколение россиян. «Офицеры», «17 мгновений весны», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни «старики», каждый является образцом патриотического искусства и по-своему отразил подвиг целого народа. [2; 6]. Современный российский кинематограф не утратил интерес к военной тематике, и фильмы о Великой Отечественной выпускаются киностудиями с завидной периодичностью. [10]. Не многие задумываются, что за судьбой полюбившихся киноперсонажей нередко стоят человеческие судьбы реальных людей, истории, растоптанные в пыль войной. Об одной такой истории, которая впоследствии была экранизирована и заслужила гордое название «Битва за Севастополь», и пойдет речь. Теплый летний день, на одесском пляже горожане отдыхают после трудовой недели. Здесь и происходит первая встреча наших героев, подающего большие надежды врача, одесского еврея Бориса Чопак и студентки исторического факультета Людмилы. Так начинается фильм, в основу которого положена история жизни Людмилы Беловой (Павличенко) - легендарного советского снайпера. Она была первой и единственной "Lady Death" (так прозвала ее зарубежная пресса). 309 убитых фашистских захватчиков, бойцы шли в бой с ее именем на устах. Выйдя на широкий экран в 2015 г., эта картина получила неоднозначные отзывы, став объектом довольно резкой и подчас справедливой критики. Здесь и недостаточная прописанность мужских персонажей, и искажение исторических фактов, и обилие американских стереотипов и идеологических клише, придающих фильму антивоенный привкус. [1; 3; 5]. Многого стоит уже то, что повествование ведётся от лица Элеоноры Рузвельт - первой леди США (1933-1945), с которой Павличенко познакомилась во время своего визита в Соединенные Штаты в составе советской делегации в 1942 г. Тогда СССР был заинтересован в открытии Второго фронта - событии, которое наши западные союзники постоянно оттягивали. Встречаясь с американскими журналистами, Павличенко произнесла свои знаменитые слова: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» [7]. Однако фильм режиссёра Сергей Мокрицкого не совсем об этом. Картину сложно назвать патриотическим. Скорее, это человеческая история, история об ужасах войны, проникнутая идеями пацифизма, выразителем которого является один из главных персонажей Борис Чопак. Война, пришедшая внезапно ранним летним утром 22 июня, меняет судьбу Люды, простой советской девушки, как и судьбы миллионов других советских людей. Люда, пройдя снайперские курсы, уходит на фронт добровольцем, уходит, потому что не может по-другому. Безнадёжно влюблённый в неё Борис остаётся в тылу. На прощание он говорит: «Я должен быть здесь, у нас теперь разная война, каждый должен заниматься своим делом». Борис как врач и как влюблённый ненавидит войну. Она может отнять у него Людмилу. Отвечая на вопрос молодых военных накануне войны, сможет ли он её защитить, Борис отвечает: «Защитить - нет, а вот спасти - да». До самого начала войны он верит, что её удастся избежать. Однако чтобы быть ближе к любимой, Борис тоже уходит на фронт и становится военным врачом. В условиях большой войны победа над противником в значительной степени зависела от успешной работы медицинской службы, врачей и медсестёр, проявивших милосердие и подлинный героизм [4; 8; 9]. Они блестяще выполнили свою миссию на фронте и в тылу. Порою в жутких условиях, под пулями, во время страшных бомбардировок было возвращено в строй огромное количество раненных солдат. За годы Великой Отечественной войны погибло более 80 тысяч военных медиков [8, c. 15]. Появление в фильме «медицинской» темы, казалось бы, предоставило возможность сценаристам ещё раз почтить подвиг этих людей. Однако смогли ли они воспользоваться этой возможностью? Борис Чопак - вымышленный персонаж, интеллигентный и замкнутый молодой человек, заботливый и способный на самопожертвование. По сценарию он - талантливый хирург, и это неслучайно, так как основная задача медиков - не убивать, а спасать человеческие жизни. Несколько раз судьбы Бориса и Людмилы пересекаются. Дважды он спасает её на операционном столе, от полученных контузий. Во время эвакуации из Севастополя, он отдаёт ей свой эвакуационный талон, и гибнет, оставшись в осаждённом городе. Однако в образе врача из «Битвы за Севастополь» мы не находим высокой любви к Родине, присущей нашим прадедам, сострадания, милосердия, всего того, чему должно учить патриотическое кино. Борис изображается как «маленький» человек, не лишённый положительных моральных качеств, но зацикленный на своей любви к сильной женщине и равнодушный к грандиозным событиям, современником которых он является. В фильме этот персонаж никогда не изображён за работой, во время общения с пациентами за исключением своей любимой. Скомканность сценария не позволяет проследить, как зарождается его чувство к ней. В целом, образ врача в фильме «Битва за Севастополь», равно как и сам фильм, производит впечатление неоднозначности и недосказанности.×
References
- «Битва за Севастополь»: По стопам Левиафана [Электронный ресурс]. URL: https://whatisgood.ru/tv/films/bitva-za-sevastopol-po-sledam-za-leviafanom/ (дата обращения: 19.04.2019).
- Гуляев А. С., Евченко М. Н. Кино как средство патриотического воспитания // А. С. Гуляев, М. Н. Евченко / Молодой ученый. 2014. № 8. С. 749-751. URL https://moluch.ru/archive/67/11451/ (дата обращения: 19.04.2019).
- Данилов Ю. Критики о фильме «Битва за Севастополь»: «советское» кино с антивоенным привкусом / [Электронный ресурс]. URL: https://culturavrn.ru/cinematv/14996 (дата обращения: 19.04.2019).
- «… движимые чувством истинного милосердия» (на материале литературных произведений о Сталинградской битве) // Н.С. Прокурова / Вестник ВолгГМУ. 2013. Вып. 1 (45). С. 129-132.
- Кондрашов А. Изображая Рузвельт // Литературная газета [Электронный ресурс] URL: http://lgz.ru/article/-19-20-6509-20-05-2015/izobrazhaya-ruzvelt/ (дата обращения: 19.04.2019).
- Ланкин А.О., Иванова С.В. Великая Отечественная война в свете кинематографа / А.О. Ланкин, С.В. Иванова, И.И. Болдырева // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № S4. С.43-45.
- Неженская судьба Людмила Павличенко: как студентка истфака стала самой результативной женщиной-снайпером ВОВ [Электронный ресурс] URL: https://kulturologia.ru/blogs/120717/35252/ (дата обращения: 20.04.2019).
- Погодин Ю.И. Советское здравоохранение и медицина в Великой Отечественной войне / В.В. Кульбачинский, В.Р. Медведев, Ю.В. Тарасевич // Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии. 2015. Т. 5. №1. C. 8-15.
- Поповкина Г. С. Нравственный подвиг медиков в годы Великой Отечественной войны // Г.С. Поповкина // Россия и АТР. 2015. № 2. С. 91-100.
- Сбродова Д.А. Мой любимый фильм о Великой Отечественной войне. Как «Звезда» повлияла на моё представление о войне / Д.А. Сбродова // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № S4. С. 52-53.